Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах. Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: "любящий свой народ, свой край, свою Родину". Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению.
К сожалению, сегодня ресурсы краеведения современная школа, перегруженная требованиями к предметным «знаниевым» результатам, использует без большого энтузиазма, как в основном, так и дополнительном образовании, да и во внеурочной деятельности. А если и организуется, то в основном с готовыми и апробированными источниками, без открытия новых объектов исследования в результате активного краеведческого поиска. МБОУ «Ильинская СОШ №1» здесь является исключением. За многие годы в школе создана определённая система работы и в обучении, и в воспитании, фундаментом которой является краеведческий аспект. Это обусловлено запросом современного общества. Сегодня важно заложить в учениках механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь им жить в мире и согласии с людьми, с природой, культурой. Необходимо обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Одним из направлений этой деятельности и может стать краеведение.
Краеведческая работа осуществляется через исторический подход, интегрированность преподавания, экологизацию, деятельностный подход и учебно-исследовательскую деятельность. Разработанная система, основанная на краеведении, складывалась годами. В результате появился учебно-методический комплект, который состоит из следующих компонентов: авторская программа по краеведению; учебник «Ильинский родничок»; поурочные разработки к учебнику «Ильинский родничок» с электронным сопровождением к каждому уроку.
Составляющие УМК :
1. Создание авторской программы по краеведению. Изучив проблему преподавания краеведения в педагогической литературе, обобщив опыт коллег нашего района, разработала авторскую программу по краеведению для начальной школы (факультативный курс).
Ограничиваться рамками одной программы на определенном этапе стало уже неинтересно. Накапливались знания и теоретический материал, который можно было бы передать детям в более доступной и интересной форме.
2. Создание авторского учебного пособия. Руководствуясь авторской программой, разрабатывается учебное пособие и в 2010 учебном году на свет появляется плод многолетнего творческого труда: учебник «Ильинский родничок», написанный мной в соавторстве с учителем истории Кожокарь С.В. Это учебное пособие является одним первых в Пермском крае.
За четыре года учебник получил положительные отзывы со стороны педагогов, краеведов, жителей. Обучение краеведению стало более качественным. Однако педагоги района испытывали затруднения в методическом и дидактическом оснащении уроков, так как использовали материал учебника, не располагая более широкими краеведческими знаниями.
Кроме этого, реальностью сегодняшнего дня является информатизация образовательного процесса. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий.
3. Поурочные разработки к учебнику по краеведению «Ильинский родничок» с электронным сопровождением. Победа в VII конкурсе социальных и культурных проектов Ильинского муниципального района, в номинации «Наша Родина – Пермский край» позволила мне воплотить в жизнь очередную методическую идею (в соавторстве с Кожокарь С.В.). Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по краеведению для учебника «Ильинский родничок» с электронным сопровождением.
а) Теоретическая часть пособия имеет следующее содержание: статья «От авторов», пояснительная записка, тематический план на два года обучения с перечислением знаний, умений и навыков, которыми дети должны овладеть к концу обучения, Основную часть пособия составляют поурочные планы, в конце содержится дополнительный материал, который не вошел в тематику уроков учебника «Ильинский родничок».
В пособии представлены различные формы проведения уроков: урок – путешествие, урок – заочная экскурсия, урок с элементами театрализации, урок – беседа, урок – игра. Использование различных форм даёт детям возможность отправиться в путешествие, совершить виртуальную экскурсию, побывать в прошлом, встретиться с интересными людьми. Педагог может заимствовать полностью предлагаемые сценарии уроков, либо использовать их частично, встраивая в собственный план урока.
в) Электронное сопровождение
Особенностью пособия является электронное сопровождение, созданное в программе Microsoft Power Point. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Использование ИКТ поможет активизировать познавательную активность младших школьников, их мыслительную деятельность, расширить возможности традиционных методов обучения, повысить информационную насыщенность уроков. Данные электронные материалы содержат: фотографии, статьи энциклопедического словаря, иллюстрации, различные видеосюжеты, игровые и развивающие задания, тесты, кроссворды, ребусы, загадки и т.д.
Созданный учебно-методический комплект помогает учителю сегодня обеспечить не только предметные знания о родном крае, но способствовать формированию личностных и метапредметных результатов. Например, краеведение формирует не только знания о природе и истории родного края, об объектах культурного наследия, но и о способах изучения, описания, оценки, сохранения и приумножения нашего достояния. Очень важно, что учащихся при этом осваивают и методологию деятельности, получая «невидимые» продукты, а скорее результаты в виде умений осмысления и описания проблемы, определения цели, задачи, формулирования гипотезы, определения алгоритма деятельности. А оформление и представление краеведческой деятельности (исследовательской работы, проекта, стенда, буклета и др.) демонстрирует владение метапредметными знаниями и способами, характеризует уровень развития личности. При подготовке краеведческих заданий у учащихся-краеведов возникают нестандартные ситуации. Пытаясь найти способы разрешения проблемы, ученики осваивают коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные УУД, способы и приемы деятельности, важнейшими из которых являются анализ, обобщение, систематизация, классификация, доказательство.
Стараниями отдельных учителей-энтузиастов изучение родного края осуществляется и в самых активных и эффективных формах: проекты, образовательные экскурсии, детский туризм, музейные уроки, акции, конференции. Все это помогает решить актуальнейшую проблему оторванности образования от жизни, преодолеть его замкнутость, закрытость, а также расширить образовательное пространство за счет использования культурно-образовательных ресурсов музеев и учреждений. В Ильинской школе №1 таких учителей хватает. В 2011 году дополнительно к УМК по краеведению разработана программа для 1 класса «Экскурсии по родному краю», как подготовка к изучению курса (автор Краснова С.Л.). А в 2012 году создана программа «Спортивные краеведческие игры» (авторы Краснова С.Л., Кузьминых Л.И.). Краеведческие подвижные игры по характеру и содержанию напоминают народные подвижные игры. Через них дети получают знания о культуре, истории, природе родного края или закрепляют те, которые получены на уроках краеведения и внеклассных мероприятиях.
С 2011 года, опираясь на содержание учебника «Ильинский родничок, центром внешкольной работы «Мозайка» организуется районная интеллектуальная краеведческая игра для 3-4 классов.
Одним из средств развития познавательного потенциала является исследовательская деятельность. В 2011 году был организован зональный конкурс исследовательских работ младших школьников по краеведению: «Малая родина глазами юных краеведов». За четыре года существования, в конкурсе приняли участие юные исследователи из Сивинского, Нытвенского, Краснокамского, Верещагинского, Карагайского, Оханского и Ильинского районов. Интерес к конкурсу ежегодно растет. Исследовательская деятельность позволяет сформировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на освоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся, формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, развивает личностные качества ученика.
Таким образом, учебно-методический комплект по краеведению позволил активизировать педагогический процесс, способствовал достижению планируемых результатов, укреплению любви к познанию своего края, что является важным в формировании конкурентоспособной личности школьника.