Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы"
Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы"
Учебная программа по краеведению «Малая Родина – история и судьбы» для 7 класса общеобразовательной школы. – Абай, 2014. – 12 стр.
Составитель : Ердаулетова Г.Б.
Пояснительная записка
Краеведческое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении задач патриотического и нравственного становления личности, формировании их общей культуры, осознании ответственности каждого человека за судьбу своей малой Родины.
Любовь к Родине — важнейшее чувство для каждого человека. Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле. У взрослого это чувство подобно большой реке. А, как известно, у каждой реки есть исток — маленький ключик, с которого всё начинается.
Краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории,
связующая нить времен. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия, организацию поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой ее части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. Краеведение воспитывает у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтнического государства, уважение к истории Отечества, ценностям культуры.
Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно – коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих предках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием также информационных технологий, навыками общения.
Данная программа призвана развивать личность ребенка путем активации познавательной деятельности и реализации их устойчивого интереса к краеведению.
Целью краеведения является способствовать формированию гражданского патриотизма, информационной и исследовательской культуры, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
Задачи краеведения:
расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края
познакомить учащихся с разнообразием природных условий и ресурсов, с населением и хозяйством «Малой Родины»
познакомить учащихся с бытом, культурой, выдающимися людьми родного края;
сформировать исторические знания и исследовательские умения, нравственное отношение к традициям и обычаям своей «Малой Родины»;
воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою «Малую Родину»
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
историю родного края;
источники получения краеведческих знаний;
объекты изучения краеведения;
особенности природы родного края;
природные комплексы и охрана природы края.
Учащиеся должны уметь называть и показывать:
предмет и задачи краеведения;
объекты изучения краеведения;
географическое положение области, района, села.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания в повседневной жизни, включая правила поведения на экскурсиях, в природе и проведения опроса;
пользоваться различными источниками краеведческой информации, при проведении исследований;
объяснять и конкретизировать информации, полученные в процессе исследований.
Содержание программы
класс – 34 часа
Введение (2 часа).
Место краеведения в системе естественнонаучных дисциплин. Связь с другими предметами. Источники получения знаний.
Демонстрация:
Структура краеведения
Источники краеведческих знаний
Экскурсия: Поход в краеведческий музей, экскурсия по городу
Моя Родина – прошлое и настоящее (8 часов)
История образования Костанайской области. Легенды и мифы родного края. История образования с. Затобольск. Современные Костанайская область и Костанайский район. История села, ее настоящее.
Практическая работа:
Исследование истории области, района, села.
Определение по картам географических координат г. Костаная,
п. Затобольск, с. Абай и других населенных пунктах области.
Составление карты местности и схемы села.
Демонстрация:
План местности (рисунок, схема)
Географические карты
Богатства родной земли (7 часов)
Внутренние воды и водные ресурсы. Водохранилища и подземные воды. Растительный и животный мир. Полезные ископаемые.
Практическая работа:
Определение по карте месторасположение озер, рек, полезных ископаемых.
Нанесение на контурную карту рек, озер
Подготовка рефератов и сообщений о промышленных предприятиях Костанайской области
Демонстрация:
Физическая карта Костанайской области, Физическая карта Костанайского района. Карта полезных ископаемых Казахстана
Таблицы: «Растительный и животный мир Костанайской области», «Природные ресурсы»
Знакомство с воинами – интернационалистами. Матери – героини села Абай. Ветераны – односельчане. История школы.
Практическая работа:
Сбор данных о воинах – интернационалистах, матерях – героинях, ветеранах – односельчан
Составление «Книги памяти», сборника «Матери – героини села Абай»
Открытие стендов и выставок
Демонстрация:
Видеофильмов о родном крае, знаменитых жителях села
Экскурсия «Мой край»
Используемая литература
Баубекова, Г.К. Географическое краеведение Костанайской области [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Баубекова; КГПИ.- Костанай: КГПИ, 2009.- 67 с.
Лапшина, Ю. И. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-информационного центра в формировании толерантной личности / И. Ю. Лапшина // Школьная библиотека – территория детства. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011 .- С. 435 - 440.
Сомова, Т. Н. Краеведческая деятельность: учебно-практическое пособие / Орловский гос. институт искусств и культуры . - М. : Либерия-Бибинформ, 2006 . – 88 с.
Из истории города Костаная: (к 130-летию) [Текст] : сб. док. и материалов / Гос. архив Костанайской области. - Костанай, 2009. - 720 с.
Костанайская область: страницы истории (1936-2006 гг.) [Текст] : сб. док. / гл. ред. С. А. Медведев. - Костанай, 2006. - 890 с.
Из истории города Костаная: (к 130-летию) [Текст] : сб. док. и материалов / Гос. архив Костанайской области. - Костанай, 2009. - 720 с.
Ч49 Черныш П.М. Очерки истории Костанайской области. (историческая литература). –Кустанай: 1995 – 276с.
Костанайская область: прошлое и настоящее. В 2 ч [Текст]. Ч.2 / Под ред. И.К.Тернового.- Костанай, 2007.- 508 с.
ISBN 9965-760-94-2: 1500т.00т.
Костанайская область: энциклопедия. – Алматы, 2006. - 736 с.
Алтын дала: 1936-2006 : 70-летию Костанайской области посвящается [Текст] : фотокнига / ??раст. Г. Дильдяев. - Алматы, 2005. - 352 б. - (на каз., рус. и анг. яз.)
Костанайская область: энциклопедия: 70-летию посвящается / гл. ред. З. А. Алдамжар.- Алматы, 2006.- 732 с.
История Казахстана, Костанайская область, краеведение, труды преподавателей КГПИ.
ISBN 9965-760-32-2: Б.ц. История Казахстана. Краеведение, Костанайская область, история края.
Вишниченко В.Г. Костанайская областная Ассамблея народов Казахстана: история создания и становления. Костанай, 2006.
Искакова, К.А. География Костанайской области [Текст]: учеб. пособие / К.А. Искакова.- Алматы, 2003.- 93 с
География. Костанайская область, климат, население, полезные ископаемые, животный мир, водные ресурсы, рельеф, растительный покров, территория.
Анализ работы промышленных предприятий г. Костаная за 2008 год http://www.kostanay-city.kz
М 79 Моргун Ф.Т. Думы о целине. М., «Колос», 1968.-280с.
С15 Сандригайло Н. Ф. Соколовско-Сарбайский комбинат. (записки инженера).- Алма-Ата: Казгосиздат, 1963.-144с.
П16 Пан Н.Г. Соколовско-Сарбайский комбинат
В11 В краю хлеба и металла. Жизнь замечательных людей Кустанайской и Тургайской областей . Встречи, беседы. диалоги. Книга 1. / сост. О. Козыбаев .- Алматы: РГЖИ « Д?уір», Международный фонд имени Кунаева.-1994.-96с.
Т37 Тетерев Г.М. Кустанайская сокровищница. (природные богатства ) .-Кустанай: типография им. В.И. Ленина, 1956.-20с.
О павших в Афганистане (1980-1989): Книга памяти о воинах Костанайской области
Они вернулись с победой.: посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. / гл. ред. Есмуханов Т. И. - Костанай, 2010. - Кн. 2. г. Костанай. - 664 с. - (Книга памяти - Ескерткіш кітабы).
Ковтун, Н. Мир помнит вас... [Текст] : стихи // Н.Ковтун. - Костанай, 2010. - 171 с.
Белан, И. М. Велика просвещения нива / И. М. Белан, Т. Н. Калугина. – Костанай, 2007. – 515 с.
Архивные данные по изданиям «Тургайские просторы»
29. Олар Же?іспен оралды! Они вернулись с победой! Город Костанай .Ескеркіш кітабы.-Костанай: 2010.-679с
30. Олар Же?іспен оралды! Они вернулись с победой! Город Костанай .Ескеркіш кітабы.-Костанай: 2010.-664с
31. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
32. Материалы Интернет.
33. Исследования учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы" »
ГУ «Отдел образования» акимата Костанайского района
Абайская основная школа
Учебная программа
по краеведению
«Малая Родина –
история и судьбы»
Абай 2014
Учебная программа по краеведению «Малая Родина – история и судьбы» для 7 класса общеобразовательной школы. – Абай, 2014. – 12 стр.
Составитель : Ердаулетова Г.Б.
Пояснительная записка
Краеведческое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении задач патриотического и нравственного становления личности, формировании их общей культуры, осознании ответственности каждого человека за судьбу своей малой Родины.
Любовь к Родине — важнейшее чувство для каждого человека. Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле. У взрослого это чувство подобно большой реке. А, как известно, у каждой реки есть исток — маленький ключик, с которого всё начинается.
Краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории,
связующая нить времен. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия, организацию поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой ее части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. Краеведение воспитывает у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтнического государства, уважение к истории Отечества, ценностям культуры.
Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно – коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих предках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием также информационных технологий, навыками общения.
Данная программа призвана развивать личность ребенка путем активации познавательной деятельности и реализации их устойчивого интереса к краеведению.
Целью краеведения является способствовать формированию гражданского патриотизма, информационной и исследовательской культуры, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
Задачи краеведения:
расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края
познакомить учащихся с разнообразием природных условий и ресурсов, с населением и хозяйством «Малой Родины»
познакомить учащихся с бытом, культурой, выдающимися людьми родного края;
сформировать исторические знания и исследовательские умения, нравственное отношение к традициям и обычаям своей «Малой Родины»;
воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою «Малую Родину»
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
историю родного края;
источники получения краеведческих знаний;
объекты изучения краеведения;
особенности природы родного края;
природные комплексы и охрана природы края.
Учащиеся должны уметь называть и показывать:
предмет и задачи краеведения;
объекты изучения краеведения;
географическое положение области, района, села.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания в повседневной жизни, включая правила поведения на экскурсиях, в природе и проведения опроса;
пользоваться различными источниками краеведческой информации, при проведении исследований;
объяснять и конкретизировать информации, полученные в процессе исследований.
Содержание программы
класс – 34 часа
Введение (2 часа).
Место краеведения в системе естественнонаучных дисциплин. Связь с другими предметами. Источники получения знаний.
Демонстрация:
Структура краеведения
Источники краеведческих знаний
Экскурсия: Поход в краеведческий музей, экскурсия по городу
Моя Родина – прошлое и настоящее (8 часов)
История образования Костанайской области. Легенды и мифы родного края. История образования с. Затобольск. Современные Костанайская область и Костанайский район. История села, ее настоящее.
Практическая работа:
Исследование истории области, района, села.
Определение по картам географических координат г. Костаная,
п. Затобольск, с. Абай и других населенных пунктах области.
Составление карты местности и схемы села.
Демонстрация:
План местности (рисунок, схема)
Географические карты
Богатства родной земли (7 часов)
Внутренние воды и водные ресурсы. Водохранилища и подземные воды. Растительный и животный мир. Полезные ископаемые.
Практическая работа:
Определение по карте месторасположение озер, рек, полезных ископаемых.
Нанесение на контурную карту рек, озер
Подготовка рефератов и сообщений о промышленных предприятиях Костанайской области
Демонстрация:
Физическая карта Костанайской области, Физическая карта Костанайского района. Карта полезных ископаемых Казахстана
Таблицы: «Растительный и животный мир Костанайской области», «Природные ресурсы»
Знакомство с воинами – интернационалистами. Матери – героини села Абай. Ветераны – односельчане. История школы.
Практическая работа:
Сбор данных о воинах – интернационалистах, матерях – героинях, ветеранах – односельчан
Составление «Книги памяти», сборника «Матери – героини села Абай»
Открытие стендов и выставок
Демонстрация:
Видеофильмов о родном крае, знаменитых жителях села
Экскурсия «Мой край»
Календарно – тематическое планирование
№ п/п/
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Сроки
Введение
2
1
1
Место краеведения в системе естественнонаучных дисциплин
2
2
Экскурсия по городу
Раздел I
Моя Родина – прошлое и настоящее
8
3
1
Моя Родина - Казахстан
1
4
2
История образования Костанайской области
1
5
3
Город Костанай
1
6
4
Современная Костанайская область.
1
7
5
Костанайский район
1
8
6
Село Абай
1
9
7
Мое село на карте
1
10
8
Повторительно – обобщающий урок
1
Раздел II
Богатства родной земли
7
11
1
Внутренние воды и водные ресурсы
1
12
2
Водохранилища и подземные воды
1
13
3
Растительный мир
1
14
4
Животный мир
1
15
5
Полезные ископаемые
1
16
6
Промышленные предприятия по переработки полезных ископаемых
1
17
7
Игра «Монополия - 1»
1
Раздел III
Достопримечательности родной земли
5
18
1
Сосновый бор
1
19
2
Живые памятники
1
20
3
Экскурсия в Наурзумский заповедник
1
21
4
Туристические маршруты
1
22
5
Туристическая прогулка на лыжах
1
Раздел IV
Мое село
12
23
1
Встреча с войнами - интернационалистами
1
24
2
Исследование и создание сборника «Матери - героини»
1
25
3
Подготовка презентации «Матери - героини»
1
26
4
Торжественное открытие стенда и презентация сборника «Матери - героини»
1
27
5
История моей школы
1
28
6
Создание альбома «Страницы истории Абайской ОШ»
1
29
7
Игра «Монополия - 2»
1
30
8
История села в истории ВОВ
1
31
9
Создание книги памяти
1
32
10
Торжественное открытие стенда «Ветераны - односельчане»
1
33
11
Туристический поход «Мой край»
1
34
12
Игра «Миллионер»
1
Используемая литература
Баубекова, Г.К. Географическое краеведение Костанайской области [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Баубекова; КГПИ.- Костанай: КГПИ, 2009.- 67 с.
Лапшина, Ю. И. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-информационного центра в формировании толерантной личности / И. Ю. Лапшина // Школьная библиотека – территория детства. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011 .- С. 435 - 440.
Сомова, Т. Н. Краеведческая деятельность: учебно-практическое пособие / Орловский гос. институт искусств и культуры . - М. : Либерия-Бибинформ, 2006 . – 88 с.
Из истории города Костаная: (к 130-летию) [Текст] : сб. док. и материалов / Гос. архив Костанайской области. - Костанай, 2009. - 720 с.
Костанайская область: страницы истории (1936-2006 гг.) [Текст] : сб. док. / гл. ред. С. А. Медведев. - Костанай, 2006. - 890 с.
Из истории города Костаная: (к 130-летию) [Текст] : сб. док. и материалов / Гос. архив Костанайской области. - Костанай, 2009. - 720 с.
Ч49 Черныш П.М. Очерки истории Костанайской области. (историческая литература). –Кустанай: 1995 – 276с.
Костанайская область: прошлое и настоящее. В 2 ч [Текст]. Ч.2 / Под ред. И.К.Тернового.- Костанай, 2007.- 508 с. ISBN 9965-760-94-2: 1500т.00т.
Костанайская область: энциклопедия. – Алматы, 2006. - 736 с.
Алтын дала: 1936-2006 : 70-летию Костанайской области посвящается [Текст] : фотокнига / құраст. Г. Дильдяев. - Алматы, 2005. - 352 б. - (на каз., рус. и анг. яз.)
Костанайская область: энциклопедия: 70-летию посвящается / гл. ред. З. А. Алдамжар.- Алматы, 2006.- 732 с.
История Казахстана, Костанайская область, краеведение, труды преподавателей КГПИ.
ISBN 9965-760-32-2: Б.ц. История Казахстана. Краеведение, Костанайская область, история края.
Вишниченко В.Г. Костанайская областная Ассамблея народов Казахстана: история создания и становления. Костанай, 2006.
Искакова, К.А. География Костанайской области [Текст]: учеб. пособие / К.А. Искакова.- Алматы, 2003.- 93 с
География. Костанайская область, климат, население, полезные ископаемые, животный мир, водные ресурсы, рельеф, растительный покров, территория.
Анализ работы промышленных предприятий г. Костаная за 2008 год http://www.kostanay-city.kz
М 79 Моргун Ф.Т. Думы о целине. М., «Колос», 1968.-280с.
С15 Сандригайло Н. Ф. Соколовско-Сарбайский комбинат. (записки инженера).- Алма-Ата: Казгосиздат, 1963.-144с.
П16 Пан Н.Г. Соколовско-Сарбайский комбинат
В11 В краю хлеба и металла. Жизнь замечательных людей Кустанайской и Тургайской областей . Встречи, беседы. диалоги. Книга 1. / сост. О. Козыбаев .- Алматы: РГЖИ « Дәуір», Международный фонд имени Кунаева.-1994.-96с.
Т37 Тетерев Г.М. Кустанайская сокровищница. (природные богатства ) .-Кустанай: типография им. В.И. Ленина, 1956.-20с.
О павших в Афганистане (1980-1989): Книга памяти о воинах Костанайской области
Они вернулись с победой.: посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. / гл. ред. Есмуханов Т. И. - Костанай, 2010. - Кн. 2. г. Костанай. - 664 с. - (Книга памяти - Ескерткіш кітабы).
Ковтун, Н. Мир помнит вас... [Текст] : стихи // Н.Ковтун. - Костанай, 2010. - 171 с.
Белан, И. М. Велика просвещения нива / И. М. Белан, Т. Н. Калугина. – Костанай, 2007. – 515 с.
Архивные данные по изданиям «Тургайские просторы»
29. Олар Жеңіспен оралды! Они вернулись с победой! Город Костанай .Ескеркіш кітабы.-Костанай: 2010.-679с
30. Олар Жеңіспен оралды! Они вернулись с победой! Город Костанай .Ескеркіш кітабы.-Костанай: 2010.-664с
31. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.