Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля «Географическое краеведение»(6 кл.) является составной частью интегрированного базового курса «География: начальный курс» (6 кл), авт. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, издательство «Дрофа». Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Введение содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «География»(6-11 кл.) составляет суть краеведческого принципа преподавания предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент образования.
Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель данного курса – формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Задачи курса:
-развитие комплексных знаний и умений городской среды, географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;
-овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике;
-адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;
- воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.
Структура программы. Логика построения программы модуля « Географическое краеведение» подчинена последовательности изучения тем начального курса географии в 6 классе. Ключевые темы программы модуля: введение, на какой Земле мы живём, план и карта, человек на Земле, планета Земля, литосфера – каменная оболочка, гидросфера – водная оболочка, атмосфера – воздушная оболочка, биосфера – оболочка жизни, географическая оболочка.
Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, картографический, теоретический, проблемного изложения и другие Изучение модуля «Географическое краеведение» предполагает сочетание теоретических(19 часов) и практических(15 часов) видов деятельности учащихся. Приоритет отдан коллективным формам организации учебной деятельности форм обучения, практикумам, исследованиям, экскурсиям, разработке проекта. Соотношение теоретической и практической части 56%: 44%.Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера, а также с привлечением фондов школьной музейной экспозиции, которая является координирующим центром воспитательной системы школы. Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа факультативного занятия "Краеведение" »
МБОУ «Чибилинская СОШ»
ПРОГРАММА
Факультативного курса по географии
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА
Составитель: Санина Э.Л., учитель географии
Пояснительная записка
Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля «Географическое краеведение»(6 кл.) является составной частью интегрированного базового курса «География: начальный курс» (6 кл), авт. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, издательство «Дрофа». Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Введение содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «География»(6-11 кл.) составляет суть краеведческого принципа преподавания предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент образования.
Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель данного курса – формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Задачи курса:
-развитие комплексных знаний и умений городской среды, географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;
-овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике;
-адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;
- воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.
Структура программы. Логика построения программы модуля « Географическое краеведение» подчинена последовательности изучения тем начального курса географии в 6 классе. Ключевые темы программы модуля: введение, на какой Земле мы живём, план и карта, человек на Земле, планета Земля, литосфера – каменная оболочка, гидросфера – водная оболочка, атмосфера – воздушная оболочка, биосфера – оболочка жизни, географическая оболочка.
Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, картографический, теоретический, проблемного изложения и другие Изучение модуля «Географическое краеведение» предполагает сочетание теоретических(19 часов) и практических(15 часов) видов деятельности учащихся. Приоритет отдан коллективным формам организации учебной деятельности форм обучения, практикумам, исследованиям, экскурсиям, разработке проекта. Соотношение теоретической и практической части 56%: 44%.Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера, а также с привлечением фондов школьной музейной экспозиции, которая является координирующим центром воспитательной системы школы. Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.
Учебно-тематический план образовательной программы модуля
«Географическое краеведение» 6 класс (35 часов учебной нагрузки)
№ темы
№ п/п
Наименование раздела,
темы
Теория
Практика
I
1
Введение. Организация наблюдений за погодой»
1
II
2
На какой Земле мы живём.
Вклад земляков в развитии знаний о Земле
1
3
Современные исследования территории
1
III
4
Планета Земля.
Влияние движения Земли
1
5
Смена времён года
1
IV
6
План и карта.
Ориентирование на местности.
1
1
7
.Изображения земной поверхности моего района.
1
2
8
План местности.
1
3
9
Географическая карта родного края
0,5
4
10
Градусная сеть на карте родного края
0,5
5
11
Географическое положение Республики Алтай и Улаганского района.
1
V
12
Человек на Земле.
Заселение Республики Алтай. Коренное население
1
13
Народы Республики Алтай. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.
2
VI
14
Литосфера - твёрдая оболочка Земли
1
15
Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня
1
16
Стихийные природные явления на территории края
1
17
Особенности рельефа своей местности и его изменение
1
1
18
Влияние человека на рельеф моего района. Геологические памятники природы
1
VII
19
Гидросфера – водная оболочка Земли.
1
20
Внутренние воды родного края.
1
21
Внутренние воды и рельеф
0,5
22
Внутренние воды и климат
0,5
23
Памятники природы гидросферы родного края
1
24
Влияние человека на водные объекты моего края
1
VIII
25
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Режим отдельных метеоэлементов
1
26
Погода моей местности.
1
17
Климат родного края.
1
28
Опасные явления в атмосфере
1
29
Взаимосвязь человека и атмосферы
1
XI
30
Биосфера – оболочка жизни.
Растительный и животный мир своей местности
1
31
Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Республики Алтай
1
X
32
Географическая оболочка
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах
1
33
Природные зоны Республики Алтай.
1
34
Культурные ландшафты свое местности.
1
35
Повторение тем.
ИТОГО
19
15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение(1 час)
Экскурсия (Практическая работа №1)
Творческие работы.1.Репортаж о Республике Алтай (по материалам СМИ)
2. сочинение о природе Республики Алтай.
На какой Земле мы живём (2 часа)
Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле.
Творческие работы.1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.
2. Путешествие за океан
Запуск мини-проектов учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»
Тема: Современные исследования территории
Творческие работы:1.Интересны люди города (Почётные граждане).
Планета Земля(2 часа)
Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы.
Творческие работы.1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?
3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.
Тема: Смена времён года. Особенности своего края.
Творческие работы.1.Астрономический год.
План и карта(6 часов)
Тема: Ориентирование на местности.
Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам
Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.
Тема: Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.
Тема: План местности.
Практическая работа №3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки.
Творческие работы.1.План моего двора.2. Составление подробного плана школы.
Практическая работа№4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.
Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов.
Тема: Градусная сеть на карте
Практическая работа №5 Определение, географических координат
Тема: Географическое положение Республики Алтай
Практическая работа №6. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Республики Алтай и России
Творческие работы.1.Республики Алтай из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.
Человек на Земле(2 часа)
Тема: Из истории заселение территории Республики Алтай. Коренное население.
Творческие работы:1.Стоянки первых людей на территории Республики Алтай, их связь с природой.
Тема: Народы территории проживания.
Практическая работа №7. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой
Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы Республики Алтай. 2.Национальная одежда, традиции народов Республики Алтай.3. Наша семейная реликвия.
Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)
Тема: История формирования современного рельефа.
Творческие работы:1.Путешествие вглубь Земли (на примере своей местности)
2.Геологический профиль своей местности.
Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.
Практическая работа №8. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
Творческие работы.1.Составление коллекции « Горные породы моей местности».
Тема: Стихийные природные явления в литосфере своей местности
Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)
Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение
Практическая работа №9. Описание рельефа по физической карте и типовому плану
Творческие работы.1. Эоловые формы рельефа. 3.Топонимы объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.
Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.
Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы.
Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)
Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.
Практическая работа №10 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания
Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.
2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.
Тема: Внутренние воды и рельеф.
Практическая работа №11. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.
Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)
Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.
Практическая работа №12. Описание озера, болота, родника (по выбору)
Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке
Тема: Памятники природы гидросферы родного края.
Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы гидросферы»
Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.
Творческие работы. Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния реки на заселение края.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов)
Тема: Режим отдельных метеоэлементов
Практическая работа №13. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.
Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.
Тема: Погода моей местности
Практическая работа №14 Составление описания погоды по сезонам года.
Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.
Тема: Опасные явления в атмосфере.
Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу.
3. Шаровая молния.
Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы школы
( Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации( по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)
Биосфера - живая оболочка Земли( 2 часа)
Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.
Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края.3. Проблемы использование населением даров леса
Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Республики Алтай
Весенняя экскурсия (Практическая работа№15) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»
Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования
Географическая оболочка (3 часа)
Тема: ПТК своей местности.
Весенняя экскурсия (Практическая работа№16) «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»
Тема: Природные зоны своей местности Изменение природных зон под влиянием человеком.
Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения Республики Алтай.
Тема: Культурный ландшафт.
Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.
Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края
Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение»
(в рамках школьной научно-практической конференции)
Требования к знаниям и умениям учащихся
Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;
Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме.
Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:
3.А.Г.Шурыгина, Г.М. Алалыкина, В.И. Колчанов. Программа по изучению родного края.-Киров.- ИУУ.-1995г
Дополнительные:
Гусева Е.Е. География 6 класс. «Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителя.- М.: Просвещени,2008
Учебные программы элективных курсов по географии, экологии, экономике в условиях профильного обучения школьников (6-10классы).-Киров: КИПК и ПРО.-2005.
Сайты интернета.
1.http://maps.yandex.ru/
2.http://maps.google.ru/
Электронные ресурсы:
1.Начальный курс географии. 6 класс. Образовательная коллекция. [Электронный ресурс]. – М.: «1С», 2002. – 1CDдиск.
Примерное учебно-тематическое планирование образовательной программы модуля "Географическое краеведение" 6класс
№
Наименование раздела, темы
Цели по содержанию
Тип урока
ФОУД
Понятия, категории, номенклатура
Практические работы
Контроль ЗУН
Планируемый результат
образовательные уровни познания (БУ-базовый уровень, ПУ-повышенный уровень, УУ-углублённый уровень
БУ: понятия, цели и задачи курса краеведение, источники информации
ПУ: влияние источников краеведческой информации на духовно-нравственное развитие личности
УУ: методы исследования, объекты и предметы исследования на территории проживания
ЛД: формировать нравственно-эстетическое отношение к родному краю, любви к малой родине. Осознавать значимость изучения родного края. ПД: проводить наблюдения за объектами
Практическая работа №1 Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов
Отчет по экскурсии начало ведения дневника наблюдений
работа с разными источниками информации, приборами, инструментами
2
На какой Земле мы живём. Вклад земляков в развитие знаний о Земле.
БУ: географические путешествия, знатные люди родного края ПУ: влияние открытий в развитии края УУ: изменения образа территории по мере освоения России
ЛД: вклад вятских путешественников в открытие неизвестных земель ПД: умение структурировать знания по теме
Урок-путешествие
фронтальная, индивидуальная
карта, путешест-вия, экспедиции, открытия
Работа с научно-популярными источниками информации. Интернет-ресурсами
план-конспект
работа с разными источниками информации,
3
Современ-ные исследова-ния террито-рии
БУ: научные институты края, космонавты В. Савиных, А. Серебров ПУ: значения Вятского края в развитии страны УУ: социально-экономические проблемы освоения территории
ЛД: где родился. там и пригодился ПД: строить речевое высказывание РД: планирование действий при подготовке выступления КД: строить продуктивное взаимодействие с одноклассником при подготовке сообщения и обсуждении проблем
Работа с научно-популярными источниками информации
Презентация персо-налиев
работа с разными источниками информации, презентация работы
4
Планета Земля. Влияние движения Земли
БУ: : виды вращений Земли и их следствия ПУ: явления на основе видов движений Земли УУ: ритмичность географической оболочки
ЛД: значение движения Земли вокруг Солнца и своей оси для жизни на Земле ПД: установление причинно-следственных связей в системе Земля-Космос
Урок актуализации знаний и умений
парная, индивидуальная
Теллурий, Планеты Солнечной системы, профессия космонавт-исследова -тель
Работа с научно-популярными источниками информации
План-конс-пект
Схема движения Земли
5
Смена времён года
БУ: роль космоса в жизни родного края ПУ: следствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси для человека и природы УУ: современные иссле-дования космоса и при-менение их в практике и жизни
ЛД: значимость смены времён года для человека и природы ПД: построение логической цепи рассуждения влияния движения Земли на природу планеты
Комплексного применения ЗУН
Группо-вая, индивидуальная
Теллурий, схема движения Земли
Работа с научно-популярными источниками информации
лёгкий экза-мен
Сводная таблица "Положение Земли и времена года"
6
План и карта. Ориентирование на местнос-ти.
БУ: расстояния, компас, азимуты на местности, по плану и карте, способы ориентирования
ПУ: сравнение способов ориентирования
УУ: создание и чтение топографических карт своей местности
КД: уметь слушать и продуктивно работать в группе
ПД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
ЛД: осознавать значение знаний темы для личной безопасности
Практи-кум
Фронта-льная, группо- вая,
Компас, планшет, азимут, гномон
Практическая работа№2 Определение направлений, расстояний, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам.
Отчет по практике
Чтение топографической карты
7
Изображе-ния земной поверхно-сти моего района.
БУ: виды изображений земной поверхности
ПУ: информационные модели объектов на основе чтения источников информации
УУ: взаимосвязи источников информации
ПД: Развивать познавательные универсальные учебных действий: анализ объектов, выбор критериев
КД: Развивать коммуникативные умения при интеграции в группы сменного состава
Практическая работа№3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки.
Отчет по практике
План пришколь-ного участка методом полярной съемки.
Маршрутная съемка территории (индивидуально)
9
Географи-ческая карта микрорай-она прожива-ний.
БУ: географические объекты на местности и тематических картах
ПУ: влияние географического положения на природу территории проживания, различия в расстояниях на планах, картах и глобусе УУ: карта – категория, изменяющаяся во времени и пространстве
ЛД: Осознавать значимость данной темы для людей различных профессий
РД: развивать ответственность за правильность принятого решения
Практи-кум
парная, индивид-уальная
Карта, координаты, градусная сеть, легенда карты
Практическая работа №4 Определение географического положения объектов на территории района проживания, их описание.
Отчет по практике
Модель - ментальная карта расположения географических объектов, на примере своей местности
10
Градус-ная сеть на карте микрорай-она школы
БУ: координаты географических объектов ПУ: взаимосвязь ГП и природы родного края , сравнение с другими субъектами РФ УУ: целостность географической оболочки
ЛД: осознать значимость градусной сети для ориентирования по карте РД: развивать ответственность за правильность принятого решения ПД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Практи-кум
фронтальная, индивидуальная
Глобус, карта, координа-ты, градусная сеть
Практическая работа №5 Определение, географических координат крайних точек и города Кирова.
отчёт по практике
Ориентирование по карте области
11
Географическое положе-ние террито-рии прожива-ния.
ПУ: взаимосвязь ГП своей местности и компонентов природы
УУ: учение о географическом положении
ПД: выбирать основания (признаки) и критериев для сравнения объектов по координатам и наоборот
ОД: выбрать личную цель и формы контроля своей учебной деятельности
ЛД развивать стремления к самоутверждению
Практи-кум
индивидуальная
Картогра-фия
Практическая работа №6 . Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Кировской области и России
Отчет по практике
Контурная карта микрорайона, таблица «Сравнение географического положения объектов»,
12
Человек на Земле. Из истории заселения террито-рии края.
БУ: славяне, вятичи, вятчане , ушкуйники. Эммаусский, Бердинских ПУ: рельеф и речная сеть как фактор заселения территории УУ: проблемы расселения людей на территории проживания.
ЛД: значимость приспособления людей к жизни в различных условиях ПД: применение методов информационного поиска выдвижение гипотез и их обоснование
ИНМ
парная , индивидуальная
Восточно-Европейская равнина, Вятка
Работа с научно-популярными источниками информации
Тематический конспект
Ментальная карта "История заселения края"
13
Народы террито-рии прожива-ния.
БУ: коренные и пришлые народы ПУ: взаимосвязь жилища, занятий, традиций с окружающей средой УУ: проблема сохранение этнокультурных ценностей
ЛД: этническое самосознинаие , многообразие языков и народов КД: генеологическое древо моей семьи
Практи-кум ( урок-ярмарка)
Парная, индивидуальная
Экспонаты музейной экспозиции,
Практическая работа№7. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.( Урок в школьном музее)
Коллаж "Народы Вятского края"
Сводная таблица особенностей народов Вятского края.Генеологическое древо моей семьи
14
Литосфе-ра - твёрдая оболочка Земли. История формиро-вания современ-ного рельефа
БУ: земная кора, мантия. Литосфера, литосферные плиты. Геология. Теория движения литосферных плит. ПУ: взаимосвязь строения литосферы с рельефом Земли. УУ: целостность географической оболочки
ЛД: наблюдение и исследование-путь познания сложных природных процессов ПД: поиск и выделение необходимой информации
Работа с картами"Строение земной коры, Тектоническая карта Кировской области, Геологическая карта Кировской области"
Графический конспект
Ментальная карта расположения Кировской области в системе литосферных плит.
15
Минера-лы и горные породы своей местнос-ти, особенности их залегания. Человек и мир камня
БУ:виды полезных ископаемых, география расположения, классификация минералов и горных пород по происхождению ПУ: Взаимосвязь рельефа и строения земной коры и полезных ископаемых УУ: проблемы рационального использования и сохранения ОС
ЛД: многообразие и многосторонняя значимость минералов и горных пород ПД: выбор оснований и критериев для классификации объектов
Практическая работа №8.Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
отчёт по практике
Сравнительная таблица
16
Стихий-ные природ-ные явления на террито-рии края
БУ: движения земной коры ПУ: причинно-следственные связи возникновения стихийных явлений УУ:изменение природы под действием внутренних и внешних сил
ЛД: правила поведения во время экстремальных ситуаций РД: отбор способов действия ПД: выведение следствий, установление причинно-следственных связей
ИНМ
Фронта-льная , индивидуальная
землетрясения, вулканы, оползни
Работа с научно-популярными источниками информации
Экспресс-тест
Графический конспект
17
Особен-ности рельефа своей местнос-ти и его измене-ние
БУ: тектонические структуры и формы рельефа своей местности, особенности размещения современных форм рельефа ПУ: взаимосвязь рельефа и строения земной коры УУ:географические закономерности формирования рельефа и полезных ископаемых
ЛД: равнины в жизни человека РД: контролировать и оценивать результаты деятельности ПД: анализ объектов с целью выделения признаков
Практи-кум
фронтальная, индивидуальная
равнины, возвышенности, увалы, холмы
Практическая работа№9. Описание рельефа по физической карте и типовому плану
отчёт по практике
контурная карты "Основные формы рельефа своей местности"
18
Влияние человека на рельеф моего района. Геологи-ческие памятни-ки природы
БУ: особенности рельефа, влияющие на жизнь, труд и отдых населения ПУ: особенности освоения равнинных территорий УУ: проблемы рекультивации земель
ПД: поиск и выделение необходимой информации КД: умение слушать и вступать в диалог
Комбинирован-ный
фронтальная , индивидуальная
памятник природы
Работа с физической картой края, с научно-популярными источниками информации
тест по данному разделу
Компьютер-ная презентация
19
Гидрос-фера – водная оболочка Земли.
БУ: состав и строение гидросферы на примере своего края ПУ: взаимосвязь компо-нентов природы на при-мере внутренних вод своей местности УУ:экологические проблемы внутренних вод своей местности, методы геоэкомониторинга
ЛД: универсальная ценность воды , ПД: умение структурировать знания
Урок актуализации знаний и умений
Фронта-льная , индивидуальная
гидросфер, круговорот,части гидросфе-ры
Работа с физической картой края, картины, видеоряд
лёгкий экзамен
Круговорот воды в природе на примере своего края
20
Внутрен-ние воды своей местнос-ти.
БУ: река, части реки, озера, болота, роль в жизни человека ПУ: отличительные особенности речной сети области УУ:Построение профиля речной долины местности по топографичечской карте
ЛД: речная вода-важнейшая ценность ПД: умение структурировать знания
Практи-кум
фронтальная , индивидуальная
река, озеро, болото, подземные воды
Практическая работа№10. Нанесение на контурную карту объектов гидросферытерритории проживания.
эксперсс-тест по номенкла-туре
Контурная карта
21
Внутрен-ние воды и рельеф
БУ: равнинный характер рек края ПУ: зависимость характера течения реки от рельефа УУ: закономерности размещение внутренних вод своей местности
ЛД: мини-ГЭС -будущее края РД: планирование действий при выполнении практической работы ПД: поиск и выделение необходимой информации
Практи-кум
Фронта-льная , индивидуальная
характер течения, водопад
Практическая работа№11. Описание реки по теметическим картам и типовому плану.
отчёт по практике, индивидуальный опрос
Профиль речной долины (диаграмма "изменение уровня воды в реке")
22
Внутрен-ние воды и климат
БУ: режим реки, питание рек и элементы водного режима, описание режима реки ПУ: зависимость режима реки от климата УУ:экологический паспорт водных источников своей местности
ЛД: густая речная сеть края РД: планирование действий при выполнении практической работы ПД: поиск и выделение необходимой информации
Практи-кум
фронтальная , индивидуальная
умеренно- континентальный климат
Практическая работа№12. Описание озера, болота, родника (по выбору)
отчёт по практике
Кроссворд "Внутренние воды Кировской области"
23
Памятни-ки природы гидросфе-ры родного края
БУ:уникальные природные объекты ПУ: отличительные особенности гидрологических памятников УУ:целостность географической оболочки
РД: планирований действий по подготовке выступления КД:уметь слушать и продуктивно работать в группе
Комбинирован-ный
группо-вая, индивидуальная
памятник природы
Работа с физической картой края, с научно-популярными источниками информации
индивидуальный, фронтальный опрос, викторина
компьютер-ная презентация
24
Влияние человека на водные объекты моего края
БУ: загрязнение ПУ: зависимость хозяйствования человека от обеспеченности водными ресурсами УУ:экологические проблемы использования малых рек
ЛД:правила поведения во время экстремальных ситуаций КД: Участвовать в коллективном обсуждении проблем
Комбинирован-ный
парная, индивидуальная
использование воды в хозяйственной деятельности. Профессия-эколог
Работа с физической картой края, с СМИ, с научно-популярными источниками информации
тест по данному разделу
Дерево проблем " Сохраним малые реки"
25
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
БУ: строение атмосферы., значение в жизни природы и человека. Современные исследования. ПУ: взаимосвязь между метеоэлементами УУ: географические закономерности процессов атмосферы
ЛД: значение атмосферы для жизни человека РД: планирование действий ПД: выбор эффективных способов решения задач
Практическая работа№13 Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.
отчёт по практике
Ведение дневника наблюдений
Режим отдель-ных метеоэле-ментов
26
Погода моей местнос-ти.
БУ: элементы погоды, типы погод по сезонам года ПУ: причины изменения типов погоды по сезонам года, влияние погодных процессов на хозяйственную деятельность и здоровье человека УУ: географическая зональность
ЛД: значение прогноза погоды для человека ПД: выбор оснований и критериев для сравнения
Практи-кум
парная, индивидуальная
Фенологи-ческие наблюде-ния. Профессия-синоптик
Практическая работа№14 Составление описания погоды по сезонам года.
отчёт по практике
Прогноз погоды на ближайшие 2-3 дня
17
Тип климат территории прожива-ния и причины его формиру-ющие. Климат и человек.
БУ: климат , ПУ: зависимость климата о географическогй широты УУ:изменение климата во времени и пространстве
ЛД: влияние климатических условий на жизнь и быт людей ПД: выбор оснований и критериев для сравнения
Комбинирован-ный
парная, индивидуальная
Профессия-метеоролог
Работа с климатическими картами области.
экспересс-контроль
Научно-художественное описание сезонов года
28
Опасные явления в атмосфе -ре
БУ:сезонные погодные явления ПУ: отличительные особенности явлений погоды УУ:современные исследования опасных явлений в атмосфере
ЛД: правила поведения во время экстремальных ситуаций РД: адаптация людей к климату ПД: умение структурировать знания на основе интеграции географии, физики, ОБЖ
ИНМ
фронтальная , индивидуальная
ураган, снегопад, гололёд, заморозки, оттепели
Работа с научно-популярными источниками информации, информацией СМИ.
индивидуальный, фронтальный опрос
Составление видеоряда(Стендовый доклад)
29
Взаимо-связь человека и атмосфе- ры
БУ: меры по охране атмосферы ПУ: зависимость хозяйственной деятельности человека и здоровья от погодных и климатических условий УУ:экологические проблемы своей местности, сязанные с загрязнением атмосферы
ЛД:чистота воздуха и здоровье человека КД: умение слушать и вступать в диалог по данноё проблеме ПД:Организация экологического мониторинга оценки чистоты воздуха
Комбинирован-ный
Фронта-льная , индивидуальная
Загрязне-ние атмосферы
Работа с научно-популярными источниками информации, информацией СМИ.
тест по данному разделу
картирова-ние источников загрязнения атмосферы
30
Биосфе-ра – оболочка жизни.
БУ: Биосфера, учение В.И.Вернадский о биосфере ПУ: Взаимодействие оболочек Земли УУ:целостность географической оболочки
ЛД: Единство человека и природы ПД: применение методов информационного поиска
ИНМ
Фронта-льная , индивидуальная
состав биосферы. Профессия-биолог.
Работа с научно-популярными источниками информации, информацией СМИ.
индивидуальный, фронтальный опрос
Схема "Взаимодействие оболочек Земли"
Растительный и животный суши и водоёмов своей местно-ти.
БУ: биоразнообразие своего края ПУ: взаимосвязь растительного и животного мира УУ: проблема сохранение биологического разнообразия
ЛД: живая природа и человек РД: планирование действий ПД: рефлексия способов и условий деятельности КД:участвовать в коллективном обсуждении
Экскурсия-практи-кум
парная, индивидуальная
биота, флора, фауна
Весенняя экскурсия (Практическая работа) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»
Отчёт по экскурсии
Наблюдение, Фоторепор-таж
31
Экологич-еские проблемы.
БУ: понятия :экология, экологическая проблема, экологическая ситуация .Биологические памятники природы. Красная книга Кировской области ПУ: особо охраняемые территории родного края и их классификация УУ:пути решения геоэкологических проблемы своей местности
ЛД: кто, если не я КД: дискуссия по решению экологических проблем
Комбинирован-ный
Группо-вая , индивидуальная
памятник природы. Красная книга
Работа с картой, с научно-популярными источниками информации, информацией СМИ.
индивидуальный, фронтальный опрос
Презентация " По страницам Красной книги", "Памятники природы"
32
Географическая оболочка. Природ-ный комплекс своей местнос-ти.
БУ: природный комплекс: лес, луг, водные объекты, ПТК своей местности ПУ: Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах , влияние хозяйственной деятельности человека УУ: Проблемы сохранения ПТК и видового разнообразия с учётом знаний географических закономерностей
ЛД: Географическая оболочка-дом человечества, который надо беречь РД: самооценка процесса результатов деятельности КД:строить продуктивное взаимодействие в группе
Экскур-сия-практикум
Группо-вая, индивидуальная
Компонен-ты природ-ного комплекса
Весенняя экскурсия «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»
Отчёт об экскурсии
Фоторепор-таж
33
Природные зоны своей местнос-ти.
БУ: особенности компонентов природнаой зоны своей местности, ПУ: взаимосвязь компонентов природы в природной зоные УУ:проблема взаимоотношения в ситеме"Человек-Природа" разных этнических групп
ЛД: уникальность природы края , бережное отношение к природе ПД: анализ объектов с целью выделения признаков КД: умение слушать и вступать в диалог
ИНМ
парная, индивидуальная
карта природных зон, широтная зональ-ность
работа с тематическими картами атласа Кировской области
графический конспект
Ментальная карта "Природные зоны области"
34
Культурные ландшаф-ты свой местнос-ти.
БУ: виды культурных ландшафтов,сотворчество с природой -основа создания культурного ландшафта ПУ: влияние природных условий на быт, традиции, ку3льтуру населения УУ: проблема сохранение историко-культурных достопримечательностей
ЛД: культурный ландшафт- творение рук человека ПД: выбор оснований и критериев для классификации объектов КД: участие в коллективном обсуждении проблем сохранения культурного наследия
Работа с научно-популярными источниками информации: слайды, картины и др.
лёгкий экзамен
схема "Культурные ландшафты своей местности"
35
Повторе
ние пройден
ного
Критерии оценки учебной деятельности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.
Оценка качества выполненияпрактических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Принципы подведения итогов:
Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5
Методы работы
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.