kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс "Наш край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа   факультативного    курса   «Наш край»

Пояснительная записка

         На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. 

 При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:

творческие способности и умение видеть необычное в обычном;

воспитать любовь к земле Астраханской   и бережное отношение к его экологии;

научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;

знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.

        Особенностью курса «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:

памятных мест;

традиций и культуры;

города Астрахань и его  окрестностей ;знакомство с известными личностями (очное и заочное);

символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном.

Принципы построения и цели курса

Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу

1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.

В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Астраханскую  область.

В III-м классе изучаются районные центры астраханской области, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.

В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие нашу область.

 В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся уроки повторения. На уроке повторения можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.

        Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.

Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.

Цель данного курса: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания  учащихся:

  •  заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, казахи, татары и др.),
  • привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за  достижения своих земляков;
  • стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края;

Основные задачи курса:

  • совершенствование воспитательной работы, организации  досуга  учащихся на  основе новых  педагогических технологий;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
  • создание творческого  содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
  • поиск социальных партнёров и установление связей с учреждениями образования, культуры и спорта;
  • формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных  средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Наш край" »

Программа факультативного курса «Наш край»


Пояснительная записка

На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.

Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда, когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:

творческие способности и умение видеть необычное в обычном;

воспитать любовь к земле Астраханской и бережное отношение к его экологии;

научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;

знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.

Особенностью курса «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:

памятных мест;

традиций и культуры;

города Астрахань и его окрестностей ;знакомство с известными личностями (очное и заочное);

символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном .


Принципы построения и цели курса

Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу

1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.


В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Астраханскую область.


В III-м классе изучаются районные центры астраханской области, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.


В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие нашу область.


В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся уроки повторения. На уроке повторения можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.

Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.

Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.


Цель данного курса: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:

  • заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, казахи, татары и др.),

  • привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  • стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края;


Основные задачи курса:

  • совершенствование воспитательной работы, организации досуга учащихся на основе новых педагогических технологий;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

  • создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

  • поиск социальных партнёров и установление связей с учреждениями образования, культуры и спорта;

  • формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов.

Образовательный результат:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения и сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы.

В основу курса положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение Астраханской области:

-природы;

-истории;

-культуры;

-жизни знаменитых астраханцев.


Организация проведения занятий.

Организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.


Формы работы:

  • классные часы;

  • фестивали,тематические праздники,коллективно- творческие дела;

  • художественное творчество;

  • экскурсии и походы по родному краю;

  • устные журналы, беседы;

  • встречи с ветеранами, уроки мужества;

  • просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;

  • сбор и оформление материала для школьного музея;

  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • походы, спортивные турниры, «дни здоровья»


I класс (со второго полугодия)-17 часов


  • Времена года и их особенности характерные для нашей местности (о каждом времени года).


  • Разнообразие погоды (по сезонам). Труд людей в разные времена года. Растительный и животный мир. Помощь зимующим птицам.


  • Человек и природа в народной культуре Астраханской области (к каждому времени года).


  • Экскурсии в парк, к водоему.


  • Живая и неживая природа нашего края (на уровне различия по внешним признакам). Игра.


  • Многообразие растительного мира Астраханской области (типичные представители: береза, ива , осина и др.- мини- исследование). Растительный и животный мир.

Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;

объекты природы своей области;

памятники природы района;

охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой);

с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему и выступление перед учащимися школы и детьми детских садов;

в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

операция “Чистый двор”.


  • Практические работы: различие предметов живой и неживой природы; рисование типичных представителей растительного мира Астраханского края , изготовление кормушек для птиц, рисование предметов живой и неживой природы.


  • Итоговая работа. Оформление фотовыставки: «Красив мой край, в любое время года!»


II класс (34 часа)

  • Понятие о фольклоре, его жанры. Частушки (собирание), мини-исследование. Конкурс «Звучи задорная частушка».

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.

“Месяцеслов” – сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники села, праздники на улице).

Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.


  • Народы, населяющие нашу область (многочисленные).


  • Многообразие культуры народов, населяющих Астраханская область.

  • Традиционный русский (татарский, казахский) народный костюм жителей Астраханской обл. (мужской и женский) – посещение музея (Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).


  • Старинные детские игры (игры моей прабабушки и бабушки) (исследовательская и практическая работа)


  • История старинной фотографии моих предков (фотовыставка).


  • Посещение областного краеведческого музея. Интересные экспонаты музея


  • Итоговое занятие-праздник «Посиделки».


  • Практическая работа: сбор частушек.



III класс (34 часа)

  • Путешествие по карте астраханского края (название и географическое положение районов)- практическая работа.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.


  • Символы нашей области: герб, флаг, гимн


  • Символы нашего района: герб, флаг


  • Полезные ископаемые, добываемые на территории области (исследовательская работа).


  • Реки нашей области.


  • Возникновение названий населенных пунктов области.


  • Занятость населения области, района (основные направления)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

4. Памятники истории и культуры.


  • Крупные и старейшие предприятия области, района (сбор и накопление материала по КСМ, кирпичному заводу), встреча с ветеранами данных предприятий.


  • Знаменитые люди, побывавшие в нашем крае.


  • Город раньше и теперь (исследовательская работа)


Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Астраханцы - герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).


  • Памятные места воинской славы на территории края (посещение).

Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Астраханцы - герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).

1. Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5. Концерты для ветеранов войны.

Систематизация и обобщение знаний о войне. Поездки в места боевой славы.


  • Занятие в местном краеведческом музее.

IY класс (34 часа)

  • Роль Астраханского края и наших выдающихся земляков в жизни России: знаменитые писатели, поэты, спортсмены – участники Олимпийских игр, изобретатели и др.) – исследовательская работа по выбору учащихся.


  • Традиционные художественные промыслы нашей области . Посещение областного Музея народного творчества.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.


  • Историко-культурные места нашего края (Музей Боевой славы , Картинная галерея, Обл. краеведческий музей и т. п.). Экскурсии (очные и заочные).

  • Кругом родные все места… (обобщение знаний о родном крае)


Будущее родного края (поселка), какое оно? (помечтаем о будущем) В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город/село стало еще краше.


  • Творческая работа ребят по созданию символа (герба) своего города, села. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”. Подчеркивание необходимости беречь старинные здания, другие памятники истории и культуры.

  • Научно-практическая конференция "Наш край"



Результаты:

  • Составление и постановка экологических сказок

  • Сбор материала для экологической тропы

  • Посещение городских библиотек «В гостях у природы писатели и поэты»

  • Экологические викторины

  • КВН среди учащихся начальных классов

  • КТД «Такие разные праздники» ( составление классных альбомов ,раскладушка)

  • Открытое мероприятие «Астрахань многонациональная»

  • ТР «книжка-малышка «Букварь природы»

  • ЭП «Разведка осенних примет», «Удивительное рядом»( создание в классе уютного уголка природы)

  • ИЗО студия.Роспись ткани, посуды.»Краски осени», «Национальные мотивы»,»Богатый урожай»

  • Спортивные соревнования по ориентации на местности «Дружба-великая сила»

  • Экскурсии на природу, в парки, на берег реки Кутум

  • Совместная работа с родителями: родительские собрания,открытые мероприятия по темам, встречи с интересными людьми, посещение предприятий,…

  • Сотрудничество со школьным музеем национальных культур( сбор и обработка материала, оформление, представление, экскурсии)

  • Посещение КРК «Октябрь» («Зимний сад»)

  • Систематические экскурсии по городу и за его пределами. Культурные места родного края.

  • Посещение картинной галереи, выставочных залов

  • Водные круизы по реке Волга

  • Мир театра своими руками. Театральные представления для малышей «Давайте дружить с природой»

  • Командные игры (дети- родители, дети-учителя,учителя -родители)

  • Музыкальные праздники

  • Сбор материала и публикации статей в школьную газету

  • Музей боевой славы- центр патриотического воспитания

  • Сотрудничество со школами города, с детскими садами, ДТ

  • Организация выставок рисунков, экологических газет, тематических плакатов

  • Заочные игры-путешествия «Прошлое и настоящее нашего города»

  • Сбор видео материала, оформление и защита собственных презентаций по темам курса.

  • Ярмарки солидарности

  • Изготовление творческих альбомов «Моя родословная»…

  • Составление карт путешествий, настольных игр, дидактических пособий для работы в кружке

  • КВН, брейн-ринги, интеллектуальные игры, олимпиады

  • Научно-практические конференции

  • И многое другое…………………………………………………….



Литература.

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с.

Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя, 1993. – 412с.

Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.

Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.

Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.

Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.

Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.

Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.

Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.

Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.

Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.

Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.

Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.

Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.

Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с.

Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.

Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.

Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.

Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.

Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11.

Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.

Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.

Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.

Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области – Воронеж, 1972. – 49с.

Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.

Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.

Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.

Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.

Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. – С.87-96.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.

Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультативный курс "Наш край"

Автор: Решетникова Светлана Николаевна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тематическое планирование факультативного курса "Зелёная планета""
    ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskoie-planirovaniie-fakul-tativnogho-kursa-zielionaia-planieta"
    ["file_id"] => string(6) "261684"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449165713"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа факультатива по математике на тему "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(76) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-na-tiemu-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "192588"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427474179"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства