МДОУ «ЦРР детский сад № 72»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Мой край родной».
(формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений по экологическому воспитанию о родном крае).
Программа ориентирована на детей 5-7 лет.
Срок реализации 2 года.
Разработала: Лобачева Ю.П.
воспитатель I-квалификационной категории.
Магнитогорск 2014
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа разработана на 2 года обучения.
Программа предназначена для системных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, начиная со старшей группы.
Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.
4 занятия в месяц
1 занятие в неделю
Тема блока
Количество занятий
Старшая группа
Подготовительная группа
I.Введение: «Мой край родной»
4
4
II. «Мир природы»:
16
16
а) «Урал- наша река.»
8
8
б) «Загадочные леса»
8
8
IV. Культура
8
8
Итого
28 ч
28 ч
Пояснительная записка
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
Без чего человек перестает быть личностью»
В.А.Сухомлинский
В дошкольном учреждении одна из основных задач - нравственно-патриотическое воспитание, поскольку любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно из жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но их родителями, близкими, сотрудниками детского сада. Любой уголок нашей страны неповторим.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким ему людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще не осознаны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, по всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития ребенка.
Поэтому вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края необходимо и актуально. Проанализировав работу по краеведению, я сделала вывод, что систематическая работа по ознакомлению с родным краем проводится только в старших группах. Также были проанализированы все имеющиеся наработки по данной теме – это опыт моей работы и педагогов (проекты с детьми, факультативный программы с детьми начальной школы).
С этой целью была разработана программа по краеведению «Мой край родной» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Таким образом, данная программа позволит мне учитывать потребности многонационального населения нашей страны, края, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий, познакомит с коренным населением и др. А также позволит объединить наработки педагогов нашего детского сада по теме «Ознакомление дошкольников с родным краем» и представить их широкому кругу заинтересованных людей.
Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, с родным краем, родными местами; способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Предлагаемая программа формирования экологических представлений о родном крае старших дошкольников обеспечивает преемственность обучения между детьми старшего возраста и начальных классов в соответствии с программой по краеведению курса «Мой край родной».
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с нашем краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно-образовательной деятельности. Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, края, но исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения, для которых Магнитогорск- малая родина, это уникальная часть Челябинской области России.
Тип программы: образовательная.
Образовательная область: познавательная.
Формы реализации программы: подгрупповая, фронтальная. В рамках организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.
Продолжительность реализации: два года.
Может сочетаться дополнительно с любой программой воспитания и обучения дошкольников.
Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с нашим краем, как о крае, в котором мы живем.
Задачи:
1.Углубить и уточнить представление о Магнитогорске через знакомство с родным краем. Развитие интереса к событиям, происходящим в крае и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну, край, город.
2.Расширить представление о крае, истории возникновения нашего края, его освоении.
3.Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем, его характерные особенности, знакомство с флагом, гербом Магнитогорска и родного края.
4.Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы нашего края от условий жизни.
5.Формировать знание о коренном населении (казахи, татары, русские и др.), их образе жизни, традициях.
6.Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
7.Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота нашего края зависят от нас самих.
8.Воспитывать чувство гордости за свой город, свой край, и его уникальные богатства.
9.Формировать знания детей о реке Урал, ее истоках.
10.Дать представления детям о лесах нашего края.
11.Формировать у детей знания о редких животных нашего края. Знакомить с Красной книгой.
Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом плана ДОУ. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о родном крае, климатических условиях, коренном населении, проживающих в нашей области.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, включает четыре блока, которые повторяются в каждой возрастной группе.
Тема блоков:
I Введение
«Мой город, мой край родной»
II «Мир природы»:
а). «Урал- наша река»
б). «Загадочные леса»
I11 «Культура»
Программа рассчитана на 28 часов в год. Образовательная деятельность проводится один раз в неделю.
Реализация программы:
- Организация экскурсий в краеведческий музей, детскую библиотеку
- Пешие походы к реке Урал и ее набережной;
- Сбор материалов;
- Создание проектов;
- Оформление собранных материалов;
- Создание и оформление музейного уголка в группе;
- Проведение групповых мероприятий.
Прогнозируемые результаты:
Программа «Мой край родной» проведение итоговых занятий (после каждого полугодия), на которых подводятся итоги за прошедший период. Итогом каждого полугодия является участие детей (кружковцев) в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, викторинах, КВН, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, традициях народов, проживающих в нашем крае, об уникальной природе нашего края. Приобретают знания по истории и культуре родного края.
Формы реализации программы «Мой край родной»
- Проведение выставок поделок, рисунков, альбомов.
- Семейные праздники.
- Оформление книги «Знаний» ( о родном крае).
- Освоение народных игр.
- Просмотр видеоматериалов.
- Презентация индивидуальных и коллективных проектов.
Содержание:
1 год обучения
Раздел I. Введение.
Дошкольное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности ребенка. Основы музееведения.
«Мой край родной».
- Географическое положение г. Магнитогорска, знакомство с картой города и Челябинской области. Название города, почему его так назвали, реки и их происхождение - легенды, былины, сказания.
- Национальный состав города Магнитогорска, особенности быта, обычаев, традиций своего народа.
- Праздники городов Челябинской области и селений. История возникновения нашего края, его характерные особенности (старинные постройки, часовни, церкви, курганы).
- Знакомство с флагом, гимном, гербом края и городом.
2 год обучения
Раздел II. Мир природы:
Географическое положение города Магнитогорска и районных центров. Окрестности – реки, леса, их наименования, происхождение названия.
История возникновения края, версии происхождения.
Исторические памятники города Магнитогорска.
Уникальность природы нашего края:
- Урал, ее богатство (рыбы)
- С Красной книгой Челябинской области, куда занесены редкие виды растений и животных.
- С «загадочными лесами». С неприхотливыми деревьями.
Раздел III. Животный мир.
Раздел IV. Культура.
С историей и богатством своего города и края.
Просмотр видеоматериалов.
«Родная земля и в горсти мила» - гласит народная пословица. Программа по краеведению «Мой край родной» дает возможность полнее использовать социально-культурную среду для изучения природы и культуры своего города, края; воспитание любви к родному краю, родным местам; способность понимать и любить окружающий мир и бережно относится к нему.
Что должен знать и уметь старший дошкольник:
Знать:
- Название своего города и областных городов;
- Название рек нашего края;
- Назвать достопримечательности города;
- Флаг, герб, гимн города;
- Правила поведения в природе.
Уметь:
- Читать карту города и карту области;
- Уметь рассказать о многонациональности нашего края; назвать народности;
- Дать представление о родном крае, его уникальности;
- Называть деревья, кустарники, траву; находить сходства и различие;
- Назвать рыб осетровых и частиковых пород, их значение;
- Назвать животных пустыни и их приспособление к условиям пустыни;
- Рассказать о «Красной книге» и ее значении;
- Проводить поиск необходимых материалов с помощью родителей воспитанников;
- Уметь общаться с людьми, учиться находить подход.
- Уметь классифицировать отношения между понятиями: растения, животные, птицы, рыбы.
3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу краеведение «Мой край родной».
- Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования. Дошкольное образование.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
- Сборник программно- методических материалов по изучению родного
- Экологическое воспитание дошкольников (практическое пособие под редакцией Л.Н. Прохоровой.