kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая литература - элективный курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа

               «Рассмотрено»                                                                                  «Согласовано»                                                                        «Утверждаю»
На заседании методического совета                                        Заместитель директора по УР                                    Директор МКОУ Дальнезакорской СОШ
                                                                                                            ____________/Дулова Э.Н./                                         __________/Берденникова И.А./                
Протокол №___от________2015г                                                от «___»_______2015г                                                                                                                                                                                             

Адаптационная программа 
элективного курса «Природа наш дом»
класс  2
количество часов  17


                                                                                                                                                      Составитель: учитель начальных классов
    МКОУ Дальнезакорской СОШ
    Канина Г.Н.

Программа разработана на основе рабочей программы курса «Экология» Урлаповой А.С., Сехиной Л.П., 2011г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Экология для младших школьников» является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.
В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности.
Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. 
Цель программы: создание условий для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в результате системного освоения природоведческих знаний.
Задачи:
– сформировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе;
– систематизировать сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения (школы, родного края);
– воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своей малой родине;
– вызвать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края.
В решении  этих  задач  данная  программа  опирается  на основные  п р и н ц и п ы  экологического образования:
– принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства всех составляющих окружающего мира;
– принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь элементов окружающего мира;
– принцип непрерывности, дающий возможность использовать для  обучения каждый возрастной период воспитанников;
– принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой.
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется по следующим направлениям: эколого-просветительская деятельность; исследовательская деятельность; организация работы по формированию здорового образа жизни.
Результаты изучения дополнительной образовательной программы.
Личностными результатами являются социально значимые качества, индивидуально-личностные позиции и ценностные установки, раскрывающие отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами являются универсальные знания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Предметными результатами являются:
1-й уровень:
– овладение теоретическими понятиями в области экологии;
– знание основополагающих принципов экологического воспитания младших школьников.
2-й уровень:
– умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды;
– умение рационально использовать природные ресурсы.
3-й уровень: освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– составление буклетов, памяток, реклам по охране окружающей среды;
– проведение выставок работ учащихся в классе, школе, СДК;
– участие в ежегодных районных, областных конкурсах «Я – исследователь» и т. д.;
– участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях.
Содержание программы.
1. Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров.
2. Учимся распознавать растения и животных родного края. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей.
3. Изучение способов охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.
4. Изучение связей в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания (или пищевая сеть). Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, горький вкус полыни, защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи).
5. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны.
6. Мастерим домики для птиц. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц. 
7. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (отчистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения, и т. д.).
8. Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды. Практическая работа на местности.
9. Отходы в доходы. Изготовление поделок из бросового материала. 
10. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по дополнительной образовательной программе.
Литература:
1. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Бекетова // Начальная школа. – 2004. – № 8. 
2. Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1983.
3. Брылеев, В. А. Родники и реки Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. А. Самусь. – Волгоград, 2007.
4. Веденеев, А. М. Красная книга Волгоградской области / А. М. Веденеев [и др.]. – Волгоград, 2006. 
5. Здоровье и экология : журн. – 2006. – № 3. 
6. Здоровье и экология : журн. – 2009. – № 3. 
7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий : 5–11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. – М., 2005. – 208 с. –  (Методическая библиотека).
8. Природа и мы. Экология от А до Я :  познавательный журнал для  девочек и мальчиков. – 2004. – № 5.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : АСТ, 1998. 
11. Шамхалов, Ф. И.Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. – М. : Экономика, 2005. 
Электронные ресурсы:
1. Живая природа : видео энциклопедия. – infj@cvart.ru


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№    Тема занятия    Дата 
Что такое экология?    
1    Стихийные бедствия    
2    Экологические правила и законы    
Изучаем способы охраны природы    
3    Заповедники – охраняемые природные территории    
4    Выставка рисунков «Сохраним природу»    
Изучаем связи в живой природе    
5    Защитные приспособления у растений как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы)    
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными    
6    Охраняемые растения нашего края (просмотр видеофильма)    
 7
Практическая работа «Составление Красной книги нашего края»    
8    Изготовление листовок «Берегите первоцветы»    
Мастерим домики для птиц
9    Изготовление кормушек    
10    Вывешивание кормушек и подкормка птиц    
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека    
11    Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека    
12    Познавательная игра «Здоровье – богатство на все времена»    
13    Праздник «Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты»    
Отходы –  в доходы    
14    Инструктаж по ТБ при работе с разными материалами. Изготовление поделок из коробок «Веселый зоопарк»    
15    Изготовление поделок из фантиков     
16    Изготовление поделок из пластмассы «Весенний букет»    
17    Выставка творческих работ    

Просмотр содержимого документа
«методическая литература - элективный курс »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании методического совета Заместитель директора по УР Директор МКОУ Дальнезакорской СОШ

____________/Дулова Э.Н./ __________/Берденникова И.А./

Протокол №___от________2015г от «___»_______2015г







Адаптационная программа

элективного курса «Природа наш дом»

класс 2

количество часов 17





Составитель: учитель начальных классов

МКОУ Дальнезакорской СОШ

Канина Г.Н.







Программа разработана на основе рабочей программы курса «Экология» Урлаповой А.С., Сехиной Л.П., 2011г

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Экология для младших школьников» является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.

В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности.

Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы.

Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Цель программы: создание условий для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в результате системного освоения природоведческих знаний.

Задачи:

– сформировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе;

– систематизировать сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения (школы, родного края);

– воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своей малой родине;

– вызвать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края.

В решении этих задач данная программа опирается на основные п р и н ц и п ы экологического образования:

– принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства всех составляющих окружающего мира;

– принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь элементов окружающего мира;

– принцип непрерывности, дающий возможность использовать для обучения каждый возрастной период воспитанников;

– принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой.

Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется по следующим направлениям: эколого-просветительская деятельность; исследовательская деятельность; организация работы по формированию здорового образа жизни.

Результаты изучения дополнительной образовательной программы.

Личностными результатами являются социально значимые качества, индивидуально-личностные позиции и ценностные установки, раскрывающие отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами являются универсальные знания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Предметными результатами являются:

1-й уровень:

– овладение теоретическими понятиями в области экологии;

– знание основополагающих принципов экологического воспитания младших школьников.

2-й уровень:

– умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды;

– умение рационально использовать природные ресурсы.

3-й уровень: освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

– составление буклетов, памяток, реклам по охране окружающей среды;

– проведение выставок работ учащихся в классе, школе, СДК;

– участие в ежегодных районных, областных конкурсах «Я – исследователь» и т. д.;

– участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях.

Содержание программы.

1. Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров.

2. Учимся распознавать растения и животных родного края. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей.

3. Изучение способов охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.

4. Изучение связей в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания (или пищевая сеть). Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, горький вкус полыни, защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи).

5. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны.

6. Мастерим домики для птиц. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.

7. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (отчистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения, и т. д.).

8. Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды. Практическая работа на местности.

9. Отходы в доходы. Изготовление поделок из бросового материала.

10. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по дополнительной образовательной программе.

Литература:

1. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Бекетова // Начальная школа. – 2004. – № 8.

2. Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1983.

3. Брылеев, В. А. Родники и реки Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. А. Самусь. – Волгоград, 2007.

4. Веденеев, А. М. Красная книга Волгоградской области / А. М. Веденеев [и др.]. – Волгоград, 2006.

5. Здоровье и экология : журн. – 2006. – № 3.

6. Здоровье и экология : журн. – 2009. – № 3.

7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий : 5–11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. М., 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека).

8. Природа и мы. Экология от А до Я : познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2004. – № 5.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.

10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : АСТ, 1998.

11. Шамхалов, Ф. И.Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. – М. : Экономика, 2005.

Электронные ресурсы:

1. Живая природа : видео энциклопедия. – infj@cvart.ru

















Учебно-тематический план

2 класс

Тема занятия

Дата

Что такое экология?


1

Стихийные бедствия


2

Экологические правила и законы


Изучаем способы охраны природы


3

Заповедники – охраняемые природные территории


4

Выставка рисунков «Сохраним природу»


Изучаем связи в живой природе


5

Защитные приспособления у растений как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы)


Знакомимся с охраняемыми растениями и животными


6

Охраняемые растения нашего края (просмотр видеофильма)


7

Практическая работа «Составление Красной книги нашего края»


8

Изготовление листовок «Берегите первоцветы»


Мастерим домики для птиц

9

Изготовление кормушек


10

Вывешивание кормушек и подкормка птиц


Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека


11

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека


12

Познавательная игра «Здоровье – богатство на все времена»


13

Праздник «Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты»


Отходы – в доходы


14

Инструктаж по ТБ при работе с разными материалами. Изготовление поделок из коробок «Веселый зоопарк»


15

Изготовление поделок из фантиков


16

Изготовление поделок из пластмассы «Весенний букет»


17

Выставка творческих работ





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
методическая литература - элективный курс

Автор: Канина Галина Николаевна

Дата: 13.06.2015

Номер свидетельства: 219426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Элективный курс по биологии для учащихся 9 класса на тему "Флористика" "
    ["seo_title"] => string(78) "eliektivnyi-kurs-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-na-tiemu-floristika"
    ["file_id"] => string(6) "139581"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758785"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Авторская программа элективного курса по казахскому языку "
    ["seo_title"] => string(63) "avtorskaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-kazakhskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422642726"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Элективный курс "Деловой английский". "
    ["seo_title"] => string(37) "eliektivnyi-kurs-dielovoi-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "187909"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426597041"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства