Образовательная задача: обобщить знания учащихся о характерных признаках в неживой и живой природе зимой, их взаимосвязи и влиянии на труд людей. Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к природе. Коррекционно-развивающая задача: развивать речь, мышление, внимание, умение обобщать.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Вид урока: интегрированный.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Учебно-методическое обеспечение: музыкальное сопровождение, картинки изображением зимы, диких и домашних животных, рисунки учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная задача: обобщить знания учащихся о характерных признаках в неживой и живой природе зимой, их взаимосвязи и влиянии на труд людей. Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к природе. Коррекционно-развивающая задача: развивать речь, мышление, внимание, умение обобщать.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Вид урока: интегрированный.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Учебно-методическое обеспечение: музыкальное сопровождение, картинки изображением зимы, диких и домашних животных, рисунки учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
- Прозвенел звонок и смолк Начинается урок.
Мы за парты тихо сели И на доску посмотрели.
Тема урока.
Проверка домашнего задания (беседа по вопросам. Индивидуальные карточки).
- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? (Основное изменение - похолодание. Почва, крыши домов, покрыты снегом, небо серое и низкое, реки, озёра скованы льдом, низкая температура, морозы, метели, бураны.)
Какие бывают снегопады? (Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарники, крыши домов. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несётся по воздуху. Он задерживается возле преград - домов, заборов, наметает сугробы. Очень сильный ветер несёт не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называются метелью.)
А что ещё бывает зимой? (оттепели)
А кто расскажет о свойствах снега? Льда?
Как зимуют лиственные растения? (деревья и кустарники стоят голые) — Травы? (находятся под снегом, для них снег является пуховым одеялом.)
Как зимуют хвойные деревья? Какие вы знаете хвойные деревья? (ель, сосна.)
А как себя чувствуют комнатные растения зимой? Почему люди их выращивают? (Выращиваются с целью украшения жилых и служебных помещений, радуют нас своей красотой, вызывают восторг, заставляют удивляться).
Расскажите о зимующих птицах.
Учитель: Зима повлияла не только на жизнь птиц, но и зверей, насекомых, домашних животных.
Как зимуют дикие животные? (назвать диких животных).
Ученик: Обычно говорят, что медведь зимой сосёт лапу, почему? Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая (грубая) кожа, а молодая (нежная и тонкая) нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу, а на самом деле согревает её языком и губами.
Что вы скажете о домашних животных зимой? (назовите домашних животных)
Ученик: Наступившее похолодание и увядание травянистых растений - основные корма для домашних животных - повлияли на их жизнь, их перестали выгонять на пастбища, и в отличии от диких животных, они живут в тёплых помещениях и их кормит человек.
Несколько слов нужно сказать о труде людей зимой, об охране и укреплении здоровья человека, (чтение по учебнику)
Подведём итог: Назовите основные признаки зимы.
IV. Отгадайте загадку: Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины, (зима)
Какие месяцы считаются зимними? (выходят 3 ученика: декабрь, январь, февраль)
Декабрь: Как объяснить пословицу. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Вот и пришла радостно-светлая зима. Ничего, что дни в декабре самые короткие, ведь и холодный лунный свет заставляет играть радужными лучиками снежный покров. Тихо в лесу. Бесшумно падают комья снега, рассыпаясь в воздухе искристой пылью — это белки затеяли возню в раскидистых кронах сосен.
А на полянах повсюду ажурная вязь следов. На снегу любой обитатель леса непременно оставит свой автограф. Только успевай разгадывать все головоломки и ребусы белой тропы.
Январь: объясните пословицу.
Январь году начало, зиме середина.
Снова наступил Новый Год. Январь « первый месяц года, середина зимы. Самый её холодный месяц. Стоят суровые морозы, реки и озёра одеты плотным ледяным покровом, январский лес спит под тёплой шубой. Глубок снег. Деревья стоят разнаряженные узорчатым инеем, словно декабрь месяц перенёс на них свои рисунки с оконного стекла.
В лесу по ночам от мороза потрескивают деревья. Но и в это студёное время кипит в лесу жизнь. О ней рассказывают следы. Здесь под кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в снег тетерева. Приходил к соломе красавец-лось. И так до следующей метели, которая зачеркнёт все следы, перепутает звериные тропы. И снова станет тихо и пусто в лесу.
Февраль. А такую пословицу слышали?
Вьюги да метели под февраль налетели.
Объясните.
Февраль — завершающий месяц зимы, месяц сугробов и метелей.
Хотя самым холодным месяцем и считается у нас январь, но иногда февраль бывает холоднее января. Но, как правило, крепкие морозы в феврале бывают по ночам, а днем в затишье уже начинает слегка пригревать солнце.
В феврале выше поднимается солнце, заметно прибавляется день. Начинается капель.
Физминутка
Учитель. Любит народ русский зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Загадает их нам «Снегурочка». В каждую клетку кроссворда помещается одна буква отгадки.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кролик, но не верь!
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь «Брысь!»
Потому что это (Рысь)
Он слетает белой стаей И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает На ладони и во рту (Снег)
Кто осенью спать ложится,
А весной встает? (Медведь)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей Превратился я в ручей (Снеговик)
Что вверх корнем растет? (Сосулька)
Из капкана он уйдет,
От аркана убежит.
В тундре звездной и морозной Всюду путь ему открыт (Ветер)
За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет (Холодильник)
Пришла из лесу птичница,
В рыжей шубке, кур посчитать (Лисичка)
Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают.
Просто так себе летают (Снежинки)
Ю.Скачет по лесу, то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет (Вьюга)
Много песен написано о зиме. Какой праздник и взрослые, и дети любят больше всего? (Новый год) А что это за праздник, если нет песен?
Давайте споем песню: У леса на опушке
Жила зима в избушке...
А сколько стихотворений написано поэтами о зиме?
(ученики рассказывают стихи)
«Не ветер бушует над бором»
«Зимний вечер»
Выставка рисунков.
Итог урока: что нового узнали сегодня на уроке? Почему зиму называют волшебницей? (ответы учащихся)