1 класс
Интегрированный урок (музыка, литературное чтение, трудовое обучение)
Тема: «Зима-волшебница»
Цель: с помощью путешествия в мир образа воспитывать у ребенка желание познавать прекрасное; чувствовать красоту и по-новому открывать в себе читателя, исполнителя, слушателя.
Задачи:
- образовательная: провести наблюдения за зимними изменениями в природе, систематизировать и обогатить знания детей о зимнем времени года, знакомство с творчеством великого русского композитора;
- развивающая: развитие психических функций ребенка (cоздать условия для развития устойчивого внимания; умения сравнивать, обобщать; творческого воображения и фантазии при выполнении работ; умения работать в группе)
- воспитывающая: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Орг.момент. Слайд 1
Учитель музыки: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Ведут его сразу 2 учителя.
Но для начала урока, мы с вами проведем мысленную зарядку, настроимся на работу.
Закройте глаза, повторяйте шепотом за мной фразы:
Я пришел на урок. У меня хорошее настроение. Сейчас я начну заниматься. Я буду стараться, и у меня все обязательно получится
2. Сообщение темы, цели и задач урока
Учитель нач. кл: Сегодня совершим увлекательное путешествие. А куда, узнаете, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. ( дети: « Зима») . Слайд 2
Нам нужно сильно постараться, чтобы наконец-то зима пришла. . Слайд 3
Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, петь песни о зиме, всматриваться в ее картины.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала.
Учитель нач. кл:
С приходом зимы природа преображается. Какие приметы зимы, ребята, можете назвать? .
(Снег, деревья в инее, на еловых лапах снег, снежные горки, холодно, лед, заносы, звери впадают в спячку…) Слайд 4-5
В чем красота русской зимы? Как вы думаете, чем красив зимний период года? В чем красота зимнего наряда? Как падает снег?
Учитель нач. кл:
Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. Многие художники, писатели, поэты тоже любили зиму и в своих произведениях рассказывали о ней, часто называя «волшебницей», «чародейкой»
Послушайте стихи о зиме, которые подготовили ребята ( дети читают стихи) . Слайд 6-8
4.Физминутка. Слайд 9
Учитель нач. кл:
Ой, летят-летят снежинки (качают руками)
Белоснежные пушинки,
Это зимушка-зима рукавами повела (развести руки )
Все снежинки закружила ( Кружатся на месте)
И на землю опустила. ( присели)
5. Новый материал
Учитель музыки:
А знаете ли вы, что у зимы есть свои звуки? Какие? ( снег хрустит, метель воет…). Слайд 10
Слайд 11 Но самый характерный зимний звук на Руси – звон колокольчиков. Их прикрепляли к дуге коней, которые перевозили из одного пункта в другой людей, почту ( раньше не было машин), колокольчики весело звенели, и люди их слышали издалека и спешили встретить. Ямщики ( те, кто управлял тройкой) соревновались: у кого лучше и звонче колокольчики.
Снег, иней, лед - красота! Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Слайд 12
Русский композитор П. И. Чайковский сочинил целый цикл произведений, который называется «Времена года». Слайд 13
Сегодня мы послушаем пьесу « Ноябрь. На тройке». Хотя ноябрь считают последним осенним месяцем, у нас , на Урале, это уже зима, выпадает снег, замерзают реки и озера.
Мы никогда не катались на тройке, на санях, в которые впряжены 3 лошади. А вот сегодня, слушая музыку П. И. Чайковского, мы как будто отправимся в зимнюю дорогу, в санях, закутанные в шубу, с бубенцами. Будем еще раз вспоминать признаки зимы, любоваться бескрайними просторами, и поднимем руку там, где услышим звон колокольчиков. Слайд 14
6. Исполнение песенного материала
Учитель музыки: Слайд 15
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка) Слайд 16
Зачем я о снежинке вспомнила? Потому что на прошлом уроке мы начали разучивать песню « Снежинки» Слайд 17 Давайте вспомним 1 куплет ( потом исполняем стоя и имитируем падение снежинок.)
7. Изготовление аппликации « Снеговик»
Учитель нач. кл:
Зимой у народа свои радости и потехи. Про какие такие забавы , потехи я говорю?( катание на санках, лыжах, коньках, горках, снежки, лепка снежных баб) Слайд 18-19
За что мы любим любим зиму? Что можно сделать из снега? ( снеговика)
Стихи о снеговике Слайд 20
Мы будем лепить семейство снеговиков . Для этого мы рассаживаемся по группам.
Слайд 21
У каждой группы есть свой набор. Снег пушистый и тает в тепле. А мы снег заменим ватой.
Своего снеговика мы еще сделали вчера. А вы изготовите ему веселую семейку. Слайд 22-23
А поможет создать нужное настроение, и настроит вас на тв-во – музыка.
У вас все хорошо получится! Слайд 24
(учащиеся самостоятельно выполняют работу, оформляем выставку работ)
8. Итог урока
Учитель музыки: Слайд 25
Сегодня на уроке мы вспомнили признаки зимы, читали стихи, слушали музыку, пели, изготовили семейство снеговиков…
9. Рефлексия
Учитель нач. кл:
Сейчас вы посоветуетесь в своих группах, понравился или нет вам этот урок.
Если понравился-то снеговику мы подарим яркую пуговицу. Если нет- пусть останется без подарка.
(1 чел. из группы выходит и своим снеговикам дарит пуговицу.)
(Ито г - на стенде)
Слайд 26 Спасибо. До свидания.