Тема: Здравствуй, Гостья - зима!
Цели: - познакомить с образованием снежинки;
- научить изготавливать снежинку способом «оригами»;
- проверить знания о зиме;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- презентация;
- рисунок Зимушки-зимы;
- цветная бумага, клей;
- шаль.
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели классного часа.
- На улице пасмурно, холодно, сыро, небо затянуто тучами, а у нас в классе светит яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает лучики к вашим щёчкам.
Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
- Отгадайте загадку:
Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – над миром пушинки. (зима) СЛАЙД 1
hello_html_2a1751ec.png
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Да, действительно, сегодня мы посвящаем наш классный час русской зиме.
Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, летом и осенью. Все становится белым, чистым, светлым, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «…Вот сама идет волшебница зима…». На темную землю зима набрасывает алмазное покрывало, а на деревья вешает серебряную бахрому. Реки покрывает льдом, строит ледяные мосты.
- Ребята, вы должны научиться видеть красоту природы, любить её, заботиться о ней.
СЛАЙД 2 (чтение стихотворения И. Никитина «Здравствуй, гостья – зима!»)
hello_html_5dc862e4.png
- Почему зиму называют гостьей?
2. Рассказ о зимних месяцах
СЛАЙД 3
hello_html_m513f751b.png
Пришла хозяйка синеокая,
Собольей бровью повела.
Из рукава её широкого
Пылит серебряная мгла.
СЛАЙД 4
hello_html_m26a3039a.png
Она командует метелями
Ей прекословить не к добру,
Зайчишки прячутся по елями,
Медведь притих в пустом бору.
СЛАЙД 5
hello_html_m25db16f5.png
Шугнула птиц, которых встретила
В своем заснеженном лесу,
И рыжей краскою отметила
Огнисто- рыжую лису.
СЛАЙД 6
hello_html_50e41d53.png
Сбежались к ней друзья – сохатые,
А волк при ней как верный пес.
Махая шапкою косматою
Её приветствует мороз.
- О какой хозяйке говорится в стихотворении?
- Закройте глаза и шепотом произнесите «зима». Какое чувство у вас возникло?
- Ребята, скажите, а сколько месяцев длится зима?
Давайте вспомним их.
- Назовите мне, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год! (декабрь)
СЛАЙД 7
hello_html_m1a102f78.png
- Декабрь – это начало зимы. Это первый снежный месяц. Радуются снегу люди, а особенно детишки. Радуются снегу растения – теплым одеялом укрывает он их до весны. Радуются снегу животные – он прячет их домики и норы. А еще декабрь это последний месяц года.
- Что мы будем делать в конце декабря?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в Аленки мороз.
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
СЛАЙД 8
hello_html_7f3bab6.png
- Январь это первый месяц года, но второй средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днем на небе светит солнышко, а ночью луна.
Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль)
СЛАЙД 9
hello_html_m49793a62.png
- Февраль последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе. От этого снег становится липким.
- Что хорошо делать в такую погоду? (играть в снежки, лепить снежную бабу, строить снежную крепость)
- Конечно, что может быть лучше зимой.
- А сейчас давайте поиграем в игру «Что мы делаем зимой?»
- Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты нам ответ.
Слушай повнимательней,
Отвечая «да» иль «нет».
- В снежки играем мы с друзьями?
- Грибы по лесу собираем сами?
- С горки на санках катаемся?
- В деревне на речке купаемся?
- По лесу на лыжах бродим?
- А много цветов находим?
- В саду своем грядки копаем?
- Стихи о зиме читаем?
- Хорошо, молодцы. Справились с заданием.
- А еще в феврале часто дуют ветры. Если ветер не сильный, то он несет снег по земле, заворачивает его, закручивает. Это поземка.
СЛАЙД 10
hello_html_260c95ce.png
А поднимется ветер сильнее, закрутит снег выше головы, то это начинается Вьюга. У неё много имен: Вьюга, Метель, пурга, Снежная буря.
СЛАЙД 11
hello_html_m75ecba0b.png
Ну а если на улице не очень холодно, а снег идет сильнее и гуще, то становится теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья. Сильный снег называют снегопадом.
СЛАЙД 12
hello_html_74623fe8.png
- Какие явления природы можно встретить только зимой?
- скажите, какой месяц год кончает, а зиму начинает?
- Какой месяц году начало, а зиме середина?
- Какой месяц заканчивает зиму?
СЛАЙД 13
hello_html_2dda6257.png
3. Физкультминутка
hello_html_544100e8.png
- А теперь я предлагаю вам отдохнуть и сыграть в игру.
Выпал беленький снежок. Чтобы стало нам теплей,
Соберемся все в кружок. Будем прыгать веселей.
Все потопаем. Все попрыгаем
Все потопаем. Все попрыгаем.
Будем весело играть, Не боимся мы пороши
Будем ручки согревать. Ловим снег хлопком в ладоши.
Все похлопаем. Руки в стороны, по швам.
Все похлопаем. Мы шагаем по сугробам,
Если холодно стоять, По сугробам крутолобым
Мы похлопаем опять Поднимай повыше ногу,
По коленочкам Проложи себе дорогу.
По коленочкам.
4. Чтение стихотворения о зиме.
- Ребята, все люди по – разному воспринимают приход зимы. Кто – то любит её, а кто-то боится суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что в природе все преображается, становится светлым, праздничным. СЛАЙД 15
hello_html_md2f90d3.png
- А сейчас мы послушаем стихотворения Я. Акима «Первый снег» и А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка…»
- Какой он – первый снег?
- Какое настроение вызывает первый снег?
- А как идет первый снег?
5. Путешествие в сказку. Изготовление снежинок способом оригами.
- Отгадайте загадку:
Словно перышки жар – птицы
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький…. (снежок)
СЛАЙД 16
hello_html_m71f2d343.png
- А что такое снег?
- Снег – это множество снежинок, которые падают с высоты на землю. С чем можно сравнить снежинки?
Какие снежинки вы видели?
- Вспомните, как можно назвать погоду, когда идет снег?
- Ребята, а вы слышали, как воет вьюга? Давайте, изобразим звуками.
- А вы любите слушать сказки?
- Сейчас я расскажу одну из них. Послушайте:
Жила-была бабушка Вьюга.
hello_html_9937c15.png
Была у неё большая и красивая пуховая шаль, украшенная снежинками. Ночью снежинки отдыхали у бабушки Вьюги на шали. Когда она просыпалась, то встряхивала свою шаль
hello_html_6d39e8ad.png
и снежинки разлетались по зимней поляне в танце
hello_html_2ddd9c0.png
Но случилась беда, все снежинки разлетелись, и шаль бабушки Вьюги осталась без узоров и стала совсем не такой красивой, как была.
- И вот сейчас мы изготовим снежинки способом складывания бумаги – оригами и украсим ими шаль.
- Посмотрите, здесь вы видите различные снежинки.
hello_html_m329b5110.png
- Что у них общего? (у каждой по 6 лучей)
- У вас на столе лежат 12 квадратов и два кружка разных в диаметре. Из каждого квадрата необходимо сложить базовую форму «воздушный змей». Затем соедините детали попарно. Получатся шесть лучей снежинки. К большому синему кружку приклейте сначала 2 луча – сверху и снизу; затем поочередно слева и справа – по два луча, располагая их на одинаковом расстоянии. И последний штрих – приклейте сверху в центр снежинки маленький белый кружок.
- Работать будем в парах.
(выполнив работу, дети украшают шаль своими снежинками)
- Вот теперь красивая шаль стала у бабушки Вьюги. Сколько красивых снежинок.
- В благодарность Вьюга дарит вам песенку «Серебристые снежинки», послушайте её и посмотрите какими красивыми бывают снежинки.
6. Рефлексия. Итог
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Сегодня мы говорили о зимней красоте. Красота будет всегда оставаться в природе, если к ней бережно относиться. Так давайте же любить, беречь и охранять нашу природу.
- А что это значит? (ответы детей)
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите, солнышко по-прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы? У вас на столах разные солнышки – веселые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению.
Я рада, что у всех хорошее настроение, спасибо за работу и давайте поблагодарим себя и гостей апплодисментами.