1 класс
Устная речь
Тема: "Признаки зимы".
Цель: Уточнить представления о признаках зимы.
Задачи:
1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
3. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Оборудование: магнитофон, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: - Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин
(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Учитель: Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.
1. Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз) Слайд
2. Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
Твой горох ведь это:(град) Слайд
3. На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед) Слайд
4. Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а :(снежинки) Слайд
5. Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и: (коньки) Слайд
6. Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой) Слайд
Учитель: С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?
Ученик: Со словом "зима".
Учитель: Какова будет тема нашего урока?
Ученик: "Зима и животные зимой" и другие предположения детей.
Учитель уточняет и открывает тему урока.
Учитель: Тема нашего урока "Признаки зимы" (открываю) Слайд
Учитель: Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима".
Учитель: Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения?
Ученик: Предположения детей.
Учитель: Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
Учитель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
Ученик: Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.
Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?
Ученик: Декабрь, январь, февраль.
Учитель: Кто зимой из зверей спит?
Ученик: Медведь, еж.
Учитель: Какие признаки зимы вы можете назвать?
Ученик: Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом.
Учитель: Признаки зимней погоды:
- становиться холоднее
- небо чаще покрыто облаками
- осадки выпадают в виде снега
- дни становятся короче, а ночи длиннее.
Учитель: Изменилась жизнь растений и животных? Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?
Ученик: Стало очень холодно.
Учитель: С чем связано общее похолодание зимой?
Ученик: Ответы детей.
Учитель: Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.
Учитель: Почему зимой выпадают осадки в виде снега?
Ученик: Холодно.
Учитель: Снег - что это такое?
Ученик: Замерзшая вода.
Учитель: Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Ученик: Так говорят о снежинке. Слайд
Учитель: Рассмотрите снежинки.
IV. Физкультминутка.
Учитель: Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)
Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые лежат на парте у вас. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
Учитель: А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи, т.е. снежинки.)
V. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"
Учитель: Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом.
Учитель: Теперь выполните задание на листочках: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.
VI. Физкультминутка "Зима" (Под музыку)
Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
VII. Закрепление материала.
Игра "Крестики-нолики".
Учитель: Ответе на вопросы, поднимая карточку с "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный.
Изменилась жизнь растений и животных?(+)
Осадки выпадают в виде снега? (+)
Дни становятся короче, а ночи длиннее ?(+)
На улице стало жарко?(0)
Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)
Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)
Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Учитель: Что показалось вам наиболее интересным?
Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Учитель: Поднимите руки те, кто работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок?
Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.