Урок познание мира
1 «б» класс
Тема: "Жизнь диких животных зимой".
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, научно-познавательного материала, творческих заданий, самостоятельного сжатия информации и выборочного чтения.
Обучающая цель:
- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных;
- показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы;
Коррекционно-развивающая цель:
- развивать творческие способности учащихся, устную речь, память, внимание, словесно-логическое мышление;
Воспитательная цель:
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;
- воспитывать любовь к родной природе
Тип урока: комбинированный
Основные дидактические методы:
- проблемно-диалогические методы обучения;
- частично-поисковый метод;
- объяснительно-иллюстративный;
- принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.
Дидактические средства:
- слайды презентации, рисунок зимнего леса
- учебник-тетрадь, карточки с изображением животных и птиц;
- фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Совместное "открытие" новых знаний.
- Самостоятельное применение знаний.
- Итог урока. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихонечко сели.
II.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
- Какие изменения происходят в погоде и в природе?
- Вы сможете вспомнить, прослушав стихотворение про зиму.
Солнце землю греет слабо,
Поночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
Вывод о состоянии неживой природы зимой.
- Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать?
1. С каждым днём становится всё холоднее.
2. Небо чаще покрыто облаками.
3. Осадки выпадают в виде снега.
4. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- С чем связано общее похолодание зимой?
(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими.За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)
-Молодцы. А какое было задание на дом?
-Нарисовать рисунок - “Что бывает только зимой...”
(Дети выходят и защищают свои рисунки). МОЛОДЦЫ!
Тема нашего урока«Жизнь диких животных зимой».
Цель нашего урока:Узнать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы.
ІІІ. Совместное «открытие» новых знаний.
- Зима приносит всем обитателям лесов немалые сложности, сильные холода, колючий морозный ветер, всё это значительно усложняет зимнюю жизнь птиц. Слайд
Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Вспомните, какие из них улетели?Слайд
- Почему птицы улетают? (ответы детей)
- Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина вдругом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. Мухи, муравьи, бабочки зимой прячутся в норки, щели и засыпают. Жуки и их личинки прячутся в коре деревьев. И все-таки некоторые птицы остаются зимовать.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) слайд
Есть птицы, которые выводят птенцов даже зимой, среди снега. Это клёсты. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.слайд
- Как мы можем им помочь птицам, которые остаются зимовать? (ответы детей)
(показать кормушку, и спроситьчто они знают о кормушках)Слайд
IV. Самостоятельное применение знаний.
Игра "Да-нетки".
(Ученикиотвечая на вопросы поднимают таблички, со словом "да", если ответ правильный, "нет", если ответ неверный)
Прячутся ли насекомые к зиме? (да)
Перелетные птицы не улетают в теплые края? (нет)
Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (да)
Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (нет)
Верно ли, что у клёстов зимой появляются птенцы? (да)
Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (да)
Нужно ли птиц подкармливать зимой? (да)
Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (нет)
4. Физминутка.
Хомка
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Шейку моет, щечки трет.
Подметает хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.
Работа с научно-познавательной статьёй о жизни животных зимой.
-Ребята скажите пожалуйста, какие дикие животные живут в лесу? (ответы детей).
- А какие изменения произошли в жизни диких зверей? (ответы детей)
Учитель: Сейчас более подробно познакомимся с жизнью зверей зимой.
(Один ребёнок читает загадки, дети отгадывают; подготовленные ученики делают сообщения об этом животном, показывая соответствующую картинку.)
- Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за резвая зверюшка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это …
Белка. Слайд
В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся.Белкизапасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю.Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. Белки в сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.Слайд
- Не барашек, и не кот,
Носитшубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы – другого цвета.
Заяц. Слайд
Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую, густую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов под кустами. Запасов на зиму заяц не делает.
- Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Медведь. Слайд
Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. В середине зимы у медведицы появляются медвежата.
- В стране лесной живёт портной,
Не сшил одёжки ни одной.
А в чём секрет? Какой ответ?
Иголки есть, а ниток нет.
Ёжик. Слайд
Осенью ёжик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве, свернётся клубочком и спит до весны. Ёж спит дольше всех, он спит в норке до конца апреля.
- Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост- ее краса.
Этот зверь лесной....
Лиса. Слайд
Спит лиса в норе. Лисапитается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу.Мыши – её основной корм зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.
- Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …
Волк .Слайд
Волк – хищник, живет в логове.Охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.
- Ребята, сегодня вы многое узнали о жизни животных в лесу. А сейчас, хочу вам предложить игру.
Игра «Кто, чем питается»
Игра«Кто, где живёт?» (дети на индивидуальных карточках выполняют задания.Линиями показывают жилища диких животных)
Игра «Закончи предложение»
- Ребята, а сейчас подумайте, про кого можно так сказать?
Неуклюжий,как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как …
Колючий, как …
Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место?
(Заповедник)Слайд
Человека, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, называют егерь.
Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? Слайд
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.
Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны.
Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.
Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.
IV. Итог урока.
IV. Повторение и закрепление изученного
- Если вы были внимательны на уроке, если наблюдательны, много читаете и любите узнавать новое, вы сможете ответить на все вопросы.
Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
- Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клёст.Клёсты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
- Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
- Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
- Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)
- Как называется место, где охраняют животных? (заповедник)
- Как называют человека, который заботится о зверях? (егерь)
- Какие признаки зимы вы можете назвать?
(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)
- Молодцы! На уроке вы были очень внимательны и правильно ответили на все вопросы. Всем я ставлю отметку 5.
Домашнее задание: нарисовать диких животных в лесу. На этом урок закончен, досвидания.