ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Тема: Запах хлеба
Цель : расширить знания учащихся о производстве хлеба; сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; развивать связную речь, умение слушать товарищей; воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей; способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Оборудование: иллюстрации, каравай, полотенце, соль, колосья пшеницы
Ход мероприятия
I Организация класса. Сообщение темы и задач мероприятия (Слайд№1)
II. Мотивация учебной деятельности
(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле мультимедийной доски)
- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).
- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)
- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
1. Игра «Шифровальщик»
- Расшифруйте предложение.
Не маса бойсо родапри лебх на деблю даетпо. (Слайд№3)
(Не сама собой природа хлеб на блюде подаёт.) (Слайд№4)
-Как вы понимаете это выражение?
2.Работа над загадками
Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. (Поле) (Слайд №5)
Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно) (Слайд №6)
Был крупинкой золотой- стал зелёною стрелой.
Солнце летнее светило и стрелу позолотило. (Колос) (Слайд №7)
Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (Тесто) (Слайд№8)
Рос сперва на воле в поле. Летом цвёл и колосился
А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – муку и тесто, в магазине занял место. (Хлеб) (Слайд №9)
3. Речевая разминка. Работа над скороговоркой
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
III. Сообщение темы и задач мероприятия.
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как наш народ относится к хлебу и как нужно с ним обращаться.
- Давайте определим цели занятия:
УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность данных продуктов, когда появился хлеб)
ПОВТОРИТЬ…(какие бывают хлебобулочные продукты)
ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу)
Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Страничка "Хлеб - всему голова"
Ученица:
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим, -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук! (Слайд №10)
2. Рассказ учителя
Сегодня, да и во все времена на самом почётном месте - хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. Наш народ хлебосолен… Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы ни выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания
3. Аукцион "Хлебобулочные изделия"
- Какие хлебобулочные изделия вам известны?
- Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. (Слайд №11)
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира.
4. Физминутка. Исполнение песни "Каравай"
- Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песню для Димы и Сергея, у которых было недавно день рождения.
Исполнение песни "Каравай - каравай"
5. Микрообобщение
- Как нужно относиться к хлебу?
- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Ученица:
Каравай земли и неба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок! (Слайды №12-14)
6. Игра "Продолжи пословицу".
- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.
Без хлеба - не будет и обеда. .
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
Покуда есть хлеб да вода - всё не беда. (Слайд№15)
- Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?.
Плох обед, коли хлеба нет.
Нет хлеба - нет обеда.
Много снега - много хлеба.
Хлеб на стол - и стол престол.
Хлеб - всему голова.
Всё приедается, а хлеб – нет
Будет хлеб – будет и обед.
Без хлеба куска везде тоска.(Слайд№16)
V. Итог занятия
- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:
"Я понял(а), что…..
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
"К сожалению ……"
Я буду …
В нашем городе есть хлебопекарня, где выпекают очень вкусный хлеб и булочки. Вы хорошо поработали, и сейчас я хочу вас угостить.(Слайд №17)