Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах, формирование нравственной культуры личности школьника.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие «сложные слова»;
- формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;
- активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;
- создать для развития всех типов каналов восприятия информации.
Воспитательные:
- продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
- формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
Методическая цель урока: показ приёмов применения ИКТ в учебном процессе.
Краткое описание работы.
Организационный этап (приветствие).
Ориентировочно-мотивационный этап.
Чистописание.
1) Какая буква лишняя?
Б Л М Х Г З ( Х – обозначает глухой согласный звук)
- Выявите закономерность и продолжите:
Хх, Ххх, Хххх, …
2) (Слайд 2)
Вспомните признаки однокоренных слов и подберите к слову «хлеб» однокоренные слова. Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.
3) Вспомните пословицы о хлебе.
Выяснение смысла пословиц. (Слайд 3)
Чтение пословиц с экрана. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.
Самооценка чистописания (по шкале аккуратности и старания)
Физкультминутка – массаж глаз для снятия напряжения по офтальмотренажёру .
Целеполагающий этап.
- Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)
Рассказ учителя о хлебозаводе. (Слайд 4)
- Что интересного в записи слова? (Два корня).
- Как можно назвать слова, в которых два корня?
- Какая тема урока?
- К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили заказать вывеску. Давайте ему поможем.
Хлеб?завод. - проблема (Слайд 5)
- Какая цель урока? Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?
Операционно-исполнительный этап.
1) Предлагаю поработать в группе и выяснить, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах и доказать почему.
Понаблюдайте и сделайте вывод:
садовод пешеход
вертолёт Кожемяка
самосвал вездеход
пчеловод птицеводство
пароход овцеферма
лесостепь корнеплод
Отчёт групп. Проверка по слайду. (Слайд 6)
Работа в группе. Составление алгоритма проверки правописания соединительной гласной в сложных словах.
Отчёт групп. Проверка по слайду. (Слайд 7)
Первичное закрепление. (Слайд 8).
Замените словосочетания и предложения одним сложным словом. Проверка записи – запись слова на слайде появляется по щелчку.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
(Слайды 10-14)
Вторичное закрепление. Обогащение словарного запаса учащихся. Тренировка в правописании. Наблюдение за написанием группы слов, нахождение одного общего корня, выяснение лексического значения корня.
Физкультминутка. Снятие общего напряжения.
(Слайд 15)
Запись названий сказочных предметов.
Самостоятельная работа: Придумай и запиши сложные слова, один из корней которых лес- или вод- .(Слайд 16)
5.Рефлексия. (Слайд 17)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Сложные слова" »
Урок русского языка в 3 классе
(авт. учебника А.В.Полякова)
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление.
Тема урока: Сложные слова.
Технические средства для демонстрации работы: персональный компьютер, видеопроектор, экран.
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах, формирование нравственной культуры личности школьника.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие «сложные слова»;
- формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;
- активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;
- создать для развития всех типов каналов восприятия информации.
Воспитательные:
- продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
- формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
Методическая цель урока: показ приёмов применения ИКТ в учебном процессе.
Краткое описание работы.
Организационный этап (приветствие).
Ориентировочно-мотивационный этап.
Чистописание.
1) Какая буква лишняя?
Б Л М Х Г З ( Х – обозначает глухой согласный звук)
- Выявите закономерность и продолжите:
Хх, Ххх, Хххх, …
2) (Слайд 2)
Вспомните признаки однокоренных слов и подберите к слову «хлеб» однокоренные слова. Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.
3) Вспомните пословицы о хлебе.
Выяснение смысла пословиц. (Слайд 3)
Чтение пословиц с экрана. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.
Самооценка чистописания (по шкале аккуратности и старания)
Физкультминутка – массаж глаз для снятия напряжения по офтальмотренажёру .
Целеполагающий этап.
- Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)
Рассказ учителя о хлебозаводе. (Слайд 4)
- Что интересного в записи слова? (Два корня).
- Как можно назвать слова, в которых два корня?
- Какая тема урока?
- К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили заказать вывеску. Давайте ему поможем.
Хлеб?завод. - проблема (Слайд 5)
- Какая цель урока? Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?
Операционно-исполнительный этап.
1) Предлагаю поработать в группе и выяснить, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах и доказать почему.
Понаблюдайте и сделайте вывод:
садовод пешеход
вертолёт Кожемяка
самосвал вездеход
пчеловод птицеводство
пароход овцеферма
лесостепь корнеплод
Отчёт групп. Проверка по слайду. (Слайд 6)
Работа в группе. Составление алгоритма проверки правописания соединительной гласной в сложных словах.
Отчёт групп. Проверка по слайду. (Слайд 7)
Первичное закрепление. (Слайд 8).
Замените словосочетания и предложения одним сложным словом. Проверка записи – запись слова на слайде появляется по щелчку.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
(Слайды 10-14)
Вторичное закрепление. Обогащение словарного запаса учащихся. Тренировка в правописании. Наблюдение за написанием группы слов, нахождение одного общего корня, выяснение лексического значения корня.
Физкультминутка. Снятие общего напряжения.
(Слайд 15)
Запись названий сказочных предметов.
Самостоятельная работа: Придумай и запиши сложные слова, один из корней которых лес- или вод- .(Слайд 16)