kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по рассказу Ю.П.Казакова "Запах хлеба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит учащихся с рассказом ЮП Казакова "Запах хлеба и ее проблематикой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 9 классе по рассказу Ю.П.Казакова "Запах хлеба"»

Юрий Павлович Казаков  (1927-1982)

Юрий Павлович Казаков

(1927-1982)

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Родился Казаков в Москве , в августе 1927 года. Родители его были простыми рабочими, отношения в семье были не самые простые. Юрий проживал с матерью в коммуналке. Годы Великой Отечественной Войны он провел в Москве. Здесь же во время бомбежки Юра получил контузию. Травма отразилась впоследствии заиканием. Сам писатель потом говорил, что именно травма подтолкнула его к занятию творчеством. На фронтах еще гремели бои, а Юрий стал писать стихи и обучаться игре на виолончели.

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни?

Родился Казаков в Москве , в августе 1927 года. Родители его были простыми рабочими, отношения в семье были не самые простые. Юрий проживал с матерью в коммуналке. Годы Великой Отечественной Войны он провел в Москве. Здесь же во время бомбежки Юра получил контузию. Травма отразилась впоследствии заиканием. Сам писатель потом говорил, что именно травма подтолкнула его к занятию творчеством. На фронтах еще гремели бои, а Юрий стал писать стихи и обучаться игре на виолончели.

После войны Казаков поступил в Гнесинское музыкальное училище. Учиться юноша закончил в 1951 году. Сразу же Казакова приняли в оркестр Музыкального театра имени Станиславского.    Спустя два года (1953г) Юрий Казаков поступил в литературный институт имени Горького. Писательским талантом Казаков, естественно обделен не был.   Юрий Казаков умер в Москве в ноябре 1982 года. Автору удалось оставить огромно творческое наследие. Произведения писателя включены в школьную программу и учебную литературу по хрестоматии. Книги его переведены на множество иностранных языков.

После войны Казаков поступил в Гнесинское музыкальное училище. Учиться юноша закончил в 1951 году. Сразу же Казакова приняли в оркестр Музыкального театра имени Станиславского.  

Спустя два года (1953г) Юрий Казаков поступил в литературный институт имени Горького. Писательским талантом Казаков, естественно обделен не был.  

Юрий Казаков умер в Москве в ноябре 1982 года. Автору удалось оставить огромно творческое наследие. Произведения писателя включены в школьную программу и учебную литературу по хрестоматии. Книги его переведены на множество иностранных языков.

-Какие слова рождаются у вас, когда мы говорим «родной дом»?

-Какие слова рождаются у вас, когда мы говорим «родной дом»?

Тепло  Мама Аромат маминых пирогов, хлеба Родной дом – это…  Свет  Семья Уют

Тепло

Мама

Аромат маминых пирогов, хлеба

Родной дом – это…

Свет

Семья

Уют

-Почему рассказ получил название «Запах хлеба»?

-Почему рассказ получил название «Запах хлеба»?

- Какое впечатление произвела на вас героиня, судя по первым строчкам рассказа? Мать свою Дуся не видела лет пятнадцать, из деревни уехала и того больше и никогда почти не вспоминала ничего из своей прошлой жизни. -Как вы думаете, ждала ли мать Дусю все эти годы?

- Какое впечатление произвела на вас героиня, судя по первым строчкам рассказа?

Мать свою Дуся не видела лет пятнадцать, из деревни уехала и того больше и никогда почти не вспоминала ничего из своей прошлой жизни.

-Как вы думаете, ждала ли мать Дусю все эти годы?

-Когда приезжает Дуся в деревню? Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж ее работал хорошо, жили они в свое удовольствие, и Дуся стала еще круглее и красивее.  Но в начале мая Дуся получила письмо от двоюродного племянника Миши. Письмо было написано под диктовку на листке в косую линейку. Миша передавал приветы от многочисленной родни и писал, что дом и вещи бабушкины целы и чтобы Дуся обязательно приехала. -Чем она занимается в деревне? - Что почувствовала Дуся в родном доме?

-Когда приезжает Дуся в деревню?

Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж ее работал хорошо, жили они в свое удовольствие, и Дуся стала еще круглее и красивее. Но в начале мая Дуся получила письмо от двоюродного племянника Миши. Письмо было написано под диктовку на листке в косую линейку. Миша передавал приветы от многочисленной родни и писал, что дом и вещи бабушкины целы и чтобы Дуся обязательно приехала.

-Чем она занимается в деревне?

- Что почувствовала Дуся в родном доме?

Ароматный запах хлеба,  Тёплого в избе,  Светлым праздником прошёл.  По моей судьбе.  Моё детство озорное  Тем пропахло хлебом.  И зелёною лужайкой,  И безбрежным небом.  Видно время подошло  Детство вспоминать.-  Мне всё чаще снится хлеб,  Что пекла нам мать.

Ароматный запах хлеба, Тёплого в избе, Светлым праздником прошёл. По моей судьбе. Моё детство озорное Тем пропахло хлебом. И зелёною лужайкой, И безбрежным небом. Видно время подошло Детство вспоминать.- Мне всё чаще снится хлеб, Что пекла нам мать.

-В какой момент героиня чувствует горечь утраты? -Как она ведет себя на кладбище? Почему? Дуся совсем побелела, и вдруг будто нож всадили ей под грудь, туда, где сердце. Такая черная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась, так неистово закричала, упала и поползла к могиле на коленях и так зарыдала неизвестно откуда пришедшими к ней словами, что Миша испугался.  — У-у-у, — низко выла Дуся, упав лицом на могилу, глубоко впустив пальцы во влажную землю. — Матушка моя бесценная... Матушка моя родная, ненаглядная... У-у-у... Ах, и не свидимся же мы с тобой на этом свете никогда, никогда! Как же я без тебя жить-то буду, кто меня приласкает, кто меня успокоит? Матушка, матушка, да что же это ты наделала?

-В какой момент героиня чувствует горечь утраты?

-Как она ведет себя на кладбище? Почему?

Дуся совсем побелела, и вдруг будто нож всадили ей под грудь, туда, где сердце. Такая черная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась, так неистово закричала, упала и поползла к могиле на коленях и так зарыдала неизвестно откуда пришедшими к ней словами, что Миша испугался. — У-у-у, — низко выла Дуся, упав лицом на могилу, глубоко впустив пальцы во влажную землю. — Матушка моя бесценная... Матушка моя родная, ненаглядная... У-у-у... Ах, и не свидимся же мы с тобой на этом свете никогда, никогда! Как же я без тебя жить-то буду, кто меня приласкает, кто меня успокоит? Матушка, матушка, да что же это ты наделала?

Проблематика

Проблематика

  • утраты связи с отчим домом
  • забвения матери
  • Одиночества
  • Распавшиеся человеческие связи.
Мама и Родина очень похожи:  Мама – красивая, Родина – тоже!  Вы присмотритесь: у мамы глаза  Цвета такого же, как небеса.   Мамины волосы, словно пшеница,  Что на бескрайних полях колосится.  Мамины руки теплы и нежны,  Напоминают луч солнца они.   Если поет мама песню, то ей  Вторит веселый и звонкий ручей…  Так и должно быть: что дорого нам,  Напоминает всегда наших мам.  (А. Стариков)

Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина – тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они. Если поет мама песню, то ей Вторит веселый и звонкий ручей… Так и должно быть: что дорого нам, Напоминает всегда наших мам. (А. Стариков)

Не забывайте матерей Не оставляйте матерей одних,  Они от одиночества стареют.  Среди забот, влюбленности и книг,  Не забывайте с ними быть добрее! Им нежность ваша — это целый мир,  Им дорога любая ваша малость.  Попробуйте представить хоть на миг,  Вы в молодости — собственную старость! Когда нет писем от детей, ни встреч  И самый близкий друг вам — телевизор!  Чтоб маму в этой жизни поберечь,  Неужто нужны просьбы или визы. Меж вами, ни границ и не морей!  Всего-то надо сесть в трамвай, машину или поезд.  Не оставляйте в прошлом матерей!  Возьми ее в грядущее с собою.

Не забывайте матерей

Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг, Не забывайте с ними быть добрее!

Им нежность ваша — это целый мир, Им дорога любая ваша малость. Попробуйте представить хоть на миг, Вы в молодости — собственную старость!

Когда нет писем от детей, ни встреч И самый близкий друг вам — телевизор! Чтоб маму в этой жизни поберечь, Неужто нужны просьбы или визы.

Меж вами, ни границ и не морей! Всего-то надо сесть в трамвай, машину или поезд. Не оставляйте в прошлом матерей! Возьми ее в грядущее с собою.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Манеева Наталья Сергеевна

Дата: 10.12.2021

Номер свидетельства: 594126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства