Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.
Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.
Игра «Приветствие»
Цель: выработка ритуала приветствия,создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.Я предлагаю вам поздороваться необычным способом. Сейчас я поздороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
«здравствуйте, девочки»,
«здравствуйте, мальчики»,
«здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы»,
«здравствуйте те, кому не хотелось идти в школу»,
«здравствуйте те, кто родился летом»,
«здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное»,
«здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
«здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».
- Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
- Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека.
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
- Посвящено оно общению. Задания, которые мы будем выполнять на этом занятии будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
- Итак, тема нашего занятия – «Общение в жизни человека».
Упражнение «Ассоциации»
- Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Важны ли эмоции и чувства в процессе общения?
- А что такое эмоции?
Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов.
Эмоции несут в себе различные функции. Одна из них Коммуникативная - Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях.
Виды эмоций.
Эмоции делятся на: положительные, отрицательные и нейтральные.
!!! Раздаются карточки с названиями эмоций. Одни должны их показать, а другие угадать.
Положительные:
Удово́льствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей.
Радость – положительная эмоция, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность.
Симпа́тия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо.
Интерес – положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний
Нейтральные:
Любопы́тство — бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам.
Удивление – это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств
Отрицательные:
Страх – это негативная эмоция, которая возникает как защитная реакция организма при опасности.
Грусть – негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора.
Гнев – это отрицательная эмоция, возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда.
Стыд – это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих.
- Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психологического здоровья. Но очень важно их контролировать в процессе общения с другими людьми.
- Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
- Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
- Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Сказка «Мудрецы и слон»
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
«Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон».
Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
- Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)
Нужно прислушиваться к мнению других
Надо уметь слушать и слышать.
Нет смысла кричать.
Должна быть согласованность в действиях.
А теперь поговорим о секретах общения.
1 секрет общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Игра «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.
- Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде. Для начала игры нам надо разделиться на три группы.
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по имени в алфавитном порядке.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!
И последнее задание, (молча) постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа).
Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!
- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?
- Общение бывает разных видов, и с видами общения нам сейчас предстоит познакомиться.
«Головоломка»
- Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:
Ответ: Язык до Киева доведёт.
- Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!
- Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка?
Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным, это еще один секрет общения
- Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи.
Прочитайте текст:
Танцевать я не умею И стихов я не пишу, Самолётики не клею, За футболом не слежу.
Не умею петь я басом И из глины не леплю, НО ЗАТО — ОДИН ИЗ КЛАССА — Я УШАМИ ШЕВЕЛЮ!!!
1. С максимальной громкостью;
2. С пулемётной скоростью;
3. Как будто вы очень замёрзли;
4. Как пятилетняя девочка;
слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
Радость;Страх;Грусть;Торжественно.
Загадка.
- А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.
“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда” (улыбка).
Подсказки детям: от чего становится всем светлей?
- Ну, конечно же, это улыбка!Вот такой простой, но ценный секрет общения:
“Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Это 3 секрет общения.
Упражнение «Язык жестов»
- Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы.
Первая группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другие команды попробует отгадать.
Профессия: повар, зубной врач, учитель.
Вторая группа покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.
Третья команда покажет – вид спорта – футбол, баскетбол, бадминтон.
- У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание? (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ).
- Какие же виды общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные)
- Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
- Часто в процессе общения происходят различные конфликтные ситуации.
1 ситуация. Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Саша и Игорь, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу двух человек (мальчики) зачитать её вслух.
- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.
- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой?
- А сейчас, я предлагаю исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре.
Давайте переформулируем слова мальчика, которому нужна ручка.
А теперь давайте сформулируем ответ другого мальчика, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе.
- - Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
- А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?
2 ситуация. Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья, Никита и Женя, поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, один мальчик одолжил у своего друга новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран.Два человекачитают вслух.
- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.
Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации мальчику, который испортил диск? (Извиниться).
Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.
Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.
- Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.
«Секреты общения»
Обращайся к людям по имени.
Будь вежлив со всеми.
Уважай вкусы, привычки и интересы других.
Будь внимателен к окружающим тебя людям.
Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека.
Учись извиняться первым, если не прав.
Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами.
Учись слушать и слышать других.
Будь уверенней в общении с другими.
Не стесняйся высказывать свое мнение.
Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.
- А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным.
- Да действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу.
Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?
Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?
С какими чувствами вы уходите с занятия?
Улыбнитесь и похлопайте те, кто уходит с занятия с отличным настроением!
Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день.
Спасибо за работу и до новых встреч!
Раздаточный материал
Танцевать я не умею И стихов я не пишу, Самолётики не клею, За футболом не слежу.
Не умею петь я басом И из глины не леплю, НО ЗАТО — ОДИН ИЗ КЛАССА — Я УШАМИ ШЕВЕЛЮ!!!