kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие, направленное на развитие коммуникативных компетенций «Общение в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развитие коммуникативных компетенций младших подростков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие, направленное на развитие коммуникативных компетенций «Общение в жизни человека»»

Занятие, направленное на развитие коммуникативной сферы

«Общение в жизни человека»



Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

  1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

  2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.

  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

  2. Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.

  3. Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.



Игра «Приветствие»


Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.


- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.Я предлагаю вам поздороваться необычным способом. Сейчас я поздороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «здравствуйте, девочки»,

  • «здравствуйте, мальчики»,

  • «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы»,

  • «здравствуйте те, кому не хотелось идти в школу»,

  • «здравствуйте те, кто родился летом»,

  • «здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное»,

  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».


- Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери



- Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека.


- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

- Посвящено оно общению. Задания, которые мы будем выполнять на этом занятии будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

- Итак, тема нашего занятия – «Общение в жизни человека».


Упражнение «Ассоциации»


- Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?


Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.


- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Важны ли эмоции и чувства в процессе общения?


- А что такое эмоции?


Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов. 

Эмоции несут в себе различные функции. Одна из них Коммуникативная - Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях.

Виды эмоций.

Эмоции делятся на: положительные, отрицательные и нейтральные.


!!! Раздаются карточки с названиями эмоций. Одни должны их показать, а другие угадать.

Положительные:


Удово́льствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. 

Радость – положительная эмоция, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность.

Симпа́тия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо. 

Интерес – положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний


Нейтральные:


Любопы́тство — бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. 

Удивление – это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств


Отрицательные:


Страх – это негативная эмоция, которая возникает как защитная реакция организма при опасности.

Грусть – негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора.

Гнев – это отрицательная эмоция, возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда.

Стыд – это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих.


- Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психологического здоровья. Но очень важно их контролировать в процессе общения с другими людьми.



- Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

- Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?


Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.


- Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.


Сказка «Мудрецы и слон»


А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

«Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон».


Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.


- Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)

  • Нужно прислушиваться к мнению других

  • Надо уметь слушать и слышать.

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.



А теперь поговорим о секретах общения.

1 секрет общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.


Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.


- Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде. Для начала игры нам надо разделиться на три группы.


Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.


Вот первое задание: постройтесь по имени в алфавитном порядке.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (молча) постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа).


Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!


- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?


- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?


- Общение бывает разных видов, и с видами общения нам сейчас предстоит познакомиться.


«Головоломка»


- Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:



Ответ:  Язык до Киева доведёт.


- Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!

- Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка?

Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным, это  еще один секрет общения


- Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи.



Прочитайте текст:


Танцевать я не умею
И стихов я не пишу,
Самолётики не клею,
За футболом не слежу.


Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
НО ЗАТО — ОДИН ИЗ КЛАССА —
Я УШАМИ ШЕВЕЛЮ!!!


1. С максимальной громкостью;

2. С пулемётной скоростью;

3. Как будто вы очень замёрзли;

4. Как пятилетняя девочка;


слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

Радость;Страх;Грусть;Торжественно.



Загадка.

- А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.


“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда” (улыбка).


Подсказки детям: от чего становится всем светлей?


- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:

Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Это 3 секрет общения.



Упражнение «Язык жестов»


- Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы.


Первая группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другие команды попробует отгадать.

Профессия: повар, зубной врач, учитель.


Вторая группа покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

Третья команда покажет – вид спорта – футбол, баскетбол, бадминтон.


У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание? (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ).



- Какие же виды общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные)


- Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.


- Часто в процессе общения происходят различные конфликтные ситуации.


1 ситуация. Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Саша и Игорь, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу двух человек (мальчики) зачитать её вслух.




- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой?

А сейчас, я предлагаю исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре.

Давайте переформулируем слова мальчика, которому нужна ручка.

А теперь давайте сформулируем ответ другого мальчика, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе.


- - Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!





- А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?


2 ситуация. Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья, Никита и Женя, поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, один мальчик одолжил у своего друга новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран.Два человекачитают вслух.






- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.


Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации мальчику, который испортил диск? (Извиниться).


Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.

- Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!




- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.


«Секреты общения»


  1. Обращайся к людям по имени.

  2. Будь вежлив со всеми.

  3. Уважай вкусы, привычки и интересы других.

  4. Будь внимателен к окружающим тебя людям.

  5. Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека.

  6. Учись извиняться первым, если не прав.

  7. Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами.

  8. Учись слушать и слышать других.

  9. Будь уверенней в общении с другими.

  10. Не стесняйся высказывать свое мнение.

  11. Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.


- А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным.

- Да действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.


Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.


Вот и подошло наше занятие к концу.

Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?

Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?

С  какими  чувствами  вы  уходите  с  занятия? 

Улыбнитесь и похлопайте те, кто уходит с занятия с отличным настроением!


Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день.


Спасибо за работу и до новых встреч!





















Раздаточный материал


Танцевать я не умею
И стихов я не пишу,
Самолётики не клею,
За футболом не слежу.


Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
НО ЗАТО — ОДИН ИЗ КЛАССА —
Я УШАМИ ШЕВЕЛЮ!!!



С максимальной громкостью



С пулемётной скоростью



Как будто вы очень замёрзли



Как пятилетняя девочка



Радость



Страх



Грусть



Торжественно



Повар



Зубной врач



Учитель



Зайца



Медведя



Воздушный шарик



Футбол



Баскетбол



Бадминтон




 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Удовидченко Светлана Викторовна

Дата: 24.10.2021

Номер свидетельства: 589385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(125) "razvitiie-lichnostnykh-i-sotsial-nykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-razvitiie-kommunikativnykh-navykov-dietiei-ranniegho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-raznoobraznykh-form-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599693"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства