kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности

 

 Федеральными государственными требованиями к организации

образовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей

   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

• развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

 

 • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм).

 

 • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

 Для реализации задачи речевого развития необходимо создать условия, а именно:

• развивать эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребенка;

 

 • способствовать применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях, в повседневной жизни;

 

 • пополнять в группах центры коммуникации, литературные центры;

 

 • внедрять новые формы работы с родителями по речевому развитию.

 

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта Малыша.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

 

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку  полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

 Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.

 

Совместная деятельность взрослого с ребёнком  помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие  или найти  живые, доступные для ребёнка поводы  для общения.

 

В процессе совместной деятельности педагог не ставит  задач прямого  обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование  совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к  импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

 

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

 

· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

 

· поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

 

· детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

 

· преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

 

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна - связана с каким-либо событием из личного опыта;

 

во-вторых, ритмична - двигательная и умственная деятельность должны чередоваться;

 

в-третьих, процессуальна - дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

 

· наблюдение в природе;

 

· сценарии активизирующего общения;

 

· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

 

· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

 

· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

 

· игры на развитие мелкой моторики рук;

 

· дидактические игры и упражнения;

 

· бытовые и игровые ситуации;

 

· элементарное экспериментирование.

 

Наиболее интересными мы считаем игры на развитие мелкой моторики рук  и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность некоторых этих форм

Игры на развитие мелкой моторики рук

Выдающийся педагог-гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека – это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я  применяю различные пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены  для детей разных возрастных групп:  начиная от самых простых и заканчивая очень сложными играми.

         Предлагаю некоторые приёмы для развития мелкой моторики, которые я применяю в своей практике.

Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка.

Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов чтобы

принцип соединения деталей был различным. При этом необходимо помнить, что сложнее работать с мелкими деталями.

Использую разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые

квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаю малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

.

Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия.

Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. .  Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной : большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать.

Игры с использованием прищепок. Необходимо сначала показать малышу, как

следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к жёлтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ёжика. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.

 

 

Сценарий активизирующего общения.

 

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

 

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное, и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

 

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у обезьянки оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с обезьянкой дети рассматривают и обсуждают содержимое “волшебной шкатулочки”, где лежат швейные инструменты.

 

Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения.

Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу.

Привлекая внимание малышей к речи окружающих, приучаю слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаю вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ.

 

Организуя игровую деятельность, создаю такую ситуацию, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, “Помоги найти Саше совок”, “Попроси у Тани мяч”. Использую такие приемы, как “Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь”. Этим самым я активизирую словарь ребенка, помогаю овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”.

 

Побуждаю ребенка к речевому подражанию, отчетливо, выразительно произнося слова, фразы с целью активизации усиления слуховой ориентированной реакции. Использую прием собственного вопроса-ответа, эмоционально обыгрываю бытовые ситуации, задаю вопрос и даю образец ответа, как бы отвечая за ребенка. Например, “Что пьет Оля? – Молоко? Вкусное молоко? – Очень вкусное”. В каждой совместной с ребенком деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение.

Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаю описание массажа рук по методике О. Приходько:

Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6-8 раз, отдельно на каждой руке.

Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно- за исключением большого пальца — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца — 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой

фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по

очереди 1-2 раза.

Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед- назад, в бок — в сторону, по кругу.

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от

периферии к центру» — 5-6 раз.

Таким образом, произносительные компетенции, формируемые в совместной с взрослыми  деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность. Наиболее легко и органично для ребенка осуществлять этот переход в игре, что мы и видим, ежедневно находясь рядом с детьми. Задача педагога – быть рядом.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". »


Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности


Федеральными государственными требованиями к организации

образовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей

Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

• развитие свободного общения с взрослыми и детьми;


• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм).


• практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Для реализации задачи речевого развития необходимо создать условия, а именно:

• развивать эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребенка;


• способствовать применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях, в повседневной жизни;


• пополнять в группах центры коммуникации, литературные центры;


• внедрять новые формы работы с родителями по речевому развитию.


Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта Малыша.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.


Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.


Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.


В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.


Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;


· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;


· поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;


· детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;


· преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.


Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна - связана с каким-либо событием из личного опыта;


во-вторых, ритмична - двигательная и умственная деятельность должны чередоваться;


в-третьих, процессуальна - дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:


· наблюдение в природе;


· сценарии активизирующего общения;


· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;


· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;


· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;


· игры на развитие мелкой моторики рук;


· дидактические игры и упражнения;


· бытовые и игровые ситуации;


· элементарное экспериментирование.


Наиболее интересными мы считаем игры на развитие мелкой моторики рук и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность некоторых этих форм

Игры на развитие мелкой моторики рук

Выдающийся педагог-гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека – это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я применяю различные пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены для детей разных возрастных групп: начиная от самых простых и заканчивая очень сложными играми.

Предлагаю некоторые приёмы для развития мелкой моторики, которые я применяю в своей практике.

Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка.

Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов чтобы

принцип соединения деталей был различным. При этом необходимо помнить, что сложнее работать с мелкими деталями.

Использую разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые

квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаю малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

.

Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия.

Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. . Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной : большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать.

Игры с использованием прищепок. Необходимо сначала показать малышу, как

следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к жёлтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ёжика. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.



Сценарий активизирующего общения.


Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.


Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное, и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.


Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у обезьянки оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с обезьянкой дети рассматривают и обсуждают содержимое “волшебной шкатулочки”, где лежат швейные инструменты.


Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения.

Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу.

Привлекая внимание малышей к речи окружающих, приучаю слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаю вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ.


Организуя игровую деятельность, создаю такую ситуацию, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, “Помоги найти Саше совок”, “Попроси у Тани мяч”. Использую такие приемы, как “Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь”. Этим самым я активизирую словарь ребенка, помогаю овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”.


Побуждаю ребенка к речевому подражанию, отчетливо, выразительно произнося слова, фразы с целью активизации усиления слуховой ориентированной реакции. Использую прием собственного вопроса-ответа, эмоционально обыгрываю бытовые ситуации, задаю вопрос и даю образец ответа, как бы отвечая за ребенка. Например, “Что пьет Оля? – Молоко? Вкусное молоко? – Очень вкусное”. В каждой совместной с ребенком деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение.

Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаю описание массажа рук по методике О. Приходько:

Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6-8 раз, отдельно на каждой руке.

Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно- за исключением большого пальца — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца — 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой

фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по

очереди 1-2 раза.

Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед- назад, в бок — в сторону, по кругу.

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от

периферии к центру» — 5-6 раз.

Таким образом, произносительные компетенции, формируемые в совместной с взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность. Наиболее легко и органично для ребенка осуществлять этот переход в игре, что мы и видим, ежедневно находясь рядом с детьми. Задача педагога – быть рядом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кожевникова Светлана Викторовна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "проект Дотор Айболит "
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt-dotor-aibolit"
    ["file_id"] => string(6) "163060"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422441607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства