kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Романова Ирина Петровна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда Ульяновской области

Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность.  В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность -  обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В условиях перехода на стандарты второго поколения - стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

         В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему  учат своих воспитанников, развивая коммуникативную компетентность. 

        Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся младших классов  занимает внеучебная деятельность, входящая в Образовательную систему «Школа 2100». Во внеучебной деятельности у детей развивают следующие компетентности: определять тему и выделять главную мысль текста; пересказывать текст; адекватно воспринимать звучащую речь; описывать устно объект наблюдения; создавать монологические тексты в форме повествования и описания; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; рассуждать, вести диалог; владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;  использовать приобретённые знания  и умения в жизни.

Педагогика и психология определяют понятие «коммуникативная компетентность», как вид деятельности, как обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Коммуникативная компетентность играет важную роль в развитии психики ребёнка. Она имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становление разумного, культурного поведения. Через активную коммуникативную компетентность (т. е. через общение) с развитыми личностями, человек сам превращается в личность. Человек, выросший вне общества, навсегда утрачивает способность быть личностью. Если маленького человека лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Коммуникативная компетентность составляет внутренний механизм совместной деятельности людей.

Взаимное влияние детей в процессе межличностного общения происходит с помощью психологических средств:

  1. вербальные средства (словесные) – язык;
  2. невербальные средства (эмоциональное отношение) – интонация, мимика, жесты, расстояние.  

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

 Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием для успешной социализации личности. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия младших школьников

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Из опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что применение на практике комплекса мероприятий помогает развивать коммуникативную компетентность у младших школьников. Подобные комплексы создают благоприятную среду поддержания активности младшего школьника, его естественных порывов к действию, самовыражению, в которой человек реально начинает осознавать свою необходимость, значимость для общества, адекватность своих возможностей, опыта, способностей, потребность в содержании деятельности, в самосовершенствовании, саморазвитии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностических материалов, внеклассного занятия и комплекса игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности.

Обоснованные в процессе исследования теоретические положения послужили основой для разработки специального комплекса игр, направленного на развитие у младших школьников умений вступать в диалог, слушать и слышать друг друга, взаимодействовать в коллективе, общаться  невербально, умение выходить из конфликта.

Полученные результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили наше предположение о том, что внеучебная деятельность является одним из средств развития коммуникативной компетенции у младших школьников. Разработанные и апробированные в опытно – экспериментальном исследовании разные виды игр для развития коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности могут быть использованы в практике педагогов как одно из средств повышения уровня развития коммуникативной компетентности и включены в методическое пособие для учителей начальных классов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения »

Романова Ирина Петровна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда Ульяновской области

Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность - обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В условиях перехода на стандарты второго поколения - стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

         В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему  учат своих воспитанников, развивая коммуникативную компетентность. 

        Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся младших классов занимает внеучебная деятельность, входящая в Образовательную систему «Школа 2100». Во внеучебной деятельности у детей развивают следующие компетентности: определять тему и выделять главную мысль текста; пересказывать текст; адекватно воспринимать звучащую речь; описывать устно объект наблюдения; создавать монологические тексты в форме повествования и описания; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; рассуждать, вести диалог; владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения; использовать приобретённые знания  и умения в жизни.

Педагогика и психология определяют понятие «коммуникативная компетентность», как вид деятельности, как обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Коммуникативная компетентность играет важную роль в развитии психики ребёнка. Она имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становление разумного, культурного поведения. Через активную коммуникативную компетентность (т. е. через общение) с развитыми личностями, человек сам превращается в личность. Человек, выросший вне общества, навсегда утрачивает способность быть личностью. Если маленького человека лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Коммуникативная компетентность составляет внутренний механизм совместной деятельности людей.

Взаимное влияние детей в процессе межличностного общения происходит с помощью психологических средств:

  1. вербальные средства (словесные) – язык;

  2. невербальные средства (эмоциональное отношение) – интонация, мимика, жесты, расстояние.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием для успешной социализации личности. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия младших школьников

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Из опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что применение на практике комплекса мероприятий помогает развивать коммуникативную компетентность у младших школьников. Подобные комплексы создают благоприятную среду поддержания активности младшего школьника, его естественных порывов к действию, самовыражению, в которой человек реально начинает осознавать свою необходимость, значимость для общества, адекватность своих возможностей, опыта, способностей, потребность в содержании деятельности, в самосовершенствовании, саморазвитии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностических материалов, внеклассного занятия и комплекса игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности.

Обоснованные в процессе исследования теоретические положения послужили основой для разработки специального комплекса игр, направленного на развитие у младших школьников умений вступать в диалог, слушать и слышать друг друга, взаимодействовать в коллективе, общаться невербально, умение выходить из конфликта.

Полученные результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили наше предположение о том, что внеучебная деятельность является одним из средств развития коммуникативной компетенции у младших школьников. Разработанные и апробированные в опытно – экспериментальном исследовании разные виды игр для развития коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности могут быть использованы в практике педагогов как одно из средств повышения уровня развития коммуникативной компетентности и включены в методическое пособие для учителей начальных классов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Романова Ирина Петровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»"
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "260185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448902331"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "«Исследовательская деятельность              как средство формирования   учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(157) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "108919"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403936242"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "«Исследовательская деятельность             как средство формирования  учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(159) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "108939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403947645"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства