Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
Романова Ирина Петровна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда Ульяновской области
Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность - обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В условиях перехода на стандарты второго поколения - стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему учат своих воспитанников, развивая коммуникативную компетентность.
Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности можно по результативности участия учеников в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы. Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся младших классов занимает внеучебная деятельность, входящая в Образовательную систему «Школа 2100». Во внеучебной деятельности у детей развивают следующие компетентности: определять тему и выделять главную мысль текста; пересказывать текст; адекватно воспринимать звучащую речь; описывать устно объект наблюдения; создавать монологические тексты в форме повествования и описания; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; рассуждать, вести диалог; владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения; использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Педагогика и психология определяют понятие «коммуникативная компетентность», как вид деятельности, как обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Коммуникативная компетентность играет важную роль в развитии психики ребёнка. Она имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становление разумного, культурного поведения. Через активную коммуникативную компетентность (т. е. через общение) с развитыми личностями, человек сам превращается в личность. Человек, выросший вне общества, навсегда утрачивает способность быть личностью. Если маленького человека лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Коммуникативная компетентность составляет внутренний механизм совместной деятельности людей.
Взаимное влияние детей в процессе межличностного общения происходит с помощью психологических средств:
вербальные средства (словесные) – язык;
невербальные средства (эмоциональное отношение) – интонация, мимика, жесты, расстояние.
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием для успешной социализации личности. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия младших школьников
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Из опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что применение на практике комплекса мероприятий помогает развивать коммуникативную компетентность у младших школьников. Подобные комплексы создают благоприятную среду поддержания активности младшего школьника, его естественных порывов к действию, самовыражению, в которой человек реально начинает осознавать свою необходимость, значимость для общества, адекватность своих возможностей, опыта, способностей, потребность в содержании деятельности, в самосовершенствовании, саморазвитии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностических материалов, внеклассного занятия и комплекса игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности.
Обоснованные в процессе исследования теоретические положения послужили основой для разработки специального комплекса игр, направленного на развитие у младших школьников умений вступать в диалог, слушать и слышать друг друга, взаимодействовать в коллективе, общаться невербально, умение выходить из конфликта.
Полученные результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили наше предположение о том, что внеучебная деятельность является одним из средств развития коммуникативной компетенции у младших школьников. Разработанные и апробированные в опытно – экспериментальном исследовании разные виды игр для развития коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности могут быть использованы в практике педагогов как одно из средств повышения уровня развития коммуникативной компетентности и включены в методическое пособие для учителей начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения »
Романова Ирина Петровна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда Ульяновской области
Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность - обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.В условиях перехода на стандарты второго поколения - стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему учат своих воспитанников, развивая коммуникативную компетентность.
Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности можно по результативности участия учеников в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы. Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся младших классов занимает внеучебная деятельность, входящая в Образовательную систему «Школа 2100». Во внеучебной деятельности у детей развивают следующие компетентности: определять тему и выделять главную мысль текста; пересказывать текст; адекватно воспринимать звучащую речь; описывать устно объект наблюдения; создавать монологические тексты в форме повествования и описания; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; рассуждать, вести диалог; владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения; использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Педагогика и психология определяют понятие «коммуникативная компетентность», как вид деятельности, как обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Коммуникативная компетентность играет важную роль в развитии психики ребёнка. Она имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становление разумного, культурного поведения. Через активную коммуникативную компетентность (т. е. через общение) с развитыми личностями, человек сам превращается в личность. Человек, выросший вне общества, навсегда утрачивает способность быть личностью. Если маленького человека лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Коммуникативная компетентность составляет внутренний механизм совместной деятельности людей.
Взаимное влияние детей в процессе межличностного общения происходит с помощью психологических средств:
вербальные средства (словесные) – язык;
невербальные средства (эмоциональное отношение) – интонация, мимика, жесты, расстояние.
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием для успешной социализации личности. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия младших школьников
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Из опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что применение на практике комплекса мероприятий помогает развивать коммуникативную компетентность у младших школьников. Подобные комплексы создают благоприятную среду поддержания активности младшего школьника, его естественных порывов к действию, самовыражению, в которой человек реально начинает осознавать свою необходимость, значимость для общества, адекватность своих возможностей, опыта, способностей, потребность в содержании деятельности, в самосовершенствовании, саморазвитии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностических материалов, внеклассного занятия и комплекса игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности.
Обоснованные в процессе исследования теоретические положения послужили основой для разработки специального комплекса игр, направленного на развитие у младших школьников умений вступать в диалог, слушать и слышать друг друга, взаимодействовать в коллективе, общаться невербально, умение выходить из конфликта.
Полученные результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили наше предположение о том, что внеучебная деятельность является одним из средств развития коммуникативной компетенции у младших школьников. Разработанные и апробированные в опытно – экспериментальном исследовании разные виды игр для развития коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности могут быть использованы в практике педагогов как одно из средств повышения уровня развития коммуникативной компетентности и включены в методическое пособие для учителей начальных классов.