«Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других, с тем, чтобы не повторять их». Нет, не стоит сбрасывать со счетов опыт старших. Полезнее прислушиваться к их советам.
О.Бисмарк
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Подготовка к семейной жизни"»
Воспитательный час на тему:
«Подготовка к семейной жизни»
Тема: Подготовка школьников к семейной жизни (Советы девушкам)
Цель: убедить девушек в необходимости заботиться о своем человеческом достоинстве и девичьей чести.
Ход воспитательного часа
Воспитатель:. Во все времена и у всех народов старшие пытались давать советы молодым. Как-то в библиотеке мне попалась книга С. Пенингтон «Советы несчастной матери ее дочерям, полезные для молодых девиц, вступающих в свет...». Простое любопытство заставило просмотреть всю книгу. Что же советовали взрослеющим и вступающим в жизнь девушкам две сотни лет назад»? Да все то же. Желая своим детям добра и счастья, предостерегали от непродуманных опрометчивых шагов, которые могут обернуться горем и несчастьем не только для самой девушки, но и для ее близких. Матери давали советы, основанные на опыте не одного поколения...
А что же дочери? Во все времена одни пытались внять чему-то, другие, строптивые, не воспринимали эти советы. Вечная проблема отцов и детей.
Известный любому школьнику по учебнику истории немецкий канцлер Бисмарк как-то заметил: «Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других, с тем, чтобы не повторять их». Нет, не стоит сбрасывать со счетов опыт старших. Полезнее прислушиваться к их советам.
О МАТЕРИНСТВЕ
Воспитатель. На чем держится мир человеческих отношений? На материнской любви. Она основа основ. Именно благодаря ей у ребенка рождается человеческое: чуткость, внимание к людям, умение сострадать, помогать, быть надежным и верным и многое другое. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за жизнь, за судьбу ребенка. Дочь вправе с нее спросить: «Ты старше, мудрее, опытнее. Ну почему не переубедила, не остановила, почему не запретила?» Как-то после одной лекции для девушек-старшеклассниц я спросила:
- Что вам больше всего не нравится в ваших матерях?
Многие дружно ответили:
- Ругаются без конца: и что поздно пришла, и что уроки не сделаны, и что квартира не прибрана. Ей лишь бы к чему-то прицепиться.
- А что бы вы сказали о матери, которой все равно, как вы учитесь, во сколько домой возвращаетесь, с кем бываете?
«Какая это мать, если ей безразличны мое поведение, моя судьба», - наверняка ответили бы вы.
Любящая мать за то время, пока дочери нет дома, о чем только не передумает, в том числе и о самом худшем. Ведь кругом столько еще зла, насилия, недобрых людей. Как бы с ней чего не случилось. Отсюда и срыв, крик, ругань. Дочери, не заставляйте свою мать нервничать, не отнимайте у нее здоровье, всегда старайтесь позвонить, предупредить, если по каким-либо причинам задерживаетесь. Помните, что для родителей дети остаются детьми, сколько бы лет им ни было. Почитай отца и мать, разделяй с ними все тяготы жизни.
Вот пример из жизни.
Отец девочки Ирины ушел из семьи, оставив на руках матери троих детей. Алименты были мизерными. Ее мама, еще молодая женщина, попыталась устроить свою личную жизнь. Отчим оказался пьяницей. И когда в семье появился еще один, очень болезненный ребенок, жизнь стала невыносимой - постоянно пьяные скандалы. Мать вынуждена была расстаться с мужем. Она много работала, здоровье у нее было слабое, и все заботы о маленьких детях легли на плечи старшей. Чтобы как-то помочь матери и материально, девочка пошла работать. Она устроилась уборщицей в вечернюю школу и одновременно училась в ней. Окончив школу, поступила в политехнический институт на вечернее отделение. Работу не бросила, чтобы помогать матери поднимать братьев. Неизвестно, как бы сложилась судьба мальчиков, будь Ирина менее мужественной и не стань она опорой для матери. Мы еще не знаем, как сложится личная жизнь самой Ирины. И сколько мужества в дальнейшем ей потребуется.
Вы спросите: почему речь идет о мужественности? Ведь испокон веков представление о женщине ассоциировалось с понятием «женственность».
О ЖЕНСТВЕННОСТИ
Воспитатель. Попробуем перечислить несколько качеств, связанных с этим понятием: нежность, чуткость, доброта, доброжелательность, приветливость, вежливость, естественность, достоинство, скромность, тонкость чувств, высокая нравственная красота, материнская любовь, аккуратность, умение быть хозяйкой дома и многое другое.
Женственность - это мягкость и красота движений, аккуратность, умение создавать культуру и красоту в труде и быту, это обычные черты внутренней культуры - тонкость чувств, материнская любовь, сочувствие слабому, сдержанность и скромность. Подлинная женственность - это сплав нежности и строгости, ласки и непоколебимости.
О ЧЕСТИ
Воспитатель. Основное и незабываемое во все времена правило, которого должны придерживаться девушки в своих отношениях с юношами, — заботиться о своем человеческом достоинстве, девичьей чести. Легкомысленные поступки для них оказываются иногда роковыми, меняющими всю жизнь. Надо заметить, что юноши относятся без уважения к легкодоступным девушкам, пусть даже и ищут связи с ними. Для девушки важно сохранить свою честь, не потерять самоуважения, чтобы ничто не помешало ей со временем достойно вступить в брак. Тут дело не в мещанских предрассудках: что, мол, скажут, если... Нет, речь идет о перспективах девушки на всю жизнь, о ее будущем в роли жены, матери, специалиста. Добрачная интимная близость в раннем возрасте чаще разочаровывает, чем радует, потому что многое сковывает и травмирует молодых людей: чувство неловкости, неуверенности, спешка, боязнь беременности, осуждение со стороны взрослых.
Неискушенные юноши часто проявляют по отношению к девушкам недостаточно такта и понимания, потому что не имеют представления об их психическом складе души, сугубо женских проблемах и трудностях. И если юноша любит и уважает свою избранницу, он должен понять причины ее возможной сдержанности, связанной с серьезностью намерений. Девушка, если она сознает ответственность за свое предстоящее материнство, обязана подумать, кого хочет избрать отцом своих будущих детей. В ее жизни это решение самое ответственное. Но большинство девушек вступают в интимную связь, уступив настойчивому желанию юноши. Получив отказ, он обижается, возникают конфликты, упреки в отсутствии любви. Юноша, по всей вероятности, понимает, что неправ, но совладать со своим инстинктом не может. А девушка, которая по-настоящему любит, преодолевает свой страх и соглашается. И за этим далеко не всегда следует свадьба. Последствия бывают трагические - беременность, аборт, последующее бесплодие, лишающее женщину счастья материнства. Ведь как заметил известный американский доктор Спок: «Особенность мужчины, даже порядочного, в том, что он, пытаясь добиться благосклонности женщины, способен преувеличивать свою любовь или увлечение».
Приходится иной раз слышать и такое рассуждение девушки: «Парень не захочет со мной встречаться, если я буду вести себя, как принцесса». А нужен ли ей такой спутник? Зачем платить достоинством и честью за сомнительное счастье угодить юноше? Последствиями торопливости, необдуманности, доверия к человеку, не заслуживающему этого, являются не только долго не уходящая боль, но нередко и венерические болезни, среди которых особо опасен СПИД. Это коварное смертельное заболевание как бы напоминает людям о необходимости избегать легкомысленных связей и ставить во главу любовных отношений не секс и распущенность, а девичью честь и супружескую верность.
Многое зависит от мелочей. Скажем, если девушка принимает приглашение молодого человека в театр или кафе, то немаловажно, кто будет расплачиваться за угощение. Если девушка позволит заплатить юноше и за нее, то он может воспринять это как некое обещание, которым девушка связывает себя. Иногда молодые люди встречаются потому, что их объединяет кратковременный интерес или чувство дружбы. Но если, встречаясь, они имеют серьезные намерения, то период ухаживания очень важен. В определенном смысле он является проверкой того, смогут ли молодые люди в будущем, если создадут семью, жить дружно!
Одно из важных условий сохранения хороших отношений - внимание юноши и девушки друг к другу. Каждый из них замечает, что любит близкий человек, а что нет, приспосабливается к нему, следит за его увлечениями, проявляет к ним интерес. При возникших проблемах и трудностях старается ему помочь, что-то посоветовать, успокоить. Не забывает и о необходимых знаках внимания: поздравлениях, подарках и т. д. Очень важна способность радоваться успехам.
И еще об одном. Девушка всегда должна заботиться о своем добром имени, ибо, несмотря на равноправие, мужчин не судят так строго, как женщин, и не все, что позволяет себе он, может позволить она. По существу, девушка определяет стиль взаимоотношений, границы доверия, меру вежливости. Справедливо считают, что интимная близость делает человека счастливым в том случае, если является выражением большого чувства. Но она же вызывает неудовлетворенность, приносит горе, когда становится всего лишь проявлением необузданного, животного инстинкта.
О ЛЮБВИ
Воспитатель. В любви особенно важны доброжелательность, чуткость, такт. Хочется девушкам дать советы: цените не только свои, но и чужие чувства, умейте их красиво проявлять. Старайтесь не терять самообладания и всегда быть деликатными. Помните, что ваша любовь неповторима, не копируйте чужих отношений, в том числе и из модных кинофильмов. Не унижайте любимого, не позволяйте оскорблять и ваши чувства.
Известен афоризм: «Любят ни за что, не любят за все». У Аристотеля можно найти своего рода комментарии к первой части афоризма: «...любить - значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом ради него, а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага... Другом будет тот, кто вместе с нами радуется вашим радостям и горюет вместе с вами не ради чего-нибудь, а ради нас самих... Любим мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а также людей обходительных, не склонных обличать ошибки других, не любящих спорить и ссориться... Любим мы и тех, кто умеет послушать и принять шутку, потому что и те и другие доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему».
♦ Советы девушками.
Присмотритесь к поведению своего друга. Готов ли он при необходимости поступиться своими интересами в вашу пользу? Или думает только о себе, стремясь навязать свои взгляды и защитить свои интересы? Готов ли ради вашей любви преодолеть некоторые недостатки в своем характере и поведении? Умеет ли быть внимательным? Посвящает ли вас в свои планы на будущее или скрывает их?
А как много говорят глаза! «...О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались. Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами...» - так писал И. С. Тургенев о своей героине Асе. И сравните взгляд девушки со взглядом человека, движимого одной лишь похотью... «Ты даришь этот обнимающий, зовущий, обволакивающий и в то же время раздевающий взгляд, взгляд прирожденного соблазнителя каждой женщине, которая проходит мимо тебя, каждой продавщице в лавке, каждой горничной, которая открывает тебе дверь... этот взгляд не зависит от твоей воли и не выражает никаких чувств...» (С. Цвейг. «Письмо незнакомки».)
ОБ ЭТИКЕТЕ
Воспитатель. Не говори своему избраннику, что без него скучаешь. Особа, которая скучает, малоинтересна. Не повторяй без конца: «Ты уже меня не любишь» - в этом можно убедить. Не делай упреков слезливым тоном, не стремись показать что из-за своего избранника ты несчастна. Мученица непривлекательна. Кроме того, юношу пугает напоминание и о его обязанностях. Не требуй от избранника поступков, противоречащих его натуре, не будь слишком подозрительной - это отталкивает и надоедает. Не расследуй, где твой избранник был вчера. Брошенное даже однажды слово «врешь» может привести к тому, что юноша в будущем будет врать.
Не считай любимого своей собственностью, не используй своей любви в качестве оружия. Нет ничего более удручающего и обременительного, чем чувство, на которое невозможно ответить. Не паникуй, если любимый пока на обнаруживает своего намерения жениться. Во всяком случае не показывай этого. Торопливость в таких случаях губительна. Женщина не обязана рассказывать мужчине, с которым намерена связать жизнь, о своем прошлом. Это ее личное дело. Девушке не следует требовать от юноши при каждой встрече какого-либо развлечения, связанного с расходами, лучше стараться взять на себя часть расходов. Весьма интересно разделять интересы своего избранника. Стоит прочесть книгу, которую он рекомендовал, даже если придется сделать над собой усилие. Иногда девушке лишний раз следует похвалить своего избранника, показать ему, как высоко его ценят.
Самоанализ воспитательный час на тему
«Подготовка к семейной жизни»
Дата проведения: 27.09.2016 г.
Воспитатель: Веер В.М.
Групп №6 (девочки)
Тема: Подготовка школьников к семейной жизни (Советы девушкам)
Цель: убедить девушек в необходимости заботиться о своем человеческом достоинстве и девичьей чести
Во все времена и у всех народов старшие пытались давать советы молодым. Одни пытались внять чему-то, другие, строптивые, не воспринимали эти советы. Вечная проблема отцов и детей.
На данном занятии воспитанницы получили ответы на такие понятия, как: честь, материнство, женственность. На каждое из них предложена жизненная ситуация, где на примере можно примерить данные обстоятельства на себя и спросить :- « А как я бы поступила?»
В ситуации, когда матери пришлось идти работать, чтобы прокормить троих детей. Старшая дочь решается подрабатывать в своей школе и сидит с братьями. Мнение воспитанниц разделилось. Одни считали, что достаток в семью должна приносить мать сама, не учитывая, что детям нужно еще и внимание, а не только деньги. Другие сочувствовали и решились бы последовать примеру старшей дочери. Решение каждой зависит от его возможного опыта и имеет место быть.
Через беседы и дискуссии девочки приходят к истине и осознанному понимаю своего «я». В обсуждении о «девичьей чести» многие не понимали смысл слова. Отсутствие достойного примера, кем обычно является мать, не дает им полноценного примера женской чести и гордости.
Так же сложно было и подобрать качества к слову «женственность». В основном звучали - доброта и ласка. Благодаря таким беседам девушкам проще высказывать свои предположения и возможный опыт из жизни.
Благодаря советам, которые они получили на данном часе их поведение среди сверстников и противоположным полом, должны выделить свою манеру поведения. Уметь ценить себя, как девушку. Правильно оценивать отношение парня к себе и определять серьёзность его намерений. Соблюдать осторожность при интимной близости и вовремя предостеречь себя от нежелательных последствий.
Данное занятие получилось очень душевным, эмоциональным, а главное, нужным для девочек данного возраста. Все были вовлечены в обсуждение и рассмотрение разных жизненных проблем, что говорит о не безразличности девушек к своей жизни. Они получили макет поведения девушки в отношениях, что так необходимо для них в этом возрасте. Воспитателем была в полной мере донесена запланированная информация. Интерес девушек прослеживался на протяжении всего часа.
Советы: Проводить подобные беседы в обсуждении различных качеств человека в жизненных ситуациях и показывать пример поведения молодежи.