I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.Многие подростки не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще, поэтому классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты: Главное в воспитательной работе - это взаимодействие классного руководителя и воспитанников. Эти взаимодействия, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементовЦели: воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.Задачи:§ Обеспечение общего интеллектуального развития личности учащегося.§ Формирование нравственных и гражданских качеств личности.§ Дальнейшее физическое развитие личности.редний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет, 5 – 9 классы) — переходный от детства к юности. Он совпадает с глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и совсем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому. Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у подростка в учении и помочь ему преодолеть их. Это, прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.Надо сказать, что в подростковом возрасте ребята очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.В этом возрасте необходимо помочь учащимся осознать главные нравственные нормы и правила. Также большую роль играет значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. И наконец, немаловажным является формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Поэтому за основу программы были выбраны три главных направления:
§ «Нравственное»,
§ «Физкультурно-оздоровительное»,
§ «Гражданско-патриот III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.Основные понятияПсихическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.§ привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края; § воспитание сознательного отношения к семейной жизни;§ воспитание любви к Родине, бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, традициям родного края, сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан нового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость. IV. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙСфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.
Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, “поделиться собой”. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю.
В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность.
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:
- Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
- Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
- Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
- В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.VII. СПИСОК КЛАССА.VIII. ИНФОРМАЦИЯ О РОДИТЕЛIX. ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНИКОВ ПО КЛАССУX. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сентябрь«День знаний»«Урок мира»Предметные школьные олимпиадыИнструктаж по ТБКлассный час «Беслан», форма проведения – видеолекция.Классный час «Толерантность».Форма проведения – деловая играРабота над классным уголкомПосещение семей обучающихсяЗаполнение классного журнала. Планирование деятельности с психологом школыРабота с личными делами учащихся. Выбор актива класса.
Октябрь«День пожилых людей»«День учителя»Классный час «Алкоголь и его влияние на организм человека», форма проведения – беседа.Экскурсия в школьный музей.Оказание помощи престарелым людям в честь праздника «День пожилых людей»Проведение организационного родительского собрания. Выбор родительского комитета.Заполнение социального паспорта класса.Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.
Ноябрь «День матери»Экскурсия в природу«День народного единства»Конкурс сочинений «Пусть всегда будет мама!Консультации.Инструктаж по ТБ во время каникул.Подведение итогов I четверти.Работа с учениками, не регулярно выполняющими домашнее задание.
Декабрь«Международный день инвалидов»«Международный день прав человека«День конституции»
Классный час «Конституция РФ», форма проведения – деловая игра.Классный час:«Настоящий друг»Форма проведения –деловая играРодительское собрание «Итоги полугодия».Подведение итогов II четверти.Подготовка к Новому году.Январь«Татьянин День»Классный час:«Питание и здоровье»Форма проведения – практикумКлассный час история праздника «Татьянин День», форма проведения –игра.Посещение семьи Назаровых с составлением акта ЖБУ.Беседа о внешнем виде.
Февраль«День российской науки»«День защитника отечества»
Классный час «Никотин – это яд», форма проведения – видеолекция.Классный час: «Урок мужества»Форма проведения – историческое путешествие.Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня.Посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе.Беседа об успеваемости.
Март«Всемирный день ГО»Международный женский день»«Я ребенок – я гражданин». Форма проведения - классный час.«Я и мой класс». диагностический тест.Родительское собрание «Мои обязанности».Посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе.Беседа об успеваемости.
Апрель«Всемирный день здоровья»«Всемирный день авиации и космо-навтики»«Всемирный день Земли»«День работников пожарной охраны»«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Форма проведения - классный час с презентацией.Он первый». День космонавтики, классный час с презентацией.Консультации.Беседа с учителями-предметниками о выполнении домашнего задания по устным предметам.МайПраздник весны и труда»День Победы»
«Международный день семьи»Экскурсия в природуКлассный час «Блокада Ленинграда», форма проведения – видеолекция.Памяти павших будьте достойны!Митинг у памятника погибшим в годы ВОВ.Родительское собрание по итогам учебного года.Беседа с учителями-предметниками обокончанииучебного года.Работа с личными делами учащихся. Работа с классным журналом.XII. ЛИТЕРАТУРА
- О.А.Северина, Е.В.Суркис, Классные часы, 5 – 7 классы, Издательство «Глобус», 2007г.
- Г.Г. Кулинич, Вредные привычки: профилактика зависимостей. Москва – «ВАКО», 2008г.
- Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя 5-11 классы, Москва, «ВАКО», 2008. Н.И.Дереклеева. Классные часы по теме «Нравственность», Москва «5 за знания», 2009г Е.В.Савченко, Мир школьных праздников, 5 – 11 классы, Москва, 2009г.