Создание благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия учебного материала.
Универсальные учебные действия
(УУД)
Регулятивные: понимать учебную задачу данного занятия, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные:находить в рассказах новую информацию, необходимую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать на основании предложенного материала.
Коммуникативные:задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные результаты
Знания: узнают, на какие группы можно разделить рыб.
Умения: научатся классифицировать рыб, выделяя и сравнивая признаки групп рыб, приводить примеры для каждой группы.
Навыки: замечать и ценить красоту царства рыб; конструктивно работать в группе
Личностные результаты
Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру. Стремятся к формированию наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное
в привычном и обычном
Тип занятия: занятие-исследование
Методы и методические приёмы:
исследование, наблюдение, беседа, использование художественного слова( стихотворение, загадки), наглядный материал, картинки, рассказ по результатам наблюдений, ИКТ
Ход занятия:
1. Огр. момент.
- Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда! Ну, тогда начнем, друзья!
2. Сообщение темы и целей занятия
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Мы сегодня отправимся в удивительное царство. А кто живет в нем вы сейчас мне
ответите, отгадав загадку:
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
Блещет в речке чистой
Спинкой золотистой. (Рыба)
- Да, мы сегодня побываем в удивительном царстве рыб.
- И я предлагаю нам всем отправиться в подводную экспедицию. Согласны?
Кто знает, что значит экспедиция?
Экспедиция - это путешествие с определённым заданием.
А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате батискафе.
Для чего предназначен этот аппарат?
Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения дна. Батискаф маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:
Не шуметь:
Быть внимательными.
Отвечать на поставленные вопросы.
- От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
- Во время экспедиции мы с вами постараемся вспомнить:
- каких животных называют рыбами,
- на какие группы делятся рыбы,
- где они живут,
- ну, и немного отдохнем.
3. Работа по теме занятия.
- А поможет нам в нашей экспедиции одна хорошая наша знакомая ... золотая рыбка.
- А чтобы не заблудиться, рыбка предлагает взять с собой карту с маршрутом, и скажу вам по секрету, рыбка приготовила для вас задания. Не испугаетесь?
- Начинаем погружение на дно. Посмотрите вокруг! Как здесь красиво! Как много животных и растений!
- Ребята, а сможем ли мы отличить рыб от других водных обитателей? Назовите отличительные особенности рыб.(Хвост, плавники, жабры, тело покрыто чешуйками).
1) Остановка « Узнавалки»
- Рыбка, интересуется, знаете ли вы среду обитания рыб? (море, речки, пруды, озера)
- По моему описанию нужно назвать рыбу и определить где она обитает в реках или морях. У вас на партах есть кружочки. Если вы считаете, что рыба обитает в морях, то поднимаете синий кружок. Если в реках, то зеленый.
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(сом).
- Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
2. Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает (щука).
- Щука - одна из крупных речных рыб.
3. в бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно -
с ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!
(акула ).
- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.
4. На дне один
Лежит плоский блин (камбала).
- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками
5. Драчун и забияка
Живёт В воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит (ёрш).
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.
6. Рыба - родственница акулы и инструмент кузнеца имеют одно название, какое?
(рыба - молот)
7. Рыба - родственница акулы и древнее холодное оружие имеют одно название. Какое?
(рыба- меч)
- Ребята, каких вы еще рыб знаете, и где они обитают?
- Давайте с вами посмотрим разнообразие морских рыб
Рыба-хирург
Рыба - бабочка
Мурёна
Морской петух
Змееголов
Морская собачка
Рыба-шар
Лопатонос
Рыба-попугай
Рыба-парусник
Рыба-брызгун
Рыба-прилипало
Рыба-клоун
- А среди речных рыб, назовите тех, кто живет в наших водоемах.
- Плывем дальше.
2) «Удивительные факты».
- На нашем батискафе есть научно - исследовательская лаборатория, где группа ребята работали с различными литературными источниками, с энциклопедиями. И искали удивительные факты из жизни рыб, которые водятся в наших водоемах. Давайте их послушаем.
(Выступают дети с докладами. )
3) SOS
- Ребята, посмотрите, рыбка предупреждает нас об опасности.
- Что мы должны помнить? (что рыб нужно беречь. Нельзя загрязнять водоемы, с заводов нельзя сливать отходы, вредные вещества.)
- Правильно, иначе рыба погибнет. У нас много исчезающих видов рыб. Они занесены в красную книгу. Красная книга - «книга тревоги»
Красный цвет предупреждает: «Остановись, ты разрушаешь мой дом!»
Занесены в Красную Книгу:
МСОП - международный союз охраны природы
Белуга
Осетр
Стерлядь
Лосось
Жерех
Подкаменщик
4) Зона отдыха
(Физминутка «Морская разноцветная)
5) Удачливый рыболов
- Ребята, а любите ли вы ходить на рыбалку? А какой улов вам больше всего запомнился?
- Мы сейчас тоже порыбачим. (рыбалка)
- Но рыбалка не всегда бывает удачной. Давайте посмотрим.
Сценка
В речке облако плывет, Носом старичок клюет.
Внучек рядышком сидит
И на удочку глядит.
Вот запрыгал поплавок, Внук толкает деде в бок.
Тот пока глаза протер, Червяка подводный вор
Вновь с крючка стащил ...
- Ох-ох!
Так и жди от рыб подвох!
Эти пройды, сбившись В стаи, Всю наживку расхватали.
Дед с досады чертыхнулся, От обиды внук надулся.
И пошли они домой
Молча с сумкою пустой.
Там их встретили с улыбкой:
- Ну, какой сегодня рыбкой
Вы порадуете нас?
Бородой старик затряс:
- Мы и пуд поймать могли бы,
Нам и щук ловить с руки.
Только нет здесь путной рыбы
И плохие червяки!
- Да, бывает и такое ...
- Ребята, а где еще могут жить рыбы? (В аквариуме)
Стеклянный домик на окне С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой. (Ответ: Аквариум)
- Большое разнообразие и аквариумных рыбок. Посмотрите.
6) Засели аквариум
- У нас ребята тоже есть аквариум, но он пуст. Сейчас мы с вами попробуем его заселить. У вас на столе лежит лист бумаги, мы сейчас сделаем красивую рыбку.
(Техника оригами).
- Ребята, помните, что золотая рыбка может исполнять желания. Наши рыбки тоже могут. Запуская рыбку в аквариум, загадайте желание, можно вслух. Оно
обязательно исполнится. Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.
4. Рефлексия.
- Как вы считаете наше экспедиция достигла тех целей, которые мы для себя ставили?
- Какие открытия для себя вы сделали?
С какими рыбами познакомились в, пути?
- По каким признакам мы можем определить, что данное животное рыба?
Что вы можете посоветовать людям?
- Скажите, а где можно найти интересующую вас информацию по какому- либо вопросу?
- и нашу помощницу Золотую рыбку я тоже хочу запустить в аквариум.