kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Кто из вас отгадает мои загадки:

Чего в гору не выкатить,

 В решете не унести

 И в руках не удержать?

Дети. Вода.

Ведущий. Без воды нет жизни. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды не проживут и двух-трех дней. Без воды не могут расти растения и существовать животные. Например, слону в сутки надо 90 литров воды.

 А это что такое:

Кругом вода,

 А с питьем – беда?

Дети. Море, океан.

 

Ведущий. На земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но эту воду человек не может использовать, так как она соленая. Человеку нужна не соленая, а пресная вода, которой в природе не так уж и много. На каждые 100 литров воды на Земле приходится лишь 2 литра пресной. Но и эту воду не всю можно использовать, так как основная ее часть находится в ледниках. Из этих двух литров человек употребляет только полтора стакана.

 На карте (показ) вода изображается голубым цветом. Суши меньше, чем водного пространства, и поэтому она лучше изучена, а глубины океанов – это большое белое пятно нашей планеты. Человек побывал на Луне, отправил спутники на Марс, а что делается в глубинах наших морей, мы так до сих пор хорошо и не знаем. И поэтому мы отправимся сегодня по морям-океанам в небольшое путешествие.

 Представьте, что наш класс – это большой корабль. Я – капитан корабля, которому все обязаны подчиняться, а вы – матросы. И еще: приказ капитана – закон для всех.

 Прислушайтесь... волны плещут о борт, над головой хлопают надутые ветром паруса, чайки кричат. (Звучит музыка "Садко".) Отправляемся в путь! Поднять паруса! Отдать швартовы!

 

Баба Яга. Куда собрались? А я? Меня с собой возьмите!.. Кто я такая? Я лесная жительница, самая древняя. Я Баба Яга! Что, не узнали? Я тоже от молодых не отстаю. Что, нравится платьице-то?! То-то! А что, сейчас в лесу туристы ходят модно одетые, не могу же я своим видом людей отпугивать. Водяной, друг мой закадычный, сказал, что тут корабль в плавание отправляется, а мне дома листочки-цветочки надоели – хуже не бывает! Хочу на большую воду посмотреть. Я так спешила, что лапы мои куриные отваливаются. Тьфу ты! Это не у меня куриные лапы, а у избушки. Она там, на берегу, осталась, по трапу не залезла – высоты боится. Возьмите меня, а?

Капитан. Ну что, ребята, возьмем ее с собой?

Дети. Да!

Баба Яга. Я вот тут посижу. Я мешать не буду, тихо-тихо сидеть буду.

Капитан. Мы с вами поплывем в Атлантический океан. Я его выбрал потому, что не знаю, почему он так называется. Например, Северный Ледовитый океан (ученик показывается на карте все называемые океаны) расположен на севере и скован льдом. Индийский океан омывает Индию. Про него ходит дурная слава. Самые опытные, поседевшие в плаваниях "морские волки" – и те относятся к нему с почтительным уважением и даже с некоторым суеверным страхом, особенно в те времена года, когда в нем свирепствуют жестокие, наводящие трепет ураганы. И многие моряки, входя в пределы этого океана, бросают, как говорят – для его умилостивления, золотые монеты. Тихий – самый большой океан на Земле. В 1520 году португальская каравелла во главе с капитаном Магелланом, совершая кругосветное путешествие, благополучно пересекла этот океан. За четыре месяца – ни одного шторма. Но Магеллан ошибся в своем названии (он случайно застал "старика" в добром расположении духа) – обычно в тех краях гуляют такие бури, с которыми кораблям лучше не встречаться.

 И вот мы посреди океана. До самого горизонта – только синь. Ни единого паруса на водной глади, ни единого облачка на голубом куполе неба.

 

Баба Яга. А вот и нет! Гляньте-ка, а там (показывает вдаль) вода бьет ключом!

Капитан. В океане ключей не бывает. А вообще, подождите! Там действительно кто-то есть. А у кого из обитателей моря есть фонтан? (Ответы детей.)

 Вот говорят – "чудо-юдо рыба кит". А кит – рыба? (Ответы детей.)

 Видов китов (показ иллюстраций) несколько, и каждый довольно резко отличается от других.

 У гренландских китов нет спинного плавника, а под кожей толстый слой жира. Длина этого кита иногда достигает 150 метров, но в среднем они не длиннее 100 метров.

 Кашалоты имеют похожие на крылья спинные плавники, которые бывают длиной почти в половину туловища. Это своего рода летающий кит.

 Есть еще синий кит (полосатик), сельдяной кит (финвал).

 Все эти киты отличаются не только по внешнему виду, но и по фонтанам. У настоящих китов фонтан высокий и тонкий и вылетает с шумом, похожим на отдаленный гул канонады.

 Кстати, о фонтанах. До сих пор не установлено, из чего они состоят – из воды или из пара.

 Между прочим, нам очень повезло, что мы увидели кита. Сегодня в морях встретить кита трудно. Еще в прошлых столетиях их нещадно истребляли ради жира и китового уса, из которого делали каркасы зонтов и пышных юбок.

Баба Яга. А почему не видно рыб?

Капитан. Море – это многоэтажный дом. На каждом "этаже" живут свои обитатели, которые не поднимаются в верхние и не спускаются в нижние "этажи". А чтобы в этом убедиться, давайте спустимся на батискафе под воду. Батискаф – это уменьшенная подводная лодка. У каждого из нас будет окошко – иллюминатор, через который мы будем наблюдать за чудесами океана.

 Бросить якорь! Перейти на батискаф! Приготовиться к погружению! Задраить люки! Спуск!

Баба Яга. Ух ты, красота! Как в большом аквариуме. Я тоже рыбок дома держу. Вот у меня есть гуппи, гурами, меченосцы, скалярии и даже зеленые рыбки. Они все такие красивые, разноцветные – наверное, потому, что безобидные. А еще... А вон там (показывает) грязь плавает!

Капитан. Это вовсе не грязь, а чернильное пятно, которое оставил моллюск каракатица. (Показ картинки.)

 

Ученик 1. Живет она в море, а плавает головой не вперед, а назад! На голове у нее десять щупалец с присосками, а между щупальцами – мясистый язык, покрытый роговым чехлом.

 Если какой недруг за каракатицей погонится, она сейчас же "чернила" из себя выпускает. Они дымным облаком в воде расплываются. За ним каракатицу и не видно. Непросто поймать ее!

Баба Яга. Ну вот, и здесь трава! Надоела уже. А-а-а... это водоросли. А почему они разного цвета?

 

Капитан. Водоросли – одно из чудес царства растений. Среди них есть крохотные растеньица, 80 тысяч которых могут уместиться на площади в 1 квадратный сантиметр, и бурые водоросли длиною до 100 метров.

 В окраске водорослей преобладают розоватые, красные, зеленые, желтые, рыжие и бурые тона. Зеленые водоросли тянутся к поверхности вод (растут в основном на мелководье), красные любят средние слои, а черные и бурые создают сады в океанических глубинах.

 Мы с вами находимся в Саргассовом море, именно поэтому здесь так много водорослей. Саргассово море – море без берегов: оно не омывает ни одного материка, находится в океане. Древние греки называли его свернувшимся морем. А название свое оно получило от водорослей – саргассов, которые образуют как бы кустики оранжевого и золотистого цветов.

Баба Яга. Глядите, водоросли бегают!

Капитан. Водоросли не бегают. Это рыбка такая.

Баба Яга. А разве у рыбы есть обезьяний хвост?

Капитан. У одной есть. Какая это рыба? (Ответы детей.)

Ученик 2 рассказывает о морском коньке.

Ученик 2. Морских коньков (показывает рисунок) насчитывается около 35 видов, и живут они в тропических морях на мелководье. Обычно коньки бывают размером в 35 сантиметров. Впрочем, есть и карликовые морские коньки размером в 2,5 сантиметра. Они живут в Мексиканском заливе. Обычно они сидят, уцепившись хвостом за какую-нибудь водоросль, и смотрят вокруг раздельно вращающимися глазами. Когда что-то интересное – обычно маленький рачок – появляется в пределах досягаемости, морской конек засасывает его трубчатым рылом. Ни зубов, ни желудка, ни ребер у морских коньков нет.

 Плавают коньки стоя и держат осанку с помощью плавательного пузыря, гребут спинным плавником, а те два плавника, которые похожи на уши, служат рулями.

 Из черного или серого морской конек может за несколько секунд стать оранжевым, желтым или фиолетовым, подделываясь под цвет окружающей среды. Поскольку плавают морские коньки медленно, изменение окраски помогает спасаться от хищников.

Капитан. Внимание! Опасность! Белая акула!

Баба Яга. Чего-чего? Белая? А мне Водяной рассказывал про акул. Бывают синие акулы, китовые (это пятнистые такие), сельдевые и даже кошачьи (рассказ сопровождается показом иллюстраций).

 А еще есть акула, похожая на молоток. Ее так и зовут – рыба-молот. У нее глаза – на разных концах "молотка", в двух метрах друг от друга. Казалось бы, с такой нелепой головой и плавать, и на добычу нападать очень трудно. Но нет: быстрая, опасная эта акула. Живет в тропических морях. Это самая прожорливая акула из всех. Она даже бутылки глотает, которые люди за борт бросают. А вот про белую я не слыхала.

 

Ученик 3 рассказывает об акуле.

Ученик 3. Если акула – царь царей океана, то большая белая акула – царица акул, безраздельная хозяйка океанских просторов. Животные этого вида могли днями и неделями следовать за кормой парусных судов. При этом акула часто переворачивается вверх брюхом, показывая его белую окраску. За это ее и назвали белой. Как представляющую наибольшую опасность для человека, ее еще называют "акула-людоед".

 При длине тела около 6 метров вес акулы превышает 2 тонны. А если учесть, что в момент броска на добычу скорость акулы может превышать 40 километров в час, то станет понятно, почему у белой акулы в океане нет врагов.

Капитан. А вот есть еще акула-лисица, которая никого не боится. Она очень большая и сильная. Один хвост – больше двух метров! Глазки хитрые. И, правда, похожа на лису.

Баба Яга. Вот это рыба! Не рыба, а целое чудовище. Чего глаза свои выпучила? Я тебя боюсь, не смотри на меня. Фу, какая некрасивая, бледная поганка! Ты чего непокрашенная? Наверху такие были красивые, разноцветные, а тут... Братцы, чего она такая?

Капитан. Это придонная рыбка, поэтому она менее ярко окрашена: под цвет дна – серая, невзрачная. Но это сверху – брюшко у нее все равно светлее, чем спинка. Почему? (Ответы детей.)

 У всех придонных рыб очень большие глаза. Почему? (Ответы детей.)

Баба Яга. Вспомнила! Я эту рыбу знаю, мне Водяной про нее рассказывал. Она такая же древняя, как и я, самая древняя из всех рыб. Только я не рыба, конечно. А называется она алепизавр (показ иллюстрации).

 Алепизавр – это научное название, книжное. По-русски иногда эту рыбу называют пилозубом за ее большие зубы, похожие на зубцы пилы. Рыба эта довольно редко попадается.

 Алепизавры – хищники, главной их пищей служат глубоководные рыбы.

 Длина рыбы – более 1 метра, а высота плавника – в два раза больше, чем ширина тела рыбы. Вот и загадка природы: зачем ему такой "парус"? Это паруснику (есть, говорят, такая рыба) ветер, дуя в плавник, выставленный на поверхность, помогает быстро плыть. А этому хищнику он зачем? Он же на глубине живет, ветра там нет. Да и перепонка на его "парусе" хлипкая: чуть дотронешься – рвется.

 Глаза у алепизавра довольно большие. А для чего?

 А зачем он поедает собственное потомство?

 И еще одна загадка: происхождение алепизавра.

Капитан. На дне живут не только придонные рыбы, но и рачки, крабы, черви, разные моллюски и другая живность.

Баба Яга. А куда деваются умершие рыбки?

Капитан. Мертвые рыбки опускаются на дно. Так же как и у леса, у моря есть свои санитары. Может быть, вы знаете, кто это? (Ответы детей.)

  1.  Это те же рачки, крабы, черви. Они поедают мертвых животных и тем самым очищают воду.
  2.  
  3. Баба Яга. А вот и неправда! У меня рыбка сдохла в аквариуме, а на дно и не думала опускаться: всплыла кверху брюхом. А почему в море рыбы опускаются, а в аквариуме всплывают?.. Вот вам еще одна загадка природы.
  4.  На дне скучно, и рыбы все какие-то лупатые. Хочу домой! Меня там моя избушечка ждет – не дождется!
  5. Капитан. Ну, хорошо. Всплываем! А пока я вам расскажу еще о некоторых рыбках. Эта рыба – морской попугай (показ иллюстрации). Она и вправду очень похожа на лесного попугайчика яркой, пестрой окраской и клювом. А питается она кораллами.
  6.  А это рыба-зебра (показ иллюстрации). Ее так назвали за полосы по бокам, как у настоящей зебры.
  7.  Вот притаилась за камнем морская собачка (показ иллюстрации). У нее на голове кожный вырост есть, будто водоросль прикрепилась к камню. Эта рыбка, в отличие от сухопутной тезки, никого не ищет – сама прячется.
  8.  Ну, вот мы и на корабле. Поднять якорь! Возвращаемся домой.
  9. Баба Яга. А вот еще конек скачет, да не один, а целая стая!
  10. Капитан. Это не коньки, а другие рыбы. Они так и называются – летающие.
  11. Ученик 4 рассказывает о летающих рыбах.
  12. Ученик 4. Целые стаи "летучек" поднимаются над водой и пролетают значительное пространство в несколько десятков метров, поддерживаемые передними плавниками, которые у них превращены как бы в крылья.
  13. Баба Яга. Вот бы хорошо эту самую летучку на удочку поймать! Нет, на удочку плохо, а вот сетью вышло бы ничего. Да что сеть! Сюда бы динамит, да как шарахнуть!
  14. Капитан. Вот умная какая! Динамитом глушить! Этого ни в коем случае нельзя делать! Почему, ребята? (Ответы детей.) А как еще, по каким причинам уменьшается численность рыб на Земле? (Ответы детей.)
  15. Баба Яга. Ну ладно, ладно. Я пошутила, а вы на меня накинулись... А зато я знаю, что рыбки еще живут не в воде, а на суше листья жуют и по деревьям лазают. Это все предки земноводных и птиц. Посмотрите, еще рыбки летают!
  16. Капитан. А вот это уже не рыбы. Это птицы.
  17. Ученик 5 рассказывает о буревестниках

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по окружающему миру »

2–3-й классы

Тема. "Тайны океана".



Цели. Расширить знания детей о жизни животных в море и океане, познакомить с отдельными видами животных и рыб; пополнять словарь детей; развивать познавательные способности; воспитывать любознательность, любовь к природе; экологическое воспитание.

Оборудование. Картины с изображениями моря, рыб и других морских обитателей; Карта полушарий; ракушки, раковины, кораллы; модель парусного корабля и картины кораблей; грамзапись сказки Н.А. Римский-Корсаков "Садко" (музыкальная картина. Мелодия, 1985). Презентация "Тайны океана".(См тут).



Внеклассно-воспитательное занятие по природоведению рассчитано на 35–40 мин.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Кто из вас отгадает мои загадки:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

Дети. Вода.

Ведущий. Без воды нет жизни. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды не проживут и двух-трех дней. Без воды не могут расти растения и существовать животные. Например, слону в сутки надо 90 литров воды.

А это что такое:

Кругом вода,

А с питьем – беда?

Дети. Море, океан.



Ведущий. На земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но эту воду человек не может использовать, так как она соленая. Человеку нужна не соленая, а пресная вода, которой в природе не так уж и много. На каждые 100 литров воды на Земле приходится лишь 2 литра пресной. Но и эту воду не всю можно использовать, так как основная ее часть находится в ледниках. Из этих двух литров человек употребляет только полтора стакана.

На карте (показ) вода изображается голубым цветом. Суши меньше, чем водного пространства, и поэтому она лучше изучена, а глубины океанов – это большое белое пятно нашей планеты. Человек побывал на Луне, отправил спутники на Марс, а что делается в глубинах наших морей, мы так до сих пор хорошо и не знаем. И поэтому мы отправимся сегодня по морям-океанам в небольшое путешествие.

Представьте, что наш класс – это большой корабль. Я – капитан корабля, которому все обязаны подчиняться, а вы – матросы. И еще: приказ капитана – закон для всех.

Прислушайтесь... волны плещут о борт, над головой хлопают надутые ветром паруса, чайки кричат. (Звучит музыка "Садко".) Отправляемся в путь! Поднять паруса! Отдать швартовы!

Забегает Баба Яга.

Баба Яга. Куда собрались? А я? Меня с собой возьмите!.. Кто я такая? Я лесная жительница, самая древняя. Я Баба Яга! Что, не узнали? Я тоже от молодых не отстаю. Что, нравится платьице-то?! То-то! А что, сейчас в лесу туристы ходят модно одетые, не могу же я своим видом людей отпугивать. Водяной, друг мой закадычный, сказал, что тут корабль в плавание отправляется, а мне дома листочки-цветочки надоели – хуже не бывает! Хочу на большую воду посмотреть. Я так спешила, что лапы мои куриные отваливаются. Тьфу ты! Это не у меня куриные лапы, а у избушки. Она там, на берегу, осталась, по трапу не залезла – высоты боится. Возьмите меня, а?

Капитан. Ну что, ребята, возьмем ее с собой?

Дети. Да!

Баба Яга. Я вот тут посижу. Я мешать не буду, тихо-тихо сидеть буду.

Капитан. Мы с вами поплывем в Атлантический океан. Я его выбрал потому, что не знаю, почему он так называется. Например, Северный Ледовитый океан (ученик показывается на карте все называемые океаны) расположен на севере и скован льдом. Индийский океан омывает Индию. Про него ходит дурная слава. Самые опытные, поседевшие в плаваниях "морские волки" – и те относятся к нему с почтительным уважением и даже с некоторым суеверным страхом, особенно в те времена года, когда в нем свирепствуют жестокие, наводящие трепет ураганы. И многие моряки, входя в пределы этого океана, бросают, как говорят – для его умилостивления, золотые монеты. Тихий – самый большой океан на Земле. В 1520 году португальская каравелла во главе с капитаном Магелланом, совершая кругосветное путешествие, благополучно пересекла этот океан. За четыре месяца – ни одного шторма. Но Магеллан ошибся в своем названии (он случайно застал "старика" в добром расположении духа) – обычно в тех краях гуляют такие бури, с которыми кораблям лучше не встречаться.

И вот мы посреди океана. До самого горизонта – только синь. Ни единого паруса на водной глади, ни единого облачка на голубом куполе неба.



Баба Яга. А вот и нет! Гляньте-ка, а там (показывает вдаль) вода бьет ключом!

Капитан. В океане ключей не бывает. А вообще, подождите! Там действительно кто-то есть. А у кого из обитателей моря есть фонтан? (Ответы детей.)

Вот говорят – "чудо-юдо рыба кит". А кит – рыба? (Ответы детей.)

Видов китов (показ иллюстраций) несколько, и каждый довольно резко отличается от других.

У гренландских китов нет спинного плавника, а под кожей толстый слой жира. Длина этого кита иногда достигает 150 метров, но в среднем они не длиннее 100 метров.

Кашалоты имеют похожие на крылья спинные плавники, которые бывают длиной почти в половину туловища. Это своего рода летающий кит.

Есть еще синий кит (полосатик), сельдяной кит (финвал).

Все эти киты отличаются не только по внешнему виду, но и по фонтанам. У настоящих китов фонтан высокий и тонкий и вылетает с шумом, похожим на отдаленный гул канонады.

Кстати, о фонтанах. До сих пор не установлено, из чего они состоят – из воды или из пара.

Между прочим, нам очень повезло, что мы увидели кита. Сегодня в морях встретить кита трудно. Еще в прошлых столетиях их нещадно истребляли ради жира и китового уса, из которого делали каркасы зонтов и пышных юбок.

Баба Яга. А почему не видно рыб?

Капитан. Море – это многоэтажный дом. На каждом "этаже" живут свои обитатели, которые не поднимаются в верхние и не спускаются в нижние "этажи". А чтобы в этом убедиться, давайте спустимся на батискафе под воду. Батискаф – это уменьшенная подводная лодка. У каждого из нас будет окошко – иллюминатор, через который мы будем наблюдать за чудесами океана.

Бросить якорь! Перейти на батискаф! Приготовиться к погружению! Задраить люки! Спуск!

Баба Яга. Ух ты, красота! Как в большом аквариуме. Я тоже рыбок дома держу. Вот у меня есть гуппи, гурами, меченосцы, скалярии и даже зеленые рыбки. Они все такие красивые, разноцветные – наверное, потому, что безобидные. А еще... А вон там (показывает) грязь плавает!

Капитан. Это вовсе не грязь, а чернильное пятно, которое оставил моллюск каракатица. (Показ картинки.)

Ученик 1 рассказывает о каракатице.

Ученик 1. Живет она в море, а плавает головой не вперед, а назад! На голове у нее десять щупалец с присосками, а между щупальцами – мясистый язык, покрытый роговым чехлом.

Если какой недруг за каракатицей погонится, она сейчас же "чернила" из себя выпускает. Они дымным облаком в воде расплываются. За ним каракатицу и не видно. Непросто поймать ее!

Баба Яга. Ну вот, и здесь трава! Надоела уже. А-а-а... это водоросли. А почему они разного цвета?



Капитан. Водоросли – одно из чудес царства растений. Среди них есть крохотные растеньица, 80 тысяч которых могут уместиться на площади в 1 квадратный сантиметр, и бурые водоросли длиною до 100 метров.

В окраске водорослей преобладают розоватые, красные, зеленые, желтые, рыжие и бурые тона. Зеленые водоросли тянутся к поверхности вод (растут в основном на мелководье), красные любят средние слои, а черные и бурые создают сады в океанических глубинах.

Мы с вами находимся в Саргассовом море, именно поэтому здесь так много водорослей. Саргассово море – море без берегов: оно не омывает ни одного материка, находится в океане. Древние греки называли его свернувшимся морем. А название свое оно получило от водорослей – саргассов, которые образуют как бы кустики оранжевого и золотистого цветов.

Баба Яга. Глядите, водоросли бегают!

Капитан. Водоросли не бегают. Это рыбка такая.

Баба Яга. А разве у рыбы есть обезьяний хвост?

Капитан. У одной есть. Какая это рыба? (Ответы детей.)

Ученик 2 рассказывает о морском коньке.

Ученик 2. Морских коньков (показывает рисунок) насчитывается около 35 видов, и живут они в тропических морях на мелководье. Обычно коньки бывают размером в 35 сантиметров. Впрочем, есть и карликовые морские коньки размером в 2,5 сантиметра. Они живут в Мексиканском заливе. Обычно они сидят, уцепившись хвостом за какую-нибудь водоросль, и смотрят вокруг раздельно вращающимися глазами. Когда что-то интересное – обычно маленький рачок – появляется в пределах досягаемости, морской конек засасывает его трубчатым рылом. Ни зубов, ни желудка, ни ребер у морских коньков нет.

Плавают коньки стоя и держат осанку с помощью плавательного пузыря, гребут спинным плавником, а те два плавника, которые похожи на уши, служат рулями.

Из черного или серого морской конек может за несколько секунд стать оранжевым, желтым или фиолетовым, подделываясь под цвет окружающей среды. Поскольку плавают морские коньки медленно, изменение окраски помогает спасаться от хищников.

Капитан. Внимание! Опасность! Белая акула!

Баба Яга. Чего-чего? Белая? А мне Водяной рассказывал про акул. Бывают синие акулы, китовые (это пятнистые такие), сельдевые и даже кошачьи (рассказ сопровождается показом иллюстраций).

А еще есть акула, похожая на молоток. Ее так и зовут – рыба-молот. У нее глаза – на разных концах "молотка", в двух метрах друг от друга. Казалось бы, с такой нелепой головой и плавать, и на добычу нападать очень трудно. Но нет: быстрая, опасная эта акула. Живет в тропических морях. Это самая прожорливая акула из всех. Она даже бутылки глотает, которые люди за борт бросают. А вот про белую я не слыхала.



Ученик 3 рассказывает об акуле.

Ученик 3. Если акула – царь царей океана, то большая белая акула – царица акул, безраздельная хозяйка океанских просторов. Животные этого вида могли днями и неделями следовать за кормой парусных судов. При этом акула часто переворачивается вверх брюхом, показывая его белую окраску. За это ее и назвали белой. Как представляющую наибольшую опасность для человека, ее еще называют "акула-людоед".

При длине тела около 6 метров вес акулы превышает 2 тонны. А если учесть, что в момент броска на добычу скорость акулы может превышать 40 километров в час, то станет понятно, почему у белой акулы в океане нет врагов.

Капитан. А вот есть еще акула-лисица, которая никого не боится. Она очень большая и сильная. Один хвост – больше двух метров! Глазки хитрые. И, правда, похожа на лису.

Баба Яга. Вот это рыба! Не рыба, а целое чудовище. Чего глаза свои выпучила? Я тебя боюсь, не смотри на меня. Фу, какая некрасивая, бледная поганка! Ты чего непокрашенная? Наверху такие были красивые, разноцветные, а тут... Братцы, чего она такая?

Капитан. Это придонная рыбка, поэтому она менее ярко окрашена: под цвет дна – серая, невзрачная. Но это сверху – брюшко у нее все равно светлее, чем спинка. Почему? (Ответы детей.)

У всех придонных рыб очень большие глаза. Почему? (Ответы детей.)

Баба Яга. Вспомнила! Я эту рыбу знаю, мне Водяной про нее рассказывал. Она такая же древняя, как и я, самая древняя из всех рыб. Только я не рыба, конечно. А называется она алепизавр (показ иллюстрации).

Алепизавр – это научное название, книжное. По-русски иногда эту рыбу называют пилозубом за ее большие зубы, похожие на зубцы пилы. Рыба эта довольно редко попадается.

Алепизавры – хищники, главной их пищей служат глубоководные рыбы.

Длина рыбы – более 1 метра, а высота плавника – в два раза больше, чем ширина тела рыбы. Вот и загадка природы: зачем ему такой "парус"? Это паруснику (есть, говорят, такая рыба) ветер, дуя в плавник, выставленный на поверхность, помогает быстро плыть. А этому хищнику он зачем? Он же на глубине живет, ветра там нет. Да и перепонка на его "парусе" хлипкая: чуть дотронешься – рвется.

Глаза у алепизавра довольно большие. А для чего?

А зачем он поедает собственное потомство?

И еще одна загадка: происхождение алепизавра.

Капитан. На дне живут не только придонные рыбы, но и рачки, крабы, черви, разные моллюски и другая живность.

Баба Яга. А куда деваются умершие рыбки?

Капитан. Мертвые рыбки опускаются на дно. Так же как и у леса, у моря есть свои санитары. Может быть, вы знаете, кто это? (Ответы детей.)

Это те же рачки, крабы, черви. Они поедают мертвых животных и тем самым очищают воду.



Баба Яга. А вот и неправда! У меня рыбка сдохла в аквариуме, а на дно и не думала опускаться: всплыла кверху брюхом. А почему в море рыбы опускаются, а в аквариуме всплывают?.. Вот вам еще одна загадка природы.

На дне скучно, и рыбы все какие-то лупатые. Хочу домой! Меня там моя избушечка ждет – не дождется!

Капитан. Ну, хорошо. Всплываем! А пока я вам расскажу еще о некоторых рыбках. Эта рыба – морской попугай (показ иллюстрации). Она и вправду очень похожа на лесного попугайчика яркой, пестрой окраской и клювом. А питается она кораллами.

А это рыба-зебра (показ иллюстрации). Ее так назвали за полосы по бокам, как у настоящей зебры.

Вот притаилась за камнем морская собачка (показ иллюстрации). У нее на голове кожный вырост есть, будто водоросль прикрепилась к камню. Эта рыбка, в отличие от сухопутной тезки, никого не ищет – сама прячется.

Ну, вот мы и на корабле. Поднять якорь! Возвращаемся домой.

Баба Яга. А вот еще конек скачет, да не один, а целая стая!

Капитан. Это не коньки, а другие рыбы. Они так и называются – летающие.

Ученик 4 рассказывает о летающих рыбах.

Ученик 4. Целые стаи "летучек" поднимаются над водой и пролетают значительное пространство в несколько десятков метров, поддерживаемые передними плавниками, которые у них превращены как бы в крылья.

Баба Яга. Вот бы хорошо эту самую летучку на удочку поймать! Нет, на удочку плохо, а вот сетью вышло бы ничего. Да что сеть! Сюда бы динамит, да как шарахнуть!

Капитан. Вот умная какая! Динамитом глушить! Этого ни в коем случае нельзя делать! Почему, ребята? (Ответы детей.) А как еще, по каким причинам уменьшается численность рыб на Земле? (Ответы детей.)

Баба Яга. Ну ладно, ладно. Я пошутила, а вы на меня накинулись... А зато я знаю, что рыбки еще живут не в воде, а на суше листья жуют и по деревьям лазают. Это все предки земноводных и птиц. Посмотрите, еще рыбки летают!

Капитан. А вот это уже не рыбы. Это птицы.

Ученик 5 рассказывает о буревестниках.

Ученик 5. Очень сильно отличается от полета других трубконосных полет ныряющих буревестников – небольших плотных птичек. Они единственные из этого отряда, кто приспособился активно и подолгу плавать под водой при помощи крыльев. Высоко в воздухе же ныряющие буревестники неповоротливы, летают по прямой, быстро трепеща крыльями.



Капитан. Буревестник предвещает бурю. Нам надо торопиться домой. Не следует наше парусное судное подвергать испытаниям штормом.

Вспомните, сколько загадок природы таит в себе океан. Ученые на многие из них до сих пор не нашли ответа. Может быть, кто-то из вас станет великим ученым, и перед ним откроется неизвестная страница книги моря.

Баба Яга. Вот я напомню о загадках:

Из чего состоит фонтан кита – из воды или пара?

Происхождение алепизавра. Для чего ему нужен "парус"? Зачем он поедает свое потомство?

Почему в море умершие рыбки опускаются на дно?

Какие рыбки прогуливаются по суше и влезают на корни деревьев?

Ой, земля! земля! Избушечка моя!

Баба Яга убегает.

Капитан. Ну, вот мы и дома. Путешествие окончено, но оно не последнее. Вам предстоит найти разгадки многих тайн нашей планеты. Но открыть тайну будет невозможно, если сама тайна исчезнет. Люди, и вы в том числе, должны позаботиться о чистоте наших вод, земли и всего богатства, которое дает нам природа.

Опустить паруса!

И вот наш корабль снова стал школьным классом. Давайте приведем его в порядок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Автор: Гиниятова Ляйсан Габдрауфовна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Внеклассное мероприятие «В мире Природы», по предмету окружающий мир. "
    ["seo_title"] => string(78) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-mirie-prirody-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "210829"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431506027"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Прогулка с солнышком" "
    ["seo_title"] => string(77) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-okruzhaiushchiemu-miru-proghulka-s-solnyshkom"
    ["file_id"] => string(6) "109403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404482200"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Внеклассное мероприятие "Толерантность - путь к миру" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-tolierantnost-put-k-miru"
    ["file_id"] => string(6) "238726"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444642934"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РАЗРАБОТКИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ  НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(97) "razrabotkivnieklassnykhmieropriiatiiispolzuiemyievramkakhproviedieniianiedielimatiematikivshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "282659"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453721607"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект внеклассного мероприятия по экологии" Лес-источник радости и здоровья. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-ekologhii-lies-istochnik-radosti-i-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "208223"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430754283"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства