kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Славянские истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало игры.

Ведущий:

Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог?  А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Многие  обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен.  В этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.

И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – “Славянские истоки".

Слайд №1название темы занятия(звучит музыка)

Итак, мы с вами отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты

 

Ведущий:

Я отпускаю клубок Бабы Яги и продолжаем игру  дальше.

Чтобы наш путь был удачным, мы вспомним славянских языческих Богов. Как вы помните из уроков истории, у  славян были ВЫШНИЕ БОГИ и БОГИ-ОХРАНИТЕЛИ. И  некоторых из них сейчас  мы вспомним.

Вопрос первый  командам:

– Откуда пошло выражение “Что на роду написано, того не миновать”?

(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение “Что на роду написано”.)

Смотрим правильный ответ: Слайд № 5 Род- Бог –творец.

 

 

 

 

Сейчас вы все закройте глаза и слушаете меня внимательно.  Постарайтесь представить то, о чём я буду говорить.

Слайд № 2 картинка с Бабой Ягой (звучит музыка)

И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

– Кто это? (Баба Яга)

Давайте посмотрим правильный ответ.

Слайд № 3 кинофрагмент про Бабу Ягу

Вот так  сейчас изображают Бабу Ягу в художественных фильмах и сказках.

Ведущий:

Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? (“Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом”.)

Слайд № 4 картинка с избушкой на курьих ножках.

Вопрос командам:

– А почему избушка стоит именно таким образом?

(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)

Вопрос  командам:

– Почему Баба Яга встречает путников словами: “Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь”?

(Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик (“избушка на курьих ножках”). Его называли “домом мертвых”. Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

Вопрос  командам:

– Что это такое: “Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь”? Как этот предмет связан с Бабой Ягой?

(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)

 

 

Вопрос второй командам:

– Откуда пошли выражения: “Чур, меня!”, “Чур, мое!”, “Чур, тебе на язык!”?

(Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: “Чур, побереги меня!”, то есть “Чур, меня!”. Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: “Чур, мое!”. Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: “Чур тебе на язык”, – и злое пожелание не сбудется.)

Смотрим правильный ответ: Слайд № 6 Чур- бог-охранитель

Вопрос третий командам:

С именем какого славянского бога связано выражение: “После дождичка в четверг”?

(Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

Смотрим правильный ответ: Слайд №7 Перун- бог грозы.

Ведущий:

И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с  духами. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Задание командам:

Давайте вспомним основных духов, в которых верили древние славяне? Называйте по очереди. (Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает дополнительный балл.)

Слайд №8 Духи

Вопрос первой команде:

– Вы заблудились в лесу. В старину кого  в этом винили? 

Слайд №9 Леший

- Что нужно сделать, чтобы выйти из леса?

(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: “Шел, нашел, потерял”. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)

Соревнование между командами « Кто быстрее  оденется»: необходимо вывернуть одежду на изнанку и одеть на себя.

Вопрос второй команде:

– Древние славяне считали, что в каждом доме живет? ( Домовой.)

Слайд № 10 Домовой.

 В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

А сейчас мы с вами посмотрим, как представляют домового в современных мультфильмах.

Слайд № 11 Домовёнок Кузя

 

Вопрос третий  командам:

– Хозяевами рек и озер славяне считали? ( Водяных)

Слайд № 12 Водяной.

 Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

А вот так Водяного изображают в современных мультфильмах.

Слайд № 13 песенка водяного из мультфильма «Летучий корабль»

Ведущий:

Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает балл.

 

 

 

Ведущий:

И вновь командам предлагаются вопросы:

– У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Команды вместе танцуют  хоровод. Слайд № 14  Во поле берёза стояла…

– Почему розги на Руси делали из берёзы?

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

Правильно! Вот поэтому в бане тоже парились берёзовыми вениками.

 

Дополнительный вопрос всем командам:

– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения? (“Ложись спать, утро вечера мудренее”.)

– Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Ведущий:

Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян мы отмечаем до сих пор?

Слайды № 15, 16, 17

Подведение итогов, награждение.

Ведущий:

Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян.

Наше занятие хотелось бы закончить  заговором-оберегом, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость: Слайд № 18 Заговор-оберег

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Славянские истоки" »

Начало игры.

Ведущий:

Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Многие обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. В этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.

И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – “Славянские истоки".

Слайд №1название темы занятия(звучит музыка)

Итак, мы с вами отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты



Ведущий:

Я отпускаю клубок Бабы Яги и продолжаем игру дальше.

Чтобы наш путь был удачным, мы вспомним славянских языческих Богов. Как вы помните из уроков истории, у славян были ВЫШНИЕ БОГИ и БОГИ-ОХРАНИТЕЛИ. И некоторых из них сейчас мы вспомним.

Вопрос первый командам:

– Откуда пошло выражение “Что на роду написано, того не миновать”?

(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение “Что на роду написано”.)

Смотрим правильный ответ: Слайд № 5 Род- Бог –творец.









Сейчас вы все закройте глаза и слушаете меня внимательно. Постарайтесь представить то, о чём я буду говорить.

Слайд № 2 картинка с Бабой Ягой (звучит музыка)

И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

– Кто это? (Баба Яга)

Давайте посмотрим правильный ответ.

Слайд № 3 кинофрагмент про Бабу Ягу

Вот так сейчас изображают Бабу Ягу в художественных фильмах и сказках.

Ведущий:

Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? (“Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом”.)

Слайд № 4 картинка с избушкой на курьих ножках.

Вопрос командам:

– А почему избушка стоит именно таким образом?

(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)

Вопрос командам:

– Почему Баба Яга встречает путников словами: “Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь”?

(Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик (“избушка на курьих ножках”). Его называли “домом мертвых”. Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

Вопрос командам:

– Что это такое: “Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь”? Как этот предмет связан с Бабой Ягой?

(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)





Вопрос второй командам:

– Откуда пошли выражения: “Чур, меня!”, “Чур, мое!”, “Чур, тебе на язык!”?

(Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: “Чур, побереги меня!”, то есть “Чур, меня!”. Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: “Чур, мое!”. Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: “Чур тебе на язык”, – и злое пожелание не сбудется.)

Смотрим правильный ответ: Слайд № 6 Чур- бог-охранитель

Вопрос третий командам:

С именем какого славянского бога связано выражение: “После дождичка в четверг”?

(Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

Смотрим правильный ответ: Слайд №7 Перун- бог грозы.

Ведущий:

И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с духами. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Задание командам:

Давайте вспомним основных духов, в которых верили древние славяне? Называйте по очереди. (Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает дополнительный балл.)

Слайд №8 Духи

Вопрос первой команде:

– Вы заблудились в лесу. В старину кого в этом винили?

Слайд №9 Леший

- Что нужно сделать, чтобы выйти из леса?

(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: “Шел, нашел, потерял”. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)

Соревнование между командами « Кто быстрее оденется»: необходимо вывернуть одежду на изнанку и одеть на себя.

Вопрос второй команде:

– Древние славяне считали, что в каждом доме живет? ( Домовой.)

Слайд № 10 Домовой.

В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

А сейчас мы с вами посмотрим, как представляют домового в современных мультфильмах.

Слайд № 11 Домовёнок Кузя



Вопрос третий командам:

– Хозяевами рек и озер славяне считали? ( Водяных)

Слайд № 12 Водяной.

Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

А вот так Водяного изображают в современных мультфильмах.

Слайд № 13 песенка водяного из мультфильма «Летучий корабль»

Ведущий:

Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает балл.







Ведущий:

И вновь командам предлагаются вопросы:

– У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Команды вместе танцуют хоровод. Слайд № 14 Во поле берёза стояла…

– Почему розги на Руси делали из берёзы?

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

Правильно! Вот поэтому в бане тоже парились берёзовыми вениками.



Дополнительный вопрос всем командам:

– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения? (“Ложись спать, утро вечера мудренее”.)

– Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Ведущий:

Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян мы отмечаем до сих пор?

Слайды № 15, 16, 17

Подведение итогов, награждение.

Ведущий:

Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян.

Наше занятие хотелось бы закончить заговором-оберегом, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость: Слайд № 18 Заговор-оберег


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие "Славянские истоки"

Автор: Кузьменко Наталья Ивановна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Викторина для 5-6 классов, посвящённая Дню славянской письменности и культуры."
    ["seo_title"] => string(138) "vnieklassnoiemieropriiatiiekodniuslavianskoipismiennostiikulturyviktorinadlia56klassovposviashchionnaiadniuslavianskoipismiennostiikultury"
    ["file_id"] => string(6) "260971"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449054797"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Внеклассное мероприятие "День славянской письменности" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dien-slavianskoi-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427489749"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Славянская азбука и её создатели""
    ["seo_title"] => string(79) "vneklassnoe_meropriiatie_po_russkomu_iazyku_slavianskaia_azbuka_i_eio_sozdateli"
    ["file_id"] => string(6) "583926"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1624341099"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Славянская культура и современный мир. Обобщение опыта работы "
    ["seo_title"] => string(69) "slavianskaia-kul-tura-i-sovriemiennyi-mir-obobshchieniie-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "100709"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402390237"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Путешествие на Олимп внеклассное занятие по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(76) "putieshiestviie-na-olimp-vnieklassnoie-zaniatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "225739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439843741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства