Суворова Юлия Владимировна
Воспитатель 1 кв.кат.
ГКОУ СО «Филатовская специальная
(коррекционная) школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Мероприятие: «Осенняя викторина»
Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень.
Задачи:
закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе;
расширить кругозор воспитанников, развивать логику, воображение, умение работать в команде;
прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А.С. Пушкин
Ведущий: Здравствуйте ребята! Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Осень - одно из прекрасных времён года. Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. А начнем мы с разминки ума.
Разминка «Доскажи словечко» (ответы хором)
1) У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)
2) Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)
3) И зелен, и густ -
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
4) Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
5) Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
6) Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький … (лук)
7) Рыжий Егорка
Упал в озерко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (лист)
8) Что за дерево стоит?
Ветра нет – оно дрожит. (осина)
9) Есть у родственницы елки
Очень мягкие иголки.
Но в отличии от елки
Опадают те иголки. (лиственница)
Ведущий: Какие осенние месяцы вы знаете? Угадайте, о каком месяце пойдет речь?
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Сентябрь –вересень (цветет вереск), листопадник.
Приметы
• В сентябре лес реже и птичий голос тише.
• В сентябре (октябре) одна ягода, да и та — горькая рябина.
• Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.
- А сейчас о каком месяце вы услышите?
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Октябрь – грязник
Приметы
• Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
• Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
• Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
И, наконец, последний осенний месяц.
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!
Ноябрь - полузимник, бездорожник.
Приметы
• Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
• Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
• Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы.
Осенних примет множество и сейчас мы проверим, хорошо ли вы их знаете. Для этого необходимо ответить на вопросы.
1 конкурс: «Что осень нам готовит»
Вопрос 1. Считается, что настоящий снег, сколько бы его ни выпало, не ляжет надолго, пока:
a) Не улетят аисты
b) Не кончатся грибы
c) Не выкопают картошку
d) С вишен не облетят листья
Ответ: Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Вопрос 2. Согласно примете, можно еще осенью спрогнозировать время наступления весны. Зависит это от того, с какой стороны:
a) Желтеют березы
b) Дует ветер в первый снегопад
c) Замерзают лужи после первых холодов
d) Поспевает быстрее клюква
Ответ: Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Вопрос 3. 19 ноября - на Павла-исповедника наблюдали за реками - если на реке образуются ледяные горы, то следует ожидать еще и «гор»:
a) Грязи
b) Хлеба
c) Снега
d) Денег
Ответ: Следующий год должен быть урожайным: хлеба будут "горы".
Ведущий: Отлично, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придется потрудиться. Наши предки относительно лентяев и бездельников имели очень категорические мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде.
2 конкурс: Ваша задача продолжить пословицу. За каждую правильную пословицу получаете один жетон.
• Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.
• На одном месте лежа и камень мхом обрастает.
• Муравей не велик да горы копает.
• У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
• Кто рано встает тому бог дает.
• Кончил дело гуляй смело.
• Лентяй праздники знает да будней не помнит.
• Работа с зубами а лень с языком.
• Труд человека кормит а лень портит.
Ведущий: Какие молодцы вы сегодня, опять справились с заданием. Пришло время капитанам продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый сообразительный - покажет следующий конкурс. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
3 конкурс: «Самые умные»
1. Это месяц проливных дождей, разноцветных листьев, прощальных птичьих песен. Он просит осень в гости. Как называется этот месяц? (Сентябрь)
2. Назовите «усатые» овощи? (Горох)
3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка.)
4. У каких овощей «красный нос»? (Редис, свекла, томаты)
5. Листья каких деревьев опадают зелеными? (Ольха.)
6. Деревянная обитель квашеной капусты. (Бочка)
8. Композиция из сухих цветов. (Гербарий)
9. У какого овоща есть «глазки»? (Картофель.)
10. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, клен.)
4 конкурс: «На осенней грядке»
В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на "А”.
Ответы: Репа, свекла, брюква, редька, капуста.
Подведение итогов.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы действительно много знаете об этом прекрасном времени года – Осень. Спасибо всем за работу! До новых встреч!!!