-развивать умение работать в команде, слушать друг друга.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Подведение к теме занятия
Загадка Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!»
-Сегодня осень заглянула в наш класс.
3.Отгадывание загадок
Опустел в деревне сад.
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
-В сентябре деревья начинают менять окраску, погода ещё тёплая, но небо частенько хмурится и проходят дожди. Славяне поэтому называли этот месяц Хмурень.
Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
В октябре желтеют листья и деревья их сбрасывают, если в начале месяца в лесу красиво, то потом продолжительные дожди образуют лужи с мокрыми листьями по ногами. Это месяц у славян назван Грязник.
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало, льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
-В ноябре на деревьях остаётся так мало листьев, что лес обнажается, а погода становится сырой и холодной, с дождём выпадает первый снег. Называли этот месяц в старину Листогной.
4.Слушание песни «Кап-кап на дорожки»
5.Проведение игр
-«Дождик» (по ладошке одним пальчиком, двумя пальчиками, ладошкой)
- «Через лужи» (лужа-газета, её надо перепрыгнуть)
6.Конкурс «Блиц-опрос»
*Как называется праздник 1 сентября?
*Когда отмечают День пожилых людей?
*Какого числа последний день осени?
*Кто такие ХМУРЕНЬ, ГРЯЗНИК, ЛИСТОГНОЙ ?
*Первый месяц осени?
*Как называется период осени, когда летят паутинки?
*Куда на зиму прячутся бабочки?
*Чем укрыта земля осенью?
*Как называют явление с вальсирующими листьями?
*Время между летом и зимой?
*Цвет-символ осени?
7.Работа в группах
Девочки записывают названия ягод и фруктов.
Мальчики записывают названия овощей.
-Что можно из них приготовить?
8.Игра «Вершки-корешки»
-Я показываю картинки, вы определяете, что у овощей съедобно: вершки или корешки.
9.Загадки «Богатый урожай»
*Какие овощи имеют усы?
*У какого овоща есть глазки?
*Какую Петрушку не кладут в щи?
*У каких овощей красный нос?
*Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький…ЛУК.
*Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке жёлтые, солёные.
*Круглый год с зелёной крышей,
С каждым днём круглей и выше.
Он без окон и дверей,
И живут в нём 100 друзей.
100 весёлых карапузов,
А зовётся дом…АРБУЗОМ.
*Что копали из земли,
Жарили, варили ?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
*Лето целое старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала-
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
*Он круглый и красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней…ПОМИДОРА.
*Овощ сладкий первоклассный
В цвет окрасит тёмно-красный Борщ, салат и винегрет. Конкурентов ему нет!
*На ветвях висят шары,
Посинели от жары.
10. Выполнение творческих работ (рисунки красками и осенними листьями)