Внеклассное мероприятие
«Брейн-ринг»
«Природа вокруг нас»
Подготовила: учитель начальных классов
Парамонова Л. А.
Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи:
- доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- учить составлять экологические алгоритмы, находить и исправлять ошибки в этих алгоритмах;
- создать проект по спасению планеты;
- развивать речь, обогатить словарный запас;
- развивать логическое мышление; активность, самостоятельность;
- формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава;
- воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки, план исследования, тесты. Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи:
- доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- учить составлять экологические алгоритмы, находить и исправлять ошибки в этих алгоритмах;
- создать проект по спасению планеты;
- развивать речь, обогатить словарный запас;
- развивать логическое мышление; активность, самостоятельность;
- формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава;
- воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки, план исследования, тесты, толковый словарь Ожегова, магнитофон, 2 кассеты с записью музыки.
Ход занятия
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, растений. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Просмотр презентации. Выбираются 2 команды.
I. Первая станция. «Времена года». Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
(Времена года)
Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
(Весна)
Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: "За мною нагрянет зима!"
(Осень)
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
(Зима)
Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)
II. Вторая станция. «Царство растений». Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
- На какие группы можно разделить все деревья? (Хвойные и лиственные).
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
- Какой газ выделяют растений? (Кислород).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
2-й конкурс. Кто больше составит слов из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).
3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний». Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
- Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
Загадки 1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
- Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели). - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь). - Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива). - Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен). - Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
4-й конкурс. Игра «Угадай дерево». Ведущий показывает картинку с листочком определенного дерева, а участники должны назвать это дерево.
5-й конкурс. Игра «Узнай растение по описанию».
1. Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик).
2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш).
3. Это растение появляется ранней весной, только на проталинах сойдет снег. Первыми появляются цветы - ярко-желтые, похожие на одуванчики. Позже покюываются листья- широкие, плотные, темно-зеленого цвета. Очень необычные эти листья. Верх гладкий, блестящий, холодный, а низ листа мягкий, покрытый пушком, теплый. Отсюда и название этого растения. А вы догадались, как оно называется? (Мать-и-мачеха)
4. Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесткие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник).
6. А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок) Физминутка
ІII. Третья станция. «Царство Животных».Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
Стихи о животных
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
- Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка). - Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза). - На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха). - Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
2-й конкурс. «Забавные зверюшки». Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
- Цапля
- Собачка.
- Медведь.
- Заяц.
IV. Четвертая станция. «Экологическая».Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес
Тест «Экологическая безопасность»
Выбери правильный ответ
Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества попадают в реку;
п) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
а) Через воздух, воду, почву;
р) через, воздух, воду и продукты питания.
Что такое экологическая безопасность?
а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
о) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?
к) отойти в сторону;
г) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.
Как защититься от загрязненной воды?
м) пей сырую воду;
н) научись пользоваться бытовым фильтром.
Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
а) не обращай внимание на срок хранения продуктов;
о) мой овощи и фрукты в теплой кипяченой воде.
Цепь загрязнения.
с) вытоптанные тропинки;
з) сжигание листвы – гибель насекомых (дым ядовит).
Какое слово получилось?
Прогноз!
Если мы будем беречь природу …
От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.
Прогулка. (С.Михалков)
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс «Правила друзей природы».– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе. Подведение итогов