Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету ОРКСЭ милосердие.»
Урок по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Урок по теме: Милосердие и сострадание с.42-45
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия : милосердие, ближний, милостыня.
Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор, учебник ОПК, сердечки, путеводители, смайлики по два вида, , компьютер, отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик», для задания «Сад добродетелей» таблички со словами, листики, рисунки деревьев.
ПЕРЕД УРОКОМ РАЗДАТЬ КАЖДОМУ: смайлики.
В ходе урока учащиеся узнают:
Что такое милосердие и сострадание
Кого называют ближним
Что такое милостыня
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Работа над новым материалом.
Вступительная беседа.
Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Сегодня мы с вами совершим путешествие в одно чудесное место на Земле. Послушайте стихотворение и попробуйте предположить, куда мы с вами отправимся сегодня. (Слайд №1)
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать. (Ответы детей)
Мы отправляемся в город Милосердия и сострадания. В этом городе много домов, зелени и живут самые разные люди.
Добро пожаловать в город Милосердия и сострадания! (Слайд №2)
Откроем тетради и запишем число и тему урока
Девизом к нашему уроку будут замечательные слова
«Кто спасет одного человека
Спасет мир»
Сегодня в путешествии мы познакомимся с понятиями: милосердие, сострадание, кого мы называем ближним, что такое милостыня. (Слайд №3)
1. Ребята, и мы с вами сделаем первую остановку на станции СЛОВАРНАЯ
Одно из самых красивых слов на свете- МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце- милосердие.
Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце)
Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого)
Работа над понятием Милосердие и сострадание.
Работа со словарём. Учащиеся в мини группах пытаются обговорить и дать определение понятию «милосердие», затем все вместе записываем в словарь: Милосердие – милое, доброе, жалеющее сердце. (Слайд4 -5)
Работа с понятием со – страдать. Что значит страдать? (чувствовать боль, переживание), а приставка со- в русском языке обозначает совместность, это значит, разделить чужую боль, уменьшить её – это и будет сострадать.
Сострадание - это умение понять боль другого человека и сочувствовать ему.
Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.
Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.
Немецкий писатель и драматург Зигфрид Ленц сказал замечательные слова о сострадание и милосердии (Слайд №6)
Вывод: В основе милосердия лежит Любовь.
2. Мы переходим на следующую станцию и встречаемся со знакомыми литературными персонажами. (просмотр отрывка из мультфильма «Цветик – семицветик).
Беседа по отрывку.
Хорошо ли поступила девочка Женя? (да)
Что можно сказать о девочке? (добрая, щедрая)
Почему вы решили, что девочка Женя добрая?( она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити).
Подберите вместо слова добрая другое слово. ( милосердная).
3. Станция театральная. Предлагается детям разыграть сценку о милосердии.
4. Физминутка музыкальная «Цветик – семицветик»
5. Встреча с добрым самарянином. С. 42-43 (Слайд № 7)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Ребята, сейчас мы встретимся с добрым самарянином.
Прочитаем Притчу о добром самарянине с. 42-43 С. 42 (со слов однажды … и до конца страницы )
В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения. Познакомимся с ними, а поможет нам в этом наш путеводитель. (Дети читают слова и их значение в путеводителе)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Притча- рассказ с нравоучением.
Самаряне- жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек.
Заповедь- правило жизни.
Жить достойно- жить по заповедям Христа.
Возмездие- отплата за преступление, зло.
Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи
Покаялся- признал свою вину.
Падший- нравственно разложившийся.
Душа- внутренний мир человека, его сознание.
Прощение- простить кого-либо
Читаем вслух притчу. ( Читает Зыков Павел)
БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:
Понравился вам самарянин? (да)
Чем он вам понравился? ( он добрый, помог ближнему )
Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: (Слайд № 8)
Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы: (Слайд №9)
Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)
А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)
Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43
Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).
Что означает притча Христа? (Слайд №10)
Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ?( прощение стоит выше, чем возмездие). (Слайд №11)
Как вы понимаете слово милостыня? (Слайд 12)
Станция «Знатоков». Выполните задания: подобрать слова синонимы и антонимы к слову милосердие. (Слайд №13)
(Синонимы:
Антонимы)
А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения. (Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)
Вы сами не замечаете, какие вы добрые и сердобольные дети. Кто считает, что он милосерден пусть подойдет к столу, возьмет маленькое сердечко и приколет его себе на груди.
Как вы думаете нуждаются ли люди в милосердии? (Слайд №14)
4. Сад Добродетелей.
Ребята, в городе Милосердия есть сад Добродетелей. Я предлагаю вам сейчас посадить деревья.
- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей
Ребята, а сейчас поработайте в группах.
ЗАДАНИЕ. Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые, плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.
Ребята выбирают слова, наклеивают их на зеленые листья и наклеивают на дерево. От группы выходит один представитель
ЧЕСТНОСТЬ
ДОБРОТА
ЛЕНЬ
ПОСЛУШАНИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ЛЖИВОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ
УПРЯМСТВО
ТРУСОСТЬ
ЖАДНОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
СОВЕСТЬ
Что же у нас растет на дереве добродетелей? ( проверим на доске)
Ребята, мы с вами покидаем город Милосердия и сострадания, но не прощаемся с ним.
Чтобы стать милосердным что нужно делать?
Научиться любить ближних
Учиться прощать врагов
Подавать милостыню нуждающимся
Слайд №15
Рефлексия учащихся. Ребята высказываются об уроке.
- О чем шла речь на уроке?
- С какими понятиями познакомились?
- Что понравилось на уроке больше?
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно. Будьте глубоко нравственными людьми!
Урок мне бы хотелось закончить маленькой притчей. (Слайд №15)
Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
-Я прошу вас дома закончить эту притчу в виде рисунка
7. Упражнение «Ресурсный круг».
Все встают в круг
Продолжи фразу «чтобы о тебе сказали, что ты добрый человек, я должен…… (все говорят по одной фразе).
8. Итог путешествия (Сигналим смайликами).
Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Мы очень устали.
Сегодня все ребята были активными. Молодцы!
У вас на партах лежит по два смайлика.
Если вам понравилось путешествие, вы выбираете смайлика с улыбкой
Если вам не понравилось наше путешествие, выберите смайлика с грустным лицом. (Смайлики прикрепляются на доску)
9. Домашнее задание. Слайд №16)
Задание: Прочитать статью в учебнике с 42 – 45 и ответить на вопросы.
Закончить притчу.
Спасибо за внимание и понимание. (Слайд №17)
Притча- рассказ с нравоучением.
Самаряне- жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек.
Заповедь- правило жизни.
Жить достойно- жить по заповедям Христа.
Возмездие- отплата за преступление, зло.
Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи