kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 123

телефоны: 29-16-80, 29-17-60

Конспект урока

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

тема: Святитель Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский.

Составитель Куликова Елена Николаевна

учитель начальных классов

Контактный телефон – 89148882217

Иркутск-2015

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о житиях святых Православной Церкви и их нравственном примере для верующих.

Задачи урока:

1.Знакомство с жизнью и подвигами Святителя Иннокентия Кульчицкого.

2. Объяснение смысла и значения нравственного примера Святителя Иннокентия для верующих, для духовной жизни Иркутска, России.

3. Развитие имеющихся у детей представлений о трудолюбии, о его значении в жизни человека.

4.Воспитание желания детей подражать святому в добродетелях послушания, смирения, трудолюбия, любви к Богу и людям.

Оборудование урока:

Икона «Святитель Иннокентий», свеча, цветы, рушник.

Картина с изображением Знаменского собора.

Иллюстративный материал о Святителе Иннокентии.

Аудиозапись праздничного звона колоколов.

Фрагменты видеофильма «Святитель Иннокентий».

Презентация по вопросам викторины.

Выставка книг «Великие святые России»

План урока:

1. Актуализация знаний.

2.Постановка и формулировка проблемы.

3. Планирование деятельности.

4.Решение проблемы, применение знаний. Работа в группах.

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Планируемые результаты:

1.Планируемые предметные результаты: знание основных эпизодов из жизни Святителя Иннокентия, понимание значения нравственных поступков, веры и религии в жизни человека, осознание роли трудолюбия, милосердия в человеческой жизни.

2.Планируемые метапредметные результаты: уметь работать в группе. планировать, контролировать, анализировать, оценивать учебные действия, совершенствовать умения в области чтения и понимания прочитанного..3.Планируемые личностные результаты. Бережное отношение к духовным и историческим ценностям православной России, уважение к культуре, других народов. Доброжелательное отношение к людям, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Беседа с обучающимися, постановка вопросов для обсуждения.

Составьте из данных букв слово е д р и л т у о б ю.

Как вы понимаете слово «трудолюбие?»

От каких слов произошли части этого слова?

Прочитайте определение слова в словариках.

Дети работают в группах.

Почему трудолюбие является одной из важнейших добродетелей?

2.Постановка и формулировка проблемы.

Рассмотрите иллюстрации. Кто изображен на них?

Что вы знаете об этом человеке?

Как вы думаете, о чем и о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

О трудолюбии, о Святителе Иннокентии.

2.Планирование деятельности.

Что нам надо узнать, чтобы раскрыть тему урока?

1. О жизненном подвиге Святителя Иннокентия.

2.О значении трудолюбия в жизни человека.

Решение проблемы, применение знаний и умений.

Слайд 1

Икона Святителя Иннокентия. Учитель зажигает свечу около иконы Святителя Иннокентия

Прославленный во святых, дивный в чудесах, первый епископ Иркутский Святитель Иннокентий почитается православными людьми.

Как вы понимаете слова: епископ, святой, губерния, постриг, Синод,Епархия.

Работа с толковыми словариками.

1 группа детей ищет определение слова «епископ»

2 группа- «святой»

3 группа-«губерния»

4 группа «постриг»

5 группа «Синод»

6 группа «Епархия»

Слайд 2 «Толковый словарик»

Викторина «Прославленный во святых», к которой ребята готовились зараннее.

Слайд 3.

Вопрос 1.

В какой губернии родился Иннокентий Кульчицкий?

Ответы детей.

Слайд 4.

Святитель Иннокентий родился в Черниговской губернии, в семье священника, потомка древнего польского рода.

Слайд 5.

Вопрос 2. Каким именем при крещении нарекли Иннокентия Кульчицкого?

Ответы детей.

Слайд 6.

При крещении мальчика нарекли Иоанном.

Слайд 7. Вопрос 3.

Где принял постриг Иннокентий Кульчицкий?

Слайд 8.

После окончания Киевской духовной академии, в1710 году пострижен в монахи с именем Иннокентий в Антониевой пещере под Киевом.

Слайд 9.Вопрос 4.

Когда святейший синод определил Иннокентия Кульчицкого быть епископом Иркутским и Нерчинским?

Ответы детей.

Слайд 10.

15 января 1727 года Святейший правительствующий Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днем основания самостоятельной Иркутской епархии. Управлял епархией 4 года и 3 месяца, проживая в Вознесенском монастыре близ Иркутска.

Слайд 11.Вопрос 5.

Какие деревья посадил Святитель Иннокентий в Вознесенском монастыре?

Ответы детей.

Слайд 12.

Своими руками посадил в монастыре кедры.

Слайд 13. Вопрос 6.

Какой штраф назначил святитель Иннокентий духовенству за уклонение детей от посещения школы?

Ответы детей.

Слайд 14.

Каждый священник, не отправивший своего ребенка в школу, подвергался штрафу в 15 рублей. Эта сумма составляла в те времена значительную часть годового дохода приходского священника.

Слайд 15 Вопрос 7.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Расскажите об этих занятиях.

Ответы детей.

Слайд 16.

Днем владыка помогал тянуть сети тем. кто был на рыболовном послушании, по ночам шил для учеников обувь-чарки.

Занимался огородничеством.

Когда жил на даче Троицкого Селенгинского монастыря писал для храма иконы.

Жил скромно, совсем не получая жалования, много работал.

Слайд 17. Вопрос 8.

Что было сделано Святителем Иннокентием в годы его правления Иркутской Епархией?

Ответы детей.

Слайд 18.

В его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора.

При Вознесенском монастыре была открыта монгольская школа и славяно- русская школа для всех сословий.

В Малой Еланге была организована часовня, и владыка не раз предсказывал, что со временем на ее месте будет возведен храм.

Возникли храмы в Чите, Нерчинском заводе, Селенгинске, многие церкви были возобновлены, и отремонтированы.

Язычников, во множестве проживающих вокруг Иркутска, он обращал к святой церкви не только семьями, но и целыми стойбищами.

Своей неиссекаемой любовью к Богу он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, а смыслом жизни. Очень любил Святитель Иннокентий служить Божественную литургию.

Был у Святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом.

Слайд 19.Вопрос 9.

В каком году Святитель Иннокентий причислен к лику святых.

Ответы детей.

Слайд 18.

В1801 году Русская Православная Церковь причислила владыку Иннокентия к лику святых.

Слайд 20.Вопрос10.

Когда были открыты мощи Святителя Иннокентия?

Ответы детей.

Слайд 21.

Через 33 года после кончины Святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что его тело, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.

Известие об открытии мощей Святителя было объявлено в Иркутске 19 января 1805 года.16 февраля мощи были перенесены в соборную церковь Вознесенской обители. В1921 году вывезены из храма. Повторно были обретены в 1990 году в Ярославле.

Слайд 22. Вопрос 11.

Где сейчас находятся мощи Святителя Иннокентия?

Ответы детей.

Слайд 23.

В настоящее время мощи святителя Иннокентия находятся в Знаменском соборе Иркутска.

Звучит запись звона колоколов.

Учитель.

Вся жизнь этого святого – подвиг. Святитель Иннокентий призывал всех трудиться и сам помогал нуждающимся. Учил прощать и просить прощение. Заступался за бедных. И самым главным делом Святителя была Вера, исходящая из глубины души. Он учил любить и уважать ближнего и свободу Отечества.

Просмотр фрагмента из кинофильма.

Беседа о просмотренном.

Рефлексия.

1. Работа в группах. Придумать свои вопросы к словам и задать их одноклассникам.

На столе разложены вниз лицом карточки со словами: епископ, святой, губерния, трудолюбие, Вознесенский монастырь, постриг, терпение, чарки, епархия, добродетель, Иоанн, милосердие, Знаменский собор.

От каждой группы выходит представитель и берет 2 карточки.

Анализируется быстрота и правильность выполнения задания.

2.Ребята, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Какую тему мы сегодня изучили?

Заключительная часть.

Учитель берет в руки свечу, подходит к иконе Святителя Иннокентия.

Память о Святителе Иннокентии живет в сердцах людей.

Святитель Иннокентий является чудотворцем. Когда вы пойдете в храм, подойдите к иконе Святителя Иннокентия. Поставьте свечу и помолитесь «Святитель Иннокентий, моли Бога о нас».

Звучит колокольный звон.

Тропарь Святителя.

«Светильниче Церкви пресветлый,озаривый лучами доброт твоих страну сию, и исцеленьями многими притекающих к раце твоею с верою Бога прославивый. Молим тя, Святителю отче Иннокентие,ограждай твоими град и храм сей, от всех бед и печали.»

Домашнее задание.

Предлагается на выбор творческая работа.

1.Придумать и записать сказку о трудолюбии.

2.Записать пословицы и поговорки о терпении.

Использованная литература:

1.Владимирова Е. Великие Святые России, М.,2011

2.Воскобойников В. М. Православные Святые, С.-Петербург, 1996

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" »

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА


КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21




664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 123

телефоны: 29-16-80, 29-17-60








Конспект урока

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»


тема: Святитель Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский.


Составитель Куликова Елена Николаевна

учитель начальных классов

Контактный телефон – 89148882217













Иркутск-2015

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о житиях святых Православной Церкви и их нравственном примере для верующих.

Задачи урока:

1.Знакомство с жизнью и подвигами Святителя Иннокентия Кульчицкого.

2. Объяснение смысла и значения нравственного примера Святителя Иннокентия для верующих, для духовной жизни Иркутска, России.

3. Развитие имеющихся у детей представлений о трудолюбии, о его значении в жизни человека.

4.Воспитание желания детей подражать святому в добродетелях послушания, смирения, трудолюбия, любви к Богу и людям.

Оборудование урока:

Икона «Святитель Иннокентий», свеча, цветы, рушник.

Картина с изображением Знаменского собора.

Иллюстративный материал о Святителе Иннокентии.

Аудиозапись праздничного звона колоколов.

Фрагменты видеофильма «Святитель Иннокентий».

Презентация по вопросам викторины.

Выставка книг «Великие святые России»

План урока:

1. Актуализация знаний.

2.Постановка и формулировка проблемы.

3. Планирование деятельности.

4.Решение проблемы, применение знаний. Работа в группах.

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Планируемые результаты:

1.Планируемые предметные результаты: знание основных эпизодов из жизни Святителя Иннокентия, понимание значения нравственных поступков, веры и религии в жизни человека, осознание роли трудолюбия, милосердия в человеческой жизни.

2.Планируемые метапредметные результаты: уметь работать в группе. планировать, контролировать, анализировать, оценивать учебные действия, совершенствовать умения в области чтения и понимания прочитанного. .3.Планируемые личностные результаты. Бережное отношение к духовным и историческим ценностям православной России, уважение к культуре, других народов. Доброжелательное отношение к людям, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Беседа с обучающимися, постановка вопросов для обсуждения.

Составьте из данных букв слово е д р и л т у о б ю .

Как вы понимаете слово «трудолюбие?»

От каких слов произошли части этого слова?

Прочитайте определение слова в словариках.

Дети работают в группах.

Почему трудолюбие является одной из важнейших добродетелей?

2.Постановка и формулировка проблемы.

Рассмотрите иллюстрации. Кто изображен на них?

Что вы знаете об этом человеке?

Как вы думаете, о чем и о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

О трудолюбии, о Святителе Иннокентии.

2.Планирование деятельности.

Что нам надо узнать, чтобы раскрыть тему урока?

1. О жизненном подвиге Святителя Иннокентия.

2.О значении трудолюбия в жизни человека.

Решение проблемы, применение знаний и умений.

Слайд 1

Икона Святителя Иннокентия. Учитель зажигает свечу около иконы Святителя Иннокентия

Прославленный во святых, дивный в чудесах, первый епископ Иркутский Святитель Иннокентий почитается православными людьми.

Как вы понимаете слова: епископ, святой, губерния, постриг, Синод,Епархия .

Работа с толковыми словариками.

1 группа детей ищет определение слова «епископ»

2 группа- «святой»

3 группа-«губерния»

4 группа «постриг»

5 группа «Синод»

6 группа «Епархия»

Слайд 2 «Толковый словарик»

Викторина «Прославленный во святых», к которой ребята готовились зараннее.

Слайд 3.

Вопрос 1.

В какой губернии родился Иннокентий Кульчицкий?

Ответы детей.

Слайд 4.

Святитель Иннокентий родился в Черниговской губернии, в семье священника, потомка древнего польского рода.

Слайд 5.

Вопрос 2. Каким именем при крещении нарекли Иннокентия Кульчицкого?

Ответы детей.

Слайд 6.

При крещении мальчика нарекли Иоанном.

Слайд 7. Вопрос 3.

Где принял постриг Иннокентий Кульчицкий?

Слайд 8.

После окончания Киевской духовной академии, в1710 году пострижен в монахи с именем Иннокентий в Антониевой пещере под Киевом.

Слайд 9.Вопрос 4.

Когда святейший синод определил Иннокентия Кульчицкого быть епископом Иркутским и Нерчинским?

Ответы детей.

Слайд 10.

15 января 1727 года Святейший правительствующий Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днем основания самостоятельной Иркутской епархии. Управлял епархией 4 года и 3 месяца, проживая в Вознесенском монастыре близ Иркутска.

Слайд 11.Вопрос 5.

Какие деревья посадил Святитель Иннокентий в Вознесенском монастыре?

Ответы детей.

Слайд 12.

Своими руками посадил в монастыре кедры.

Слайд 13. Вопрос 6.

Какой штраф назначил святитель Иннокентий духовенству за уклонение детей от посещения школы?

Ответы детей.

Слайд 14.

Каждый священник, не отправивший своего ребенка в школу, подвергался штрафу в 15 рублей. Эта сумма составляла в те времена значительную часть годового дохода приходского священника.

Слайд 15 Вопрос 7.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Расскажите об этих занятиях.

Ответы детей.

Слайд 16.

Днем владыка помогал тянуть сети тем. кто был на рыболовном послушании, по ночам шил для учеников обувь-чарки.

Занимался огородничеством.

Когда жил на даче Троицкого Селенгинского монастыря писал для храма иконы.

Жил скромно, совсем не получая жалования, много работал.

Слайд 17. Вопрос 8.

Что было сделано Святителем Иннокентием в годы его правления Иркутской Епархией?

Ответы детей.

Слайд 18.

В его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора.

При Вознесенском монастыре была открыта монгольская школа и славяно- русская школа для всех сословий.

В Малой Еланге была организована часовня, и владыка не раз предсказывал, что со временем на ее месте будет возведен храм.

Возникли храмы в Чите, Нерчинском заводе, Селенгинске, многие церкви были возобновлены, и отремонтированы.

Язычников, во множестве проживающих вокруг Иркутска, он обращал к святой церкви не только семьями, но и целыми стойбищами.

Своей неиссекаемой любовью к Богу он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, а смыслом жизни. Очень любил Святитель Иннокентий служить Божественную литургию.

Был у Святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом.

Слайд 19.Вопрос 9.

В каком году Святитель Иннокентий причислен к лику святых.

Ответы детей.

Слайд 18.

В1801 году Русская Православная Церковь причислила владыку Иннокентия к лику святых.

Слайд 20.Вопрос10.

Когда были открыты мощи Святителя Иннокентия?

Ответы детей.

Слайд 21.

Через 33 года после кончины Святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что его тело, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.

Известие об открытии мощей Святителя было объявлено в Иркутске 19 января 1805 года.16 февраля мощи были перенесены в соборную церковь Вознесенской обители. В1921 году вывезены из храма. Повторно были обретены в 1990 году в Ярославле.

Слайд 22. Вопрос 11.

Где сейчас находятся мощи Святителя Иннокентия?

Ответы детей.

Слайд 23.

В настоящее время мощи святителя Иннокентия находятся в Знаменском соборе Иркутска.

Звучит запись звона колоколов.

Учитель.

Вся жизнь этого святого – подвиг. Святитель Иннокентий призывал всех трудиться и сам помогал нуждающимся. Учил прощать и просить прощение. Заступался за бедных. И самым главным делом Святителя была Вера, исходящая из глубины души. Он учил любить и уважать ближнего и свободу Отечества.

Просмотр фрагмента из кинофильма.

Беседа о просмотренном.



Рефлексия.

1. Работа в группах. Придумать свои вопросы к словам и задать их одноклассникам.

На столе разложены вниз лицом карточки со словами: епископ, святой, губерния, трудолюбие, Вознесенский монастырь, постриг, терпение, чарки, епархия, добродетель, Иоанн, милосердие, Знаменский собор.

От каждой группы выходит представитель и берет 2 карточки.

Анализируется быстрота и правильность выполнения задания.

2.Ребята, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Какую тему мы сегодня изучили?

Заключительная часть.

Учитель берет в руки свечу, подходит к иконе Святителя Иннокентия.

Память о Святителе Иннокентии живет в сердцах людей.

Святитель Иннокентий является чудотворцем. Когда вы пойдете в храм, подойдите к иконе Святителя Иннокентия. Поставьте свечу и помолитесь «Святитель Иннокентий, моли Бога о нас».

Звучит колокольный звон.

Тропарь Святителя.

«Светильниче Церкви пресветлый,озаривый лучами доброт твоих страну сию, и исцеленьями многими притекающих к раце твоею с верою Бога прославивый. Молим тя, Святителю отче Иннокентие,ограждай твоими град и храм сей, от всех бед и печали.»

Домашнее задание.

Предлагается на выбор творческая работа.

1.Придумать и записать сказку о трудолюбии.

2.Записать пословицы и поговорки о терпении.





Использованная литература:

1.Владимирова Е. Великие Святые России, М.,2011

2.Воскобойников В. М. Православные Святые, С.-Петербург, 1996



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий"

Автор: Куликова Елена Николаевна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233592


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства