kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОССИЯ – НАША РОДИНА

Модуль «Основы светской этики»

Аннотация

Первый - вводный урок к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» является общим ко всем модулям курса. Рассчитан на учеников 4 класса, но может быть использован на классных часах 5, 6 классов, как полностью, так и частично. В нем дается общее представление о России, систематизируются имеющиеся знания учащихся о Родине. Тем самым создается положительное отношение ко всему курсу.

Технологическая карта урока

Предмет

ОРКСЭ

Тема урока

Россия – наша Родина

Цель урока

1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2. Способствовать усвоению понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции, патриотизм.

Задачи

- познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

- способствовать формированию представления о Росси как о великой стране с культурными традициями, воспитанию чувства патриотизма;

- систематизировать знания учащихся о символике Российской Федерации;

- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.         

Планируемые результаты

Личностные:  

-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну

Предметные:

-освоение и систематизация понятий: Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции

Метапредметные:

-работать с текстом и понятиями, слушать собеседника, вести диалог, высказывать и доказывать свою точку зрения

- работать в группе

-участие в коллективном обсуждении вопросов

Тип урока

Изучение нового материала

Технологии

ИКТ технологии, игровая технология, здоровье сберегающие технология, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Родина, Отечество, патриот, патриотизм

Виды деятельности

Беседа, работа в группах, чтение

Средства ИКТ, используемые на уроке

компьютер, проектор, клей, карточки с предложениями, фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ, листы с картинками                                                       

Ход урока

Этапы занятий

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Психологический настрой на урок

Приветствие учителем обучающихся, эмоциональный настрой и мотивация на урок.

- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд. Что вы видите?
Давайте поздороваемся друг с другом с помощью своих ладошек.

-Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

·   желаю (соприкасаются большими пальцами);

·   успеха (указательными);

·   большого (средними);

·   во всём (безымянными);

·   и везде (мизинцами);

·   Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

слайд 1

2.Организация начала урока. Самоопределение к деятельности

Познакомить с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

-Мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозный культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о дружбе, милосердии, справедливости и многом другом.

-Сегодня у нас первый урок по новому предмету.

слайд 2

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

Установить цель урока, тему урока, образовательные задачи

-Послушайте загадку:

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

(Примерные ответы:

Родина, Отечество, Россия)

-Какие ассоциации возникают, когда я произношу слово «Родина»

 -Значит о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?

(Мы будем говорить о нашей Родине.)

Тема нашего урока: «Россия – наша Родина».

  - Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях)

  -  Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.

слайд 3

слайд 4

слайд 5

Физминутка. Колечки.

Деление на группы.

Приложение 1. Приложение1 - деление на группы.docx

(количество групп зависит от количества человек в классе)

Проводит игру

Делятся на 3 группы по правилам игры

слайд 6

4. Актуализация опорных знаний.

Актуализировать знания обучающихся о словах «Родина», «Отчизна», «Отечество»

Задание 1 группе:

Подберите однокоренные слова к слову «Родина»

(Родина – родители, род, родня, родился, родова.)

Задание 2 группе:

Подберите однокоренные слова к слову «Отечество»

(Отечество – Отчизна, отчий дом, отеческий, отец.)

Задание 3 группе:

Найти толкование слов в учебнике на стр.4

(Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.)

слайд 7-8

5. Практическая работа. Открытие новых знаний.

слайд 9-15

Познакомить с понятиями, учить работать в группах,

 - Что вы можете рассказать о нашей Родине?

(Название Россия, столица Москва)

Задание 1 группе:

приложение 2 Приложение2. Символика. Народы.docx

 Символы России официальные и неофициальные (выбрать из предложенных, оформить, кратко рассказать)

(Работа в группах по заданию

Читают тексты о символах. Приклеивают на лист бумаги, представляют (рассказывают о символах)

Задание 2 группе:

слайды 16

Найти в словаре С.И.Ожегова

и в учебнике (стр.4) объяснение понятий «материальный мир» и «духовный мир», «патриотизм», «патриот». Как их можно соотнести с Родиной?

(Материальный мир – все, что нас окружает, вещи, предметы, богатства. Духовный – внутренний мир человека, знания, информация, отношения, достижения)

Задание 3 группе:

Составьте список народов, проживающих в России. Объясните понятие «культурные традиции» (словарь С.И.Ожегова, учебник стр.5)

(Общий список народов, оформляют на листе бумаги.

Культурные традиции – обычаи населяющих нашу Родину народов.)

- Каждый из народов живет в России, каждый из нас с вами – частичка нашей страны. Что же нам помогает мирно, дружно жить, ведь у нас столько национальностей?

(История, законы, культурные традиции, язык, одна страна)

 Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России!

У каждой национальности свои культурные традиции. Это богатство нашей многонациональной страны. И мы должны уважать и бережно относится к традициям других народов.

слайд 17-20

Физминутка

5. Обобщение

Выполнить творческое задание, обобщить знания

Задание 1 группе:

Запишите традиции для всей страны и традиции в семье.

(Праздники: Новый год, Рождество, масленица, день рождения 23 февраля и т.д.)

Задание 2 группе:

 Закончите предложения

-Моя Родина – это…

-Столица России - …

-Государственные символы -…

-Неофициальные символы - …

-Глава нашего государства -…

-Материальные ценности - …

-Духовные ценности -

Задание 3 группе:

Составьте пословицы и объясните

 На чужбине родная землица во сне снится.

Нет сына без отчизны.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Главное в жизни – служить отчизне.

(Пословицы разбиты на две части, можно брать не все, в зависимости от темпа работы)

слайд 21

приложение 3 Приложение 3.docx

6. Итог урока. Рефлексия

Контроль и оценивание действий учащихся Определить степень усвоения учащимися нового материала.

 Составьте синквейн на тему

1 группа - «Родина»

2 группа – «Патриоит»

3 группа – «Традиции»

(Дети составляют синквейны и зачитывают)

Слайд 21

Закончите предложения:

-Мне больше всего…

-Оказывается, что я…

- Для меня Родина – это…

-Мне больше всего запомнилось…

-Я считаю, что…

Самооценка учащихся

Слайд 22

7.Домашнее задание на выбор

Закрепить изученный материал.

  1. Написать мини сочинение на тему: «Я не хочу, чтобы моя Родина…»
  2. Нарисовать рисунок «Россия – наша Родина»
  3. Стр.5. Вопросы и задания.

Слайд 23

8.Заключение

- Наша Родина такая большая, что дорога на поезде от края до края займет целую неделю. Состоит она из многих городов, поселков, деревень, из множества населенных пунктов, каждый из которых тоже Родина, только малая. Каждый из нас нужная частичка, которая помогает хранить традиции, историю и продолжать помогать развивать нашу страну. Самое ценное – это люди. Давайте беречь свою Родину и бережно относится друг к другу. Мне хочется закончить наш урок стихотворением

Будем вместе Родину любить!

Будем рядом, будем вместе

Мы на долгие года,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Станем жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Сможем смыслом жизнь наполнить,

И под мирным небом спать!

слайд 24

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина"»

РОССИЯ – НАША РОДИНА

Модуль «Основы светской этики»


ТУЧИНОВА АННА ЮРЬЕВНА,

учитель начальных классов

МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №9»,

первая квалификационная категория


Аннотация

Первый - вводный урок к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» является общим ко всем модулям курса. Рассчитан на учеников 4 класса, но может быть использован на классных часах 5, 6 классов, как полностью, так и частично. В нем дается общее представление о России, систематизируются имеющиеся знания учащихся о Родине. Тем самым создается положительное отношение ко всему курсу.

Введение

Любовь к родной стране, гордость за неё в наше время стала ещё более актуальна и имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культурным традициям невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, воспитать положительные качества личности. Однако задача вводного урока не только дать и систематизировать первоначальные представления о Родине, но также вызвать интерес к самому предмету ОРКСЭ. Кроме того в нашей школе профильное обучение (спортивно-патриотическое), что не может не привлечь к данной теме. Гражданин – житель страны, который признает ее законы. Каждый ребенок – это уже гражданин своей страны. Правильное воспитание маленького гражданина позволит стать ему достойной личностью своего государства.                                                                         










Технологическая карта урока

Предмет

ОРКСЭ

Тема урока

Россия – наша Родина

Цель урока

1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2. Способствовать усвоению понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции, патриотизм.

Задачи

- познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

- способствовать формированию представления о Росси как о великой стране с культурными традициями, воспитанию чувства патриотизма;

- систематизировать знания учащихся о символике Российской Федерации;

- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Планируемые результаты

Личностные:

-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну

Предметные:

-освоение и систематизация понятий: Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции

Метапредметные:

-работать с текстом и понятиями, слушать собеседника, вести диалог, высказывать и доказывать свою точку зрения

- работать в группе

-участие в коллективном обсуждении вопросов

Тип урока

Изучение нового материала

Технологии

ИКТ технологии, игровая технология, здоровье сберегающие технология, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.


Основные понятия, изучаемые на уроке

Родина, Отечество, патриот, патриотизм

Виды деятельности

Беседа, работа в группах, чтение

Средства ИКТ, используемые на уроке

Ресурсы

компьютер, проектор, клей, карточки с предложениями, фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ, листы с картинками

Ход урока

Этапы занятий

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Психологический настрой на урок

Приветствие учителем обучающихся, эмоциональный настрой и мотивация на урок.

- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд. Что вы видите?
Давайте поздороваемся друг с другом с помощью своих ладошек.

-Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)


слайд 1

2.Организация начала урока. Самоопределение к деятельности

Познакомить с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

-Мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозный культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о дружбе, милосердии, справедливости и многом другом.

-Сегодня у нас первый урок по новому предмету.


слайд 2



3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

Установить

цель урока, тему урока, образовательные задачи

-Послушайте загадку:

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

-Какие ассоциации возникают, когда я произношу слово «Родина»

-Значит о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Россия – наша Родина».

- Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях)

- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.


Примерные ответы:


Родина











Отечество, Россия





Мы будем говорить о нашей Родине.



слайд 3










слайд 4






слайд 5

Физминутка. Колечки.

Деление на группы.

Проводит игру

Делятся на 3 группы по правилам игры

слайд 6

Приложение 1 Приложение1 - деление на группы.docx

(количество групп зависит от количества человек в классе)

4. Актуализация опорных знаний.

Актуализировать знания обучающихся о словах «Родина», «Отчизна», «Отечество»

Задание 1 группе:

Подберите однокоренные слова к слову «Родина»

Задание 2 группе:

Подберите однокоренные слова к слову «Отечество»

Задание 3 группе:

Найти толкование слов в учебнике на стр.4

Родина – родители, род, родня, родился, родова.



Отечество – Отчизна, отчий дом, отеческий, отец.


Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.

слайд 7-8

5. Практическая работа. Открытие новых знаний.

Познакомить с понятиями, учить работать в группах,

- Что вы можете рассказать о нашей Родине?

Задание 1 группе:

Символы России официальные и неофициальные (выбрать из предложенных, оформить, кратко рассказать)

Задание 2 группе:

Найти в словаре С.И.Ожегова

и в учебнике (стр.4) объяснение понятий «материальный мир» и «духовный мир», «патриотизм», «патриот». Как их можно соотнести с Родиной?



Задание 3 группе:

Составьте список народов, проживающих в России. Объясните понятие «культурные традиции» (словарь С.И.Ожегова, учебник стр.5)



- Каждый из народов живет в России, каждый из нас с вами – частичка нашей страны. Что же нам помогает мирно, дружно жить, ведь у нас столько национальностей?

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России!

У каждой национальности свои культурные традиции. Это богатство нашей многонациональной страны. И мы должны уважать и бережно относится к традициям других народов.








Название Россия, столица Москва

Работа в группах по заданию

Читают тексты о символах. Приклеивают на лист бумаги, представляют (рассказывают о символах)



Материальный мир – все, что нас окружает, вещи, предметы, богатства. Духовный – внутренний мир человека, знания, информация, отношения, достижения



Общий список народов, оформляют на листе бумаги.

Культурные традиции – обычаи населяющих нашу Родину народов.



История, законы, культурные традиции, язык, одна страна





слайд 9-15


приложение 2 Приложение2. Символика. Народы.docx








слайды 16











слайд 17-20





















Физминутка





5. Обобщение


Выполнить творческое задание, обобщить знания

Задание 1 группе:

Запишите традиции для всей страны и традиции в семье.


Задание 2 группе:

Закончите предложения












Задание 3 группе:

Составьте пословицы и объясните

Праздники: Новый год, Рождество, масленица, день рождения 23 февраля и т.д.


-Моя Родина – это…

-Столица России - …

-Государственные символы -…

-Неофициальные символы - …

-Глава нашего государства -…

-Материальные ценности - …

-Духовные ценности -



На чужбине родная землица во сне снится.

Нет сына без отчизны.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Главное в жизни – служить отчизне.


слайд 21


приложение 3 Приложение 3.docx
















Пословицы разбиты на две части, можно брать не все, в зависимости от темпа работы

6. Итог урока. Рефлексия

Контроль и оценивание действий учащихся Определить степень усвоения учащимися нового материала.

Составьте синквейн на тему

1 группа - «Родина»

2 группа – «Патриоит»

3 группа – «Традиции»

Закончите предложения:

-Мне больше всего…

-Оказывается, что я…

- Для меня Родина – это…

-Мне больше всего запомнилось…

-Я считаю, что…


Дети составляют синквейны и зачитывают








Самооценка учащихся


Слайд 21








Слайд 22

7.Домашнее задание на выбор

Закрепить изученный материал.

  1. Написать мини сочинение на тему: «Я не хочу, чтобы моя Родина…»

  2. Нарисовать рисунок «Россия – наша Родина»

  3. Стр.5. Вопросы и задания.


Слайд 23

8.Заключение


- Наша Родина такая большая, что дорога на поезде от края до края займет целую неделю. Состоит она из многих городов, поселков, деревень, из множества населенных пунктов, каждый из которых тоже Родина, только малая. Каждый из нас нужная частичка, которая помогает хранить традиции, историю и продолжать помогать развивать нашу страну. Самое ценное – это люди. Давайте беречь свою Родину и бережно относится друг к другу. Мне хочется закончить наш урок стихотворением

Будем вместе Родину любить!

Будем рядом, будем вместе

Мы на долгие года,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Станем жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Сможем смыслом жизнь наполнить,

И под мирным небом спать!


слайд 24





Заключение

Я думаю, что данный урок поможет не только учителям 4 класса, но и 1-3 классов, так как можно использовать материал частично, выбрав другие методы работы.



Литература

1. Толковый словарь В. Даля.

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

3. Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Издательство Просвещение.

4. Учебник. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

5. Учебник. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

6. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвящённых государственной символике России. Сост. Т. В. Шепелева – 2007.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki

9. https://www.google.ru/search

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Автор: Тучинова Анна Юрьевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина" . Модуль - Основы православной культуры. "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "231176"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442410454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Россия- наша Родина"."
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_uroka_po_orkse_po_teme_rossiia_nasha_rodina"
    ["file_id"] => string(6) "603340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648201417"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Россия - наша Родина"
    ["seo_title"] => string(56) "rossiia-nasha-rodina-konspiekt-uroka-po-svietskoi-etikie"
    ["file_id"] => string(6) "196438"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057107"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Наша Родина -Россия"(Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе) "
    ["seo_title"] => string(54) "nasha-rodina-rossiia-konspiekt-uroka-orkse-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "238605"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444590924"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конспект урока по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(24) "konspiekt-uroka-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "135772"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416982823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства