РОССИЯ – НАША РОДИНА
Модуль «Основы светской этики»
Аннотация
Первый - вводный урок к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» является общим ко всем модулям курса. Рассчитан на учеников 4 класса, но может быть использован на классных часах 5, 6 классов, как полностью, так и частично. В нем дается общее представление о России, систематизируются имеющиеся знания учащихся о Родине. Тем самым создается положительное отношение ко всему курсу.
Технологическая карта урока
Предмет
ОРКСЭ
Тема урока
Россия – наша Родина
Цель урока
1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.
2. Способствовать усвоению понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции, патриотизм.
Задачи
- познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;
- способствовать формированию представления о Росси как о великой стране с культурными традициями, воспитанию чувства патриотизма;
- систематизировать знания учащихся о символике Российской Федерации;
- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Планируемые результаты
Личностные:
-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну
Предметные:
-освоение и систематизация понятий: Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции
Метапредметные:
-работать с текстом и понятиями, слушать собеседника, вести диалог, высказывать и доказывать свою точку зрения
- работать в группе
-участие в коллективном обсуждении вопросов
Тип урока
Изучение нового материала
Технологии
ИКТ технологии, игровая технология, здоровье сберегающие технология, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Родина, Отечество, патриот, патриотизм
Виды деятельности
Беседа, работа в группах, чтение
Средства ИКТ, используемые на уроке
компьютер, проектор, клей, карточки с предложениями, фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ, листы с картинками
Ход урока
Этапы занятий
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1.Психологический настрой на урок
Приветствие учителем обучающихся, эмоциональный настрой и мотивация на урок.
- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд. Что вы видите?
Давайте поздороваемся друг с другом с помощью своих ладошек.
-Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
· желаю (соприкасаются большими пальцами);
· успеха (указательными);
· большого (средними);
· во всём (безымянными);
· и везде (мизинцами);
· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
слайд 1
2.Организация начала урока. Самоопределение к деятельности
Познакомить с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
-Мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозный культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о дружбе, милосердии, справедливости и многом другом.
-Сегодня у нас первый урок по новому предмету.
слайд 2
3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока
Установить цель урока, тему урока, образовательные задачи
-Послушайте загадку:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
(Примерные ответы:
Родина, Отечество, Россия)
-Какие ассоциации возникают, когда я произношу слово «Родина»
-Значит о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?
(Мы будем говорить о нашей Родине.)
Тема нашего урока: «Россия – наша Родина».
- Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание:
- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях)
- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,
что такое культурные традиции и для чего они существуют.
слайд 3
слайд 4
слайд 5
Физминутка. Колечки.
Деление на группы.
Приложение 1. Приложение1 - деление на группы.docx
(количество групп зависит от количества человек в классе)
Проводит игру
Делятся на 3 группы по правилам игры
слайд 6
4. Актуализация опорных знаний.
Актуализировать знания обучающихся о словах «Родина», «Отчизна», «Отечество»
Задание 1 группе:
Подберите однокоренные слова к слову «Родина»
(Родина – родители, род, родня, родился, родова.)
Задание 2 группе:
Подберите однокоренные слова к слову «Отечество»
(Отечество – Отчизна, отчий дом, отеческий, отец.)
Задание 3 группе:
Найти толкование слов в учебнике на стр.4
(Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.)
слайд 7-8
5. Практическая работа. Открытие новых знаний.
слайд 9-15
Познакомить с понятиями, учить работать в группах,
- Что вы можете рассказать о нашей Родине?
(Название Россия, столица Москва)
Задание 1 группе:
приложение 2 Приложение2. Символика. Народы.docx
Символы России официальные и неофициальные (выбрать из предложенных, оформить, кратко рассказать)
(Работа в группах по заданию
Читают тексты о символах. Приклеивают на лист бумаги, представляют (рассказывают о символах)
Задание 2 группе:
слайды 16
Найти в словаре С.И.Ожегова
и в учебнике (стр.4) объяснение понятий «материальный мир» и «духовный мир», «патриотизм», «патриот». Как их можно соотнести с Родиной?
(Материальный мир – все, что нас окружает, вещи, предметы, богатства. Духовный – внутренний мир человека, знания, информация, отношения, достижения)
Задание 3 группе:
Составьте список народов, проживающих в России. Объясните понятие «культурные традиции» (словарь С.И.Ожегова, учебник стр.5)
(Общий список народов, оформляют на листе бумаги.
Культурные традиции – обычаи населяющих нашу Родину народов.)
- Каждый из народов живет в России, каждый из нас с вами – частичка нашей страны. Что же нам помогает мирно, дружно жить, ведь у нас столько национальностей?
(История, законы, культурные традиции, язык, одна страна)
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России!
У каждой национальности свои культурные традиции. Это богатство нашей многонациональной страны. И мы должны уважать и бережно относится к традициям других народов.
слайд 17-20
Физминутка
5. Обобщение
Выполнить творческое задание, обобщить знания
Задание 1 группе:
Запишите традиции для всей страны и традиции в семье.
(Праздники: Новый год, Рождество, масленица, день рождения 23 февраля и т.д.)
Задание 2 группе:
Закончите предложения
-Моя Родина – это…
-Столица России - …
-Государственные символы -…
-Неофициальные символы - …
-Глава нашего государства -…
-Материальные ценности - …
-Духовные ценности -
Задание 3 группе:
Составьте пословицы и объясните
На чужбине родная землица во сне снится.
Нет сына без отчизны.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Главное в жизни – служить отчизне.
(Пословицы разбиты на две части, можно брать не все, в зависимости от темпа работы)
слайд 21
приложение 3 Приложение 3.docx
6. Итог урока. Рефлексия
Контроль и оценивание действий учащихся Определить степень усвоения учащимися нового материала.
Составьте синквейн на тему
1 группа - «Родина»
2 группа – «Патриоит»
3 группа – «Традиции»
(Дети составляют синквейны и зачитывают)
Слайд 21
Закончите предложения:
-Мне больше всего…
-Оказывается, что я…
- Для меня Родина – это…
-Мне больше всего запомнилось…
-Я считаю, что…
Самооценка учащихся
Слайд 22
7.Домашнее задание на выбор
Закрепить изученный материал.
- Написать мини сочинение на тему: «Я не хочу, чтобы моя Родина…»
- Нарисовать рисунок «Россия – наша Родина»
- Стр.5. Вопросы и задания.
Слайд 23
8.Заключение
- Наша Родина такая большая, что дорога на поезде от края до края займет целую неделю. Состоит она из многих городов, поселков, деревень, из множества населенных пунктов, каждый из которых тоже Родина, только малая. Каждый из нас нужная частичка, которая помогает хранить традиции, историю и продолжать помогать развивать нашу страну. Самое ценное – это люди. Давайте беречь свою Родину и бережно относится друг к другу. Мне хочется закончить наш урок стихотворением
Будем вместе Родину любить!
Будем рядом, будем вместе
Мы на долгие года,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Станем жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Сможем смыслом жизнь наполнить,
И под мирным небом спать!
слайд 24