kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме «Милосердие и сострадание» по предмету ОРКСЭ в 4 классе,1 час модуль: «Основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа "За нравственный подвиг учителя", сновной целью которой является :

  • Формирование осмысления христианских понятий «милосердие  и сострадание» как основы отношений между людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Милосердие и сострадание» по предмету ОРКСЭ в 4 классе,1 час модуль: «Основы православной культуры»»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сеймицкая средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области

306131 Курская область, Солнцевский район, с. Орлянка, ул. Молодежная, 1.Тел. (471 -54) 3-17-12, e-mail: seimicksk@mail.ru







Название конкурсной работы



Методическая разработка урока по теме

«Милосердие и сострадание»

по предмету ОРКСЭ в 4 классе,1 час

модуль: «Основы православной культуры»















Степанова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

Т-н:+79606850614





с. Орлянка

2018 г.

Тема урока: милосердие и сострадание.

Цели и задачи урока:

Цель урока:

  • Формирование осмысления христианских понятий «милосердие и сострадание» как основы отношений между людьми.

Задачи урока:

  • Организовать деятельность учащихся по формированию у них милосердного и сострадательного отношение к людям. Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.

  • Развитие у учащихся нравственных качеств и умения жить по Евангелию в сегодняшнем мире, учить детей не проходить мимо чужой беды, как христианин должен относиться к своим врагам.

  • Воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким людям, способность к сопереживанию, потребность делать добро, быть милосердным.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, развитие умения делать выводы и обобщения;

познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, постановка и решение проблемы, анализ и классификация, проведение аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, приходить к общему решению при работе в группе, быть терпимым и толерантным к чужому мнению.

Планируемые результаты:

-понимание учащимися «милосердия и сострадания» как духовно ценностных понятий;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- умение определять милосердные поступки, рассказывать о них, помогать другим людям;

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл. /автор А. В. Кураев/, компьютер, проектор, презентация; карточки с опорными словами, плакат с изображением солнца.

Тип урока: открытие новых знаний.









Ход урока



Мотивация к учебной деятельности

Добрый день

И добрый час.

Я приветствую всех вас.

Улыбнитесь поскорей,

Станет на душе светлей.

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения.

-Ребята, от чего ещё на душе становится светлее? /Ответы детей/

-Какие добрые дела вы сделали вчера, сегодня?

-Как вы чувствовали себя, делая добро?

-Когда на сердце становится легко? /Когда сердце наполнено любовью/.

II. Актуализация знаний.

-Сегодня мы поведём разговор о том, что представляет собой такая христианская благодетель, как…

-Закончить мою мысль вам поможет стихотворение, написанное вашей сверстницей Наташей Чернышевой. Прослушайте его.

Если ближний замёрз-согрей. Слайд 2.

Если он не одет-одень.

Если голоден-накорми.

Если жаждет он-напои.

Если он скорбит-утешай.

Заболел он сейчас-навещай.

Жизнь тебе Господь подарил, чтобы ты всех любил.

III.Самоопределение к учебной деятельности

-Догадались, ребята, о какой христианской благодетели идёт речь? /О милосердии/

-Тема урока «Милосердие и сострадание» Слайд 3.

-Вы узнаете:

-Что такое «милосердие и сострадание»

-Кого называют «ближним»

Постараетесь ответить на вопросы:

-Как христианин должен относиться к людям?

-Нужны ли эти качества в сегодняшней жизни?

IV.Открытие новых знаний

-Господь говорил: «Любите всех людей, делайте добро вашим врагам и молитесь за тех, кто вас обижает. Не отвечайте злом на зло». Он приказывает солнцу светить и согревать добрых и злых, Он посылает дождь на праведных и на грешных людей. Господь добр и милостив и этому учит нас.

-Так что же такое «милосердие»? /Ответы детей/

- Вы,ребята, сказали правильно.

-А в толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Слайд 4.

V.Первичное закрепление

-Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова и подумайте, почему оно так называется:

Каменное сердце Слайд 5.

У ворот обители святой

Стоял просящий подаяния

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку;

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

М. Ю. Лермонтов

После прочтения стихотворения дети отвечают на вопрос:

- Почему так названо стихотворение?

-Как вы думаете, какая добродетель сможет размягчить каменное сердце? /Милосердие/

-Милосердие является добрым качеством души человека.

- Милосердный человек - это какой человек? /это добрый человек, который всех жалеет, прощает, принимает чужую боль как свою, то есть проявляет сострадание/.

- Рядом со словом «сострадание» стоят слова «сочувствие, соучастие, сопереживание.»

-А надо ли рассказывать о том, что ты поступил милосердно, сострадал кому-либо?

-Верно, оказание помощи своим родным, друзьям, незнакомым людям должно быть бескорыстным, а не за похвалу, не на показ.

VI.Самостоятельная работа.

Работа с текстом

- Ребята, скажите, кого считают своим учителем христиане? / Иисуса Христа/

-Самая главная среди заповедей Божьих гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

-Кого называют «ближним»?

-Прочитайте отрывок из Священной истории на странице 61- 62 и постарайтесь понять, кто есть ближний.

/Притча о милосердном самарянине/читают дети

Вопросы после прочтения:

-Какой вопрос был задан Христу?

-Как ответил Христос?

- Как поступил каждый, шедший той дорогой?

-Кто оказался ближним пострадавшему?

-Так ближний - это кто? /Ответы детей/

Ближние – это те, которым нужна твоя помощь. Слайд 6.

-Этой притчей Господь показал, что свою милость мы должны оказать любому человеку, который нуждается в нашей помощи и оказывает помощь другим.

-Кто живет во вражде с ближним своим, от того человека Бог отнимает Свою силу. После этого ничего доброго человек не может делать, кроме зла. /Святой Анастасий /

-Милосердие проявляется в делах. Приведите примеры.

VII.Физминутка/ под тихое звучание музыки Р. Клайдермана, «Лунная соната» /

-Закройте глаза, представьте, что сострадание, милосердие и любовь - это яркие цветы, лепестки которых были бы волшебные. Какие бы вы желания загадали? Об этом расскажите самому дорогому человеку. И пусть они сбудутся.

VIII.Включение нового знания в систему знаний

-Как вы считаете, нужно милосердие в наше время?

-Да, просто необходимо. Из средств массовой информации вы знаете о том, что где-то идёт война, как трудно украинскому и сирийскому народу преодолевать разрушения и потерю родных и близких. Российское правительство оказывает им посильную помощь.

В нашей Курской области созданы и действуют благотворительный фонд помощи детям с отклонениями в развитии имени Л. С. Выгодского, благотворительный фонд «Доброе сердце», «Искорка надежды». Ежегодно в области проводится областной благотворительный марафон «Мир детства». Слайд 7.

-Многие дети нуждаются в помощи, ждут её. Это:

Караченцев Павел Слайд 8.

У Павла нарушения опорно-двигательного аппарата. За 13 лет Паша вместе с родителями проделал трудный и длинный путь, состоящий из многочисленных курсов лечения, двух операций и множества реабилитаций.

Он успешно обучается в общеобразовательной школе, изучает английский язык, осваивает игру на балалайке, уверенно работает за компьютером.

Паша очень перспективный мальчик и у него есть все шансы стать полноценным гражданином нашего государства! Но ему для этого нужна наша с Вами помощь! В августе стартовал совместный проект Благотворительного фонда «Регион-Курск» и телеканала «Сейм» - «Актив».

Конина Кристина тяжело больна. Она - борец! Ведь по результатам анализов она не должна ходить и сама себя обслуживать. Но при этом Кристина не только ходит и разговаривает, она шутит, играет, рассказывает стишки и её любимая процедура - это иглоукалывание.  Её заболевание требует дорогостоящего лечения. Фонд «Кристина» призывает вместе помочь этой маленькой девочке.

Жмакин Семён, ребёнок-инвалид.

Необходимо собрать 60 000 рублей, чтобы поддержать здоровье и жизнь Семёна. И таких детей, которым необходима наша помощь много.

Благотворительные акции проходят и в нашей школе. О них вам расскажут ребята. /подготовленные учащиеся рассказывают об акциях, проводимых ежегодно: «Память, опалённая войной» Слайд 9, «Мы поможем ветеранам» Слайд 10, «Покормите птиц зимой» Слайд 11.

-Воспитание милосердия и сострадания - это одна из главных задач по воспитанию подрастающего поколения в нашей стране. 2018 год не случайно объявлен президентом России В. В. Путиным годом добровольца и волонтёра. Слайд 12.

-Ребята, а кого называют волонтёром? /ответы детей/

-Это люди с большой душой и открытым сердцем, бескорыстно оказывающие помощь нуждающимся людям и всем живым существам.

С открытием года добровольца и волонтёра в нашей школе стартовала акция «Спасём ёжика». Волонтёрами стали учащиеся 4 класса. Это сбор отработанных батареек для утилизации. Каждая выброшенная батарейка, попав в землю, разлагаясь, несёт токсичные вещества, которые убивают ежей и других животных. Уже собрано более 140 ненужных батареек. Так мы спасаем природу родного края. Слайд 13.

-Кто добро творит, тому Бог отплатит – гласит народная пословица.

-Ребята, как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им?

-Да, мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему слово Божье призывает нас: «Помнящий добро никогда не сотворит зла».

-Легко ли стать милосердным?

- Как этому научиться?

Работа в группах.

-Я буду называть слова, и если они характеризуют милосердного человека, то поднимайте вместе сомкнутые руки.

/Лениться и бездельничать, трудиться, быть жадным, быть щедрым, быть правдивым, лицемерить и врать, быть честным, давать пустые обещания, дружить, изменять дружбе, уважать и заботиться о близких, не считаться с мнением родителей, не заботиться о них, сопереживать, быть равнодушным к чужой беде, сочувствовать./

-Одной из дел милосердия является милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя –дай» Слайд 14.

Святой Дорофей пояснил: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

«Душе своей добро делает человек милостивый, губит же немилостивый. Милостыней и верой очищаются грехи, ибо подающий нищему – даёт Самому Богу; за подаяние его Господь воздаст ему» - сказал Святой Антиох

Работа по учебнику.

- Прочитайте на стр.45 последний абзац

- Что вы узнали о Святой Ульяне?

- Мораль этой истории какова?

-О добре и милосердии издавна на Руси слагались пословицы и поговорки.

Работа в группах

-Помогите, ребята, их собрать.

Доброе слово человеку, а его добрые дела.

Не одежда красит человека что дождь в засуху.

Делай другим добро- нет доброго имени.

Не хвались серебром, в том и правды мало.

Без добрых дел быть им трудно

В ком добра нет, будешь сам без беды.

Называться человеком легко, а хвались делом.

-Прочитайте пословицы Слайд 15.

IX.Рефлексия.

Ребята, мы начали урок с улыбок, я их и сейчас вижу. От ваших улыбок засияло солнышко /на доске изображение/ Осталось прикрепить к нему лучики те, которые подошли бы к сегодняшнему уроку. Сделайте это. /На лучиках написано (сопереживание, равнодушие, жестокость, терпимость, чуткость, чёрствость, злость, любовь, эгоизм, сочувствие, доброта, уважение, жалость.)

- Вот эти качества вы должны в себе воспитывать, чтобы быть милосердными и проявлять к людям сострадание.

X. Домашнее задание

1.Заведите «Копилку добрых дел». Старайтесь каждый день делать добро.

2.Сделайте своими руками поделку(открытку, игрушку) и подари одинокому человеку.

3.Напишите мини-сочинение «Какой я друг?»

XI. Итог урока

А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и послушайте своё дыхание и дыхание соседа, ощутите прикосновение и тепло рук. Пусть в вас преумножится тепло ваших сердец.

Святой Ефрем Сирин говорил: «Солнце, луна и все звёзды радуются о тех, которые милосердием служат Владыке Христу»

Спасибо, дети, за урок. Спаси Бог. Слайд 16.























Литература:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы.

  • Основы православной культуры: рабочая тетрадь для 4 класса /С. Э. Наперстникова, архимандрит Зиновий А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков, Е. И. Стручаева, В. А. Федяев-Курск.2009 г.

  • Основы православной культуры: методические рекомендации/С. Э. Наперстникова, архимандрит Зиновий А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков -Курск.2006 г.

  • Журналы «Начальная школа» № 9 2004г, «Бесчувственные» дети, или Воспитание милосердия /А. А. Шутова/; № 5 1999 г, «Формирование милосердия у детей» /В. А. Марченкова/.

  • Детская библия, Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016 , стр. 87














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Людмила Николаевна Степанова

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства