Социально – значимый проект «Мы – друзья природы».
8 в класс
1. Руководитель проекта: Гасюкова Н.А., классный руководитель 8 «в» класса
2. Участникипроекта: учащиеся 8 «в» класса
3. Тип проекта: практико-ориентированный (социально значимый).
4. Классификация проекта: групповой.
5. Продолжительность проекта: 4 месяца (с 01.02.2024 г. по 20.05.2024 г.)
6. Девиз проекта:
На одной планете, дружно жили дети. Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц, Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы, Травку не топтали, рек не загрязняли Все старательно, с умом Берегли свой общий дом Под названием Земля, где живем и ты, и я!
7. Актуальность разработки и реализации проекта.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир претерпевают все большие изменения.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для подростков технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.
Восьмиклассники попробуют себя в роли исследователей, попытаются помочь в решении экологических проблем в своём родном крае, школе и дома. В результате реализации проекта усваиваются основные понятия, навыки самостоятельной и коллективной работы, изучаются экологические проблемы, учащиеся учатся выполнять исследования по теме, применяют знания о природе в новой ситуации, выполняют правила личной экологической безопасности, учатся самостоятельно проводить опыты, делать математические расчёты по проблеме.
8. Цели проекта:
- продолжать формирование у подростков экологической культуры, расширять представления о природе, взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения;
- прививать навыки культурного поведения в природе, продолжать воспитывать любовь к ней, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых;
- вызвать желание посильно помогать природе и защищать ее.
9. Задачи проекта:
формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
знакомить школьников с удивительными загадками и тайнами жизни птиц;
развивать познавательные умения учащихся и родителей;
организовывать практическую природоохранную;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между учащимися, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
воспитывать внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе как активному субъекту окружающего мира;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
10. Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Как сберечь наш общий дом?
Проблемные вопросы:
1.Почему мы часто встречаемся со словом «экология»?
2.Как происходит загрязнение окружающей среды?
3.Как сберечь природу?
Учебные вопросы:
1. Что такое «экология»?
2. Дать определение понятию «экологическая безопасность».
3. Кто такой «эколог» и чем он занимается?
4. Что называется окружающей средой?
5. Необходимо ли бороться с загрязнением окружающей среды?
6. Что такое «цепь загрязнения?»
7. Что значит бережно относиться к природе?
8. Какое влияние оказывает человек на природу?
9. Как надо вести себя в природе?
11. Пути реализации проекта:
Ознакомление с теоретическими основами экологии как науки, методами, основными закономерностями.
Организация работы по изучению местных экосистем, мониторингу их состояния.
Работа на экотропах.
Практическая природоохранная деятельность.
Социальное проектирование экологической направленности.
Пропаганда природоохранных идей. Разработка и проведение открытых мероприятий, организация выступлений агитбригад по данной тематике.
Сбор материала о местных традициях бережного отношения к природе с целью их сохранения.
Экологический практикум.
12 . Сроки и этапы реализации проекта: 1 февраля – 20 мая 2024 г.
Этап
Название и содержание этапов
Сроки
Задачи этапов
I этап
мотивационный
- создание проблемной ситуации;
- формулирование темы проекта;
- знакомство участников с целями и задачи проекта, разъяснение учащимся его актуальности;
- определение конечного результата – операция «Забота» (установка скворечников на деревьях школьного двора)
февраль
2024 г.
разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, бесед, внеклассных занятий, досуговых вечеров
II этап
подготовительный
- знакомство учащихся с планом и сроками реализации этапов проекта;
- обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- обоснование, предсказание путей реализации проекта
февраль
2024 г.
создание экологической среды в классе, привлечение педагогов, воспитанников, родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
II этап
основной
Внеклассное чтение. Стихи С.Есенина.
февраль 2024 г..
формирование экологических знаний и представлений, а также основ экологического образования через проведение экологических акций, тематических бесед;
внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов, направленных на расширение знаний школьников о птицах
Чтение и анализ сказки «Разноцветная бабочка» А.П.Платонова
февраль 2024 г..
Сочинение творческого характера по картине А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера»
март 2024 г.
Классный час «Мы – друзья природы»
март 2024 г.
Экологический практикум «Птицы – наши друзья». Изготовление скворечников.
апрель 2024 г
Беседа «Будь природе другом!»
апрель 2024 г
Классный час «Экологическая безопасность»
апрель 2024 г
Экологическая викторина
апрель 2024 г
Решение задач экологического содержания на уроках математики
апрель 2024 г.
Создание альбома рисунков «Поможем природе»
апрель 2024г.
Просмотр видеофильма «Экологические катастрофы»
апрель 2024г.
IV этап
заключительный
Операция «Забота» (установка скворечников на деревьях школьного двора)
апрель 2024г.
обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Обсуждение результатов реализации проекта на заседании ШМО классных руководителей, определение перспектив дальнейшей работы
май 2024 г.
Презентация проекта в сети Интернет
13.Ожидаемые результаты проекта:
В ходе реализации проекта предполагается рассмотрение сущности экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие нашей местности и определяющих устойчивое сосуществование и развитие местных природных систем и населения, обеспечивающих оптимальный уровень жизни и экологической безопасности. Исследовательскую и проектную деятельность учащихся предлагается организовывать на местном, адаптированном материале с учетом конкретных экологических проблем и реально существующей угрозы утраты традиций бережного отношения к природе. Краеведческая направленность данного проекта способствует патриотическому воспитанию.
Работа в рамках реализации проекта позволит развивать различные компетентности учащихся, в соответствии с новейшими требованиями времени, и при этом сохранять позитивный природоохранный опыт наших предков, что необходимо для последующей успешной адаптации учащихся в современном обществе. Проект предполагает и практическую природоохранную деятельность, пропаганду экологических идей среди населения, элементы профориентации, что должно способствовать в дальнейшем лучшей социализации обучающихся.
- бережно относиться к природе, владение нормами поведения в ней;
- ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения, проявление инициативы в заботе о них.
14. Критерии оценки результатов реализованного проекта:
а) количественные показатели успешности:
в проекте были задействованы учащиеся 8 «в» класса, родители, воспитатели;
б) успешность и эффективность реализации проекта:
степень удовлетворённости учащихся от участия в проекте по итогам проведённой рефлексии на заключительном этапе реализации проекта – достаточно высокая;
в) показатели социального развития личности:
наблюдается положительная динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал (расширение представлений об экологических проблемах, растениях и животных);
г) технологические показатели:
уровень организации – высокий; управление проектом - чёткое и эффективное;
д) конечный результат достигнут.
14. Выводы:
разработанный и реализованный проект доведён до успешного завершения, поставленные цели и задачи достигнуты, соответствуют запланированным результатам; деятельность в рамках проекта дала положительные результаты; возникли перспективы дальнейшего внедрения проекта в следующем учебном году. Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность партнёров проекта была направлена на достижение общего результата. Ценность проекта заключается в реальности использования продуктов на практике, социализации учащихся. Выполняя проект, учащиеся учились находить и анализировать информацию под руководством педагогов, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач и проблемных ситуаций. Применённая проектная технология открыла значительные возможности для повышения качества экологического воспитания школьников, усиливала у них мотивацию к обучению, формировала положительные коллективные отношения.
15. Перспективы дальнейшего развития проекта:
реализованный практико-ориентированный (социально значимый) проект «Мы – друзья природы» предусматривает дальнейшее развитие в 2023-2024 учебном году. При возобновлении проекта возможны шаги по расширению знаний учащихся об экологии, практической помощи на территории школьного двора и в экопарке, созданию живого уголка в ОУ.