| Сентябрь | Наблюдение «Какие птицы живут рядом?». | Обогащать и систематизировать знания о птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Что мы знаем о птицах?». | Уточнить представления детей о знакомых птицах. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», Н. Сладков «Птица-чечевица». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Подвижные игры: «День-ночь», «Совушка -сова», «Лягушата и цапля». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Экскурсия в парк «Куда улетают птицы?». | Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц. Подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края. Приучать связывать наблюдения с личным опытом. |
| Чтение и разучивание стихотворения А. Плещеева «Сельская песня». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Знакомство с энциклопедической справочной информацией «Птицы». | Учить детей внимательно рассматривать альбомы и фотографии с изображением птиц. Замечать характерные особенности каждой птицы. Рассматривание альбомов и фотографий. |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник?», «Четвертый лишний», «Что за птица?». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить различать голоса птиц. Развитие слухового внимания. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о птицах. Развивать память, мышление. |
| Рисование «Полёт птиц». | Продолжать учить рисовать по опорным схемам, строить предварительную композицию простым карандашом. Развивать мышление, внимание, любознательность. Закреплять строение тела птицы. Воспитывать интерес к природе. |
| Октябрь | Беседа «Удивительный мир птиц» «Перелетные птицы». | Расширение представлений о перелетных птицах; знакомство с народными приметами и литературными произведениями о птицах. |
| Наблюдение «Птицы—путешественники». | Обогащать и систематизировать знания о перелетных птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Знакомство с энциклопедической справочной информацией «Птицы». | Учить детей внимательно рассматривать альбомы и фотографии с изображением птиц. Замечать характерные особенности каждой птицы. Рассматривание альбомов и фотографий. |
| Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Коршун и цыплята», «Ворон». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Октябрь | Аппликация из природного материала «Птицы полетели». | Учить детей создавать аппликацию из природного материала (сухих листьев). Развивать мышление, внимание, любознательность. Закреплять строение тела птицы. Воспитывать интерес к природе. |
| Консультация для родителей «Птицы – наши друзья». | Обогащать знания родителей о птицах, уточнить представления о знакомых птицах. |
| Исследовательская деятельность «Птицы на дереве. Взаимная помощь». | Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы — все они необходимы для поддержания экологического равновесия). |
| Книжная выставка «Все о птицах». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Пересказ рассказов В. Бианки. | Учить детей выразительно читать и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации произведений о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. Развивать память, мышление, воображение. |
| Сюжетно–ролевая игра «Как вести себя в лесу». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с правилами поведения в лесу. Побуждать соблюдать эти правила и рассказывать о них другим. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. Закреплять знания детей о зимующих птицах, о том, как мы можем им помочь. |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник?», «Четвертый лишний», «Что за птица?», «Дорисуй птицу». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить различать голоса птиц. Развитие слухового внимания. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление. |
| Совместная деятельность с родителями. | Привлечение родителей к сбору иллюстраций и фотографий (интересной информации) птиц. Совместное изготовление страничек к альбому «Птицы нашего края» с иллюстрациями и фотографиями птиц. |
| Чтение и разучивание стихотворения З. Сергеевой «Птички и кот». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Ноябрь | Наблюдение «Птицы—путешественники». | Обогащать и систематизировать знания о перелетных птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Условия жизни птиц». | Уточнить представления детей о знакомых птицах. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Сюжетно–ролевая игра «Как вести себя в лесу». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с правилами поведения в лесу. Побуждать соблюдать эти правила и рассказывать о них другим. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. Закреплять знания детей о зимующих птицах, о том, как мы можем им помочь. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Подвижные игры: «Ворон», «Найди пару», «Пчёлки и ласточки». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Ноябрь | Презентация «Перелетные птицы». | Закреплять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека. Развивать выразительность речи детей. |
| Поделки из природного материала «Лебеди в пруду». | Закрепить знания о перелетных птицах, особенностях среды и образе жизни. Продолжать учить работать с природным материалом. Развитие воображение, творческой фантазии. Воспитывать интерес к природе. |
| Пересказ русской народной сказки «Петух да собака. | Учить детей выразительно читать и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации произведений о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. Развивать память, мышление, воображение. |
| Просмотр мультфильма «Гадкий утенок». | Уточнить представления детей о знакомых птицах. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Исследовательская деятельность «Музыка леса и музыка неба. Птицы». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать голоса птиц. Развитие слухового внимания. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, мышление. |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник», «Что за птица», «Чей клюв?». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление. |
| Чтение и разучивание стихотворения С. Есенина «Лебедушка». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Конкурс-выставка семейного творчества «Лучшая кормушка». | Приобщить к изготовлению разного вида кормушек для птиц. Развитие воображение, творческой фантазии, духа соревнования. |
| Поделка из бумаги ко Дню матери «Птица счастья». | Закрепить знания о птицах. Учить детей создавать поделки из бумаги. Развитие воображение, творческой фантазии. Воспитывать интерес к природе. |
| Совместная деятельность с родителями. | Привлечение родителей к сбору иллюстраций и фотографий (интересной информации) птиц. Совместное изготовление страничек к альбому «Птицы нашего края» с иллюстрациями и фотографиями птиц. |
| Вывешивание кормушек. | Привлечение детей к сочувствию к птицам и практической помощи им. Воспитание бережного отношения к природе. |
| Декабрь | Наблюдение «Зимующие птицы». | Обогащать и систематизировать знания о зимующих птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Жизнь птиц зимой». | Обобщить знания детей о зимующих птицах. Создавать эмоциональный настрой детей. Воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде. Воспитывать доброе отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли. |
| Составление зимнего «меню» для птиц, правила поведения возле кормушки. | Уточнить представления детей о знакомых зимующих птицах. Познакомить детей с проживание птиц в зимний период и как можно облегчить их жизнь. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Подкормка птиц «Пернатые друзья». | Продолжать знакомить с зимующими птицами нашего края. Формировать элементарные экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование практических навыков ухода за птицами. |
| Совместная деятельность с родителями. | Привлечение родителей к сбору корма для птиц. Воспитание бережного отношения к природе. |
| Подкормка птиц «Пернатые друзья». | Продолжать знакомить с зимующими птицами нашего края. Формировать элементарные экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование практических навыков ухода за птицами. |
| Декабрь | Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Подвижные игры: «Зайди в свой домик», «Пингвины на льдине». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Сюжетно–ролевая игра «Им нужна помощь». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. Закреплять знания детей о зимующих птицах, о том, как мы можем им помочь. |
| Коллективная работа «Птичья столовая». | Совершенствовать технику вырезания одинаковых элементов бумаги, сложенных пополам. Передавать движение птиц, изменяя положение частей тела птиц (крыльев). Воспитывать интерес к природе, умение работать в коллективе. |
| Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Назови птицу с нужным звуком». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать голоса птиц. Развитие слухового внимания. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, мышление. |
| Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Январь | Наблюдение «Зимующие птицы». | Обогащать и систематизировать знания о зимующих птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Как помочь птицам зимой?». | Уточнить представления детей о знакомых зимующих птицах. Познакомить детей с проживание птиц в зимний период и как можно облегчить их жизнь. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Составление зимнего «меню» для птиц, правила поведения возле кормушки. | Уточнить представления детей о знакомых зимующих птицах. Познакомить детей с проживание птиц в зимний период и как можно облегчить их жизнь. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Подкормка птиц «Пернатые друзья». | Продолжать знакомить с зимующими птицами нашего края. Формировать элементарные экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование практических навыков ухода за птицами. |
| Сюжетно–ролевая игра «Им нужна помощь». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с зимующими птицами., о том, как мы можем им помочь. Побуждать к уходу за птицами Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», нанайская сказка «Айога». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Подвижные игры: «Стая», «Найди пару», «Лётал, лётал воробей» | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Знакомство с энциклопедической справочной информацией по теме «Птицы». | Учить детей внимательно рассматривать альбомы и фотографии с изображением птиц. Замечать характерные особенности каждой птицы. Рассматривание альбомов и фотографий. |
| Исследовательская деятельность «Птичья столовая». | Птицы едят различную пищу и не любой корм полезен. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают зерна, крупы и т.д. |
| Январь | Рисование «Снегирь, синица, воробей» | Продолжать знакомить с зимующими птицами нашего края. Побуждать детей к самостоятельному поиску способов изображения птиц по представлениям или с опорой на иллюстрации, точно передавая их внешний вид. Совершенствовать технику рисования всей кистью и кончиком. Развивать чувство цвета и композиции |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник», «Что за птица», «Перелетные-зимующие», «Узнай по следу». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление. |
| Чтение и разучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Совместная деятельность с родителями. | Совместное чтение родителей и детей сказок Г. Х. Андерсена. Воспитание бережного отношения к природе. |
| Пересказ сказок Г. Х. Андерсена. | Учить детей выразительно читать и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации произведений о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. Развивать память, мышление, воображение. |
| Февраль | Наблюдение «Чьи следы?». | Обогащать и систематизировать знания о зимующих птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Исследовательская деятельность «Следы на снегу». | Расширять знания детей о жизни птиц зимой. способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида следов животных и птиц. Продолжать наблюдать за птицами, их повадками и внешним видом. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. Воспитывать любовь к пернатым. |
| Аппликация «Следы на снегу». | Рассматривание следов на снегу у кормушки, наблюдение за птицами. Продолжать знакомить с многообразием птиц, наблюдать за птицами. Развивать чувство цвета, композиции, творческое воображение. |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник», «Четвертый лишний», «Что за птица», «Узнай по следу». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Жизнь птиц зимой». | Обобщить знания детей о зимующих птицах. Создавать эмоциональный настрой детей. Воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде. Воспитывать доброе отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли. |
| Составление зимнего «меню» для птиц, правила поведения возле кормушки. | Уточнить представления детей о знакомых зимующих птицах. Познакомить детей с проживание птиц в зимний период и как можно облегчить их жизнь. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Подкормка птиц «Пернатые друзья». | Продолжать знакомить с зимующими птицами нашего края. Формировать элементарные экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование практических навыков ухода за птицами. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», Г. Снегирев «Про птиц». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Февраль | Сюжетно–ролевая игра «Им нужна помощь». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с зимующими птицами., о том, как мы можем им помочь. Побуждать к уходу за птицами Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. |
| Лепка «Птицы на кормушке». | Продолжать знакомство с птицами; развивать мелкую моторику, чувство формы, пропорции и глазомер. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам. |
| Чтение и разучивание стихотворений А. Барто «Снегирь», «Лебединое горе». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Подвижные игры: «День-ночь», «Зайди в свой домик», « «Пингвины на льдине». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Игра-викторина «Знатоки птиц». | Закрепить знания детей о птицах, выделять наиболее характерные особенности каждого вида. Учить отгадывать загадки. Вызвать интерес самим придумывать загадки. Развивать речь, логическое мышление. |
| Пересказ рассказов В. Бианки «Синичкин календарь». | Учить детей выразительно читать и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации произведений о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. Развивать память, мышление, воображение. |
| Совместная деятельность с родителями | Привлечение родителей к сбору иллюстраций и фотографий (интересной информации) птиц. Совместное изготовление страничек к альбому «Птицы нашего края» с иллюстрациями и фотографиями птиц. |
| Март | Наблюдение «Птицы весной. Пернатые гости летят в наш край». | Обогащать и систематизировать знания о перелетных птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Исследовательская деятельность «Почему люди не летают как птицы?». | Расширять знания детей о строении птиц. способствовать развитию умений выделять особенности полета птиц. Продолжать наблюдать за птицами, их повадками и внешним видом. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. Воспитывать любовь к пернатым. |
| Организация книжной выставки «Перелетные птицы». | Привлечь внимание детей к книгам о птицах. Познакомить с познавательной и художественной литературой о птицах. Развивать любознательность, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к книгам. Закреплять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в домашних условиях; развивать выразительность речи детей. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Перелетные птицы». | Уточнить представления детей о перелетных птицах. Познакомить детей с проживание птиц в весенний период. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», А. Н. Толстой «Сорочьи сказки». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Рисование «Прилет птиц». | Закреплять знания детей о перелетных птицах; подвести к пониманию того, что птицам можно помочь, вывешивая скворечники. Развивать чувство цвета, композиции, творческое воображение. |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник», «Перелетные-зимующие», «Откуда птица прилетела?», «Чей клюв?». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление. |
| Март | Презентация «Перелетные птицы». | Закреплять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц; развивать выразительность речи детей. |
| Знакомство с энциклопедической справочной информацией по теме «Птицы». | Учить детей внимательно рассматривать альбомы и фотографии с изображением птиц. Замечать характерные особенности каждой птицы. Рассматривание альбомов и фотографий. |
| Сюжетно–ролевая игра «Как вести себя в лесу». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с правилами поведения в лесу. Побуждать соблюдать эти правила и рассказывать о них другим. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. |
| Опытно-экспериментальная деятельность «Когда воздух можно почувствовать?». | Расширять знания детей о полете птиц. Продолжать наблюдать за птицами, их повадками и внешним видом. Учить детей определять свойства воздуха. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. Воспитывать любовь к пернатым. |
| Чтение и разучивание стихотворения З. Сергеева «Птички и кот». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Коллективная лепка «Птицы прилетают». | Расширить представления детей о птицах и особенностях внешнего облика, образе жизни. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином: скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
| Подвижные игры: «День-ночь», , «Найди пару», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей», «Кукушка». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Пересказ рассказов В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Учить детей выразительно читать и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации произведений о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. Развивать память, мышление, воображение. |
| Игра-викторина «Знатоки птиц». | Закрепить знания детей о птицах, выделять наиболее характерные особенности каждого вида. Учить отгадывать загадки. Вызвать интерес самим придумывать загадки. Развивать речь, логическое мышление. |
| Совместная деятельность с родителями | Привлечение родителей к сбору иллюстраций и фотографий (интересной информации) птиц. Совместное изготовление страничек к альбому «Птицы нашего края» с иллюстрациями и фотографиями птиц. |
| Апрель | Наблюдение «Птицы весной». | Обогащать и систематизировать знания о перелетных птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Исследовательская деятельность «Всякая птичка свою песенку поет». | Расширять знания детей о строении птиц. способствовать развитию умений выделять особенности полета птиц. Продолжать наблюдать за птицами, их повадками и внешним видом. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. Воспитывать любовь к пернатым. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Лесные птицы». | Уточнить представления детей о лесных птицах. Познакомить детей с проживание птиц в весенний период. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Презентация «Лесные птицы». | Закреплять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц; развивать выразительность речи детей. |
| Апрель | Рисование «Лесные птицы» | Учить рисовать детей птиц по представлению, точно передавая их внешний вид; продолжать работу над композицией. Совершенствовать технику рисования всей кистью и кончиком; учить работать аккуратно с гуашью. |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник», «Птицы, звери, рыбы», , «Чей клюв?». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», М. Горький «Воробьишко». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Опытно-экспериментальная деятельность «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). | Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования; развивать наблюдательность, познавательную активность детей. |
| Прослушивание фонограмм пения птиц | Учить различать голоса птиц. Развивать слуховое восприятие, память, внимание. Воспитывать любознательность, эстетическое отношение к природе. |
| Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Назови птицу с нужным звуком». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать голоса птиц. Развитие слухового внимания. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, мышление. |
| Чтение и разучивание стихотворений Н. Рубцов «Воробей», «Ворона». | Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. |
| Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик», «Стая», «Кукушка». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Коллективная работа «Грачи прилетели» | Продолжать знакомство с птицами; учить конструировать «Руной труд птиц способом оригами». Продолжать отрабатывать поделки с опорой на схему; активизировать самостоятельность. Развивать мелкую моторику, чувство формы, пропорции и глазомер. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам. |
| Совместная деятельность с родителями. | Совместное чтение родителей и детей сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание сопереживания и уважения ко всему окружающему. |
| Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». | Учить детей выразительно читать и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации произведений о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса. Развивать память, мышление, воображение. |
| Май | Наблюдение «Птицы весной. Я совью тебе гнездо, теплое, уютное». | Обогащать и систематизировать знания о перелетных птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Исследовательская деятельность «Птичий дом. Птичья семья: птица-мама, птица-папа и неокрепшие птенцы». | Расширять знания детей о строении птиц. способствовать развитию умений выделять особенности полета птиц. Продолжать наблюдать за птицами, их повадками и внешним видом. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. Воспитывать любовь к пернатым. |
| Дидактические игры: «Что перепутал художник», «Четвертый лишний», «Что за птица», «Дорисуй птицу», «Летает, плавает, бежит». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление. |
| Май | Виртуальная экскурсия «Птичий двор». | Закрепить знания о домашних птицах, особенностях среды и образе жизни. Развивать мышление, внимание, любознательность. Воспитывать интерес к природе. |
| Лепка из пластилина «Утята», «Петух». | Продолжать знакомство с птицами; развивать мелкую моторику, чувство формы, пропорции и глазомер. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам. |
| Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птица-чечевица», И. Тургенев «Воробей». | Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Развивать память, мышление, воображение. |
| Сюжетно–ролевая игра «Как вести себя в лесу». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с правилами поведения в лесу. Побуждать соблюдать эти правила и рассказывать о них другим. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. |
| Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Коршун и цыплята», «Ворон», «Найди пару», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Назови птицу с нужным звуком». | Закреплять знания детей о птицах. Учить различать голоса птиц. Развитие слухового внимания. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, мышление. |
| Игра-викторина «Знатоки птиц». | Закрепить знания детей о птицах, выделять наиболее характерные особенности каждого вида. Учить отгадывать загадки. Вызвать интерес самим придумывать загадки. Развивать речь, логическое мышление. |
| Выставка семейного творчества «Птицы нашего края» | Приобщить к рисованию птиц по представлению, точно передавая их внешний вид; продолжать работу над композицией. Развитие воображение, творческой фантазии, духа соревнования. |
| Июнь | Наблюдение «Птичье лакомство». | Обогащать и систематизировать знания о перелетных птицах; развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
| Исследовательская деятельность «Птичий танец. Поведение птиц». | Расширять знания детей о строении птиц. способствовать развитию умений выделять особенности полета птиц. Продолжать наблюдать за птицами, их повадками и внешним видом. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. Воспитывать любовь к пернатым. |
| Пластилинография «Такие разные птички» | Учить детей создавать сюжетную композицию, по-разному размещая вырезанные элементы. |
| Сюжетно–ролевая игра «Как вести себя в лесу». | Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с правилами поведения в лесу. Побуждать соблюдать эти правила и рассказывать о них другим. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. |
| Оформление книжной выставки ««Птицы Красной книги».» | Привлечь детей и родителей к подбору книг, журналов, открыток о птицах. |
| Презентация «Птицы Красной книги». | Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. |
| Беседа «Удивительный мир птиц» «Редкие птицы». | Уточнить представления детей о редких птицах. Познакомить детей с особенностями проживание птиц. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. |
| Экспериментальная деятельность «Как с гуся вода» | Проделать опыт — на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду. |
| Оригами «Птица счастья». | Воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли. |
| Июнь | Подвижные игры: «День-ночь», «Воробышки и кот», «Найди пару», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик», «Стая». | Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
| Оформление альбома «Птицы». | Вызвать у детей интерес к созданию коллективного альбома о птицах. Развивать композиционные и оформительские умения. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и со взрослыми. |
| Итоговое мероприятие «Праздник птиц». | Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно–исследовательской, продуктивной, музыкально–художественной, чтения) вокруг темы «Птицы нашего края»; формирование представлений детей о мире пернатых друзей, привлечение родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности. |