Просмотр содержимого документа
«Сказка мудростью богата»
Тема № 15. Сказка мудростью богата
Цели: Воспитывать интерес к художественной литературе, слушать отрывки художественных произведений, понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев произведений. Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к сказкам, учить понимать глубокий смысл. Доставить детям радость от встречи со сказочными героями.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Эй, кузнец!..
Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
(Шагают, припадая то на одну,
То на другую ногу.)
Ты подкуй его опять!
– Отчего ж не подковать?
(Разводят руки в стороны.)
Вот гвоздь, вот подкова –
Раз, два – и готово!
(Ударяют кулаками перед собой
В воздухе на каждое слово.)
II. Актуализация опорных знаний
Прослушайте песню и подумайте, с каким жанром литературы мы сегодня будем работать на уроке?
1. Что такое сказка?
2. Какие виды сказок вы знаете?
3. Какие особенности сказок вы помните?
III. Постановка учебной задачи
Ребята, а вы любите сказки?
Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен отвечать за ошибки, поступки, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. А что будет, если у народа не будет сказок?
Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете.
В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, насекомых, которые живут жизнью людей, так же одеваются, разговаривают, имеют свой дом, переживают…
IV. Решение учебных задач
а)Формирование осознанного восприятия сказки.
Сегодня, мы знакомимся со сказкой, которая называется “Самое дорогое”.
А как вы считаете, что может быть самым дорогим? (Ответы учеников)
б)Первичное восприятие текста (просмотр мультфильма).
в) Ответы на вопросы, обсуждение сказки.
- В каком месте жили герои сказки?
- Назовите персонажи, которые мы можем встретить в жизни.
- Чем занимался старик?
- Чем занималась старушка?
- Скажите такая ситуация может ли быть в жизни?
- Что произошло как-то раз?
- Куда пошел старик? (В лес)
-Может ли быть в жизни такая ситуация? Такая ситуация называетсяжитейская (бытовая).
- Кого он там встретил?
- Какой это герой сказки правдивый или выдуманный?
- Что не позволил старику сделать Лесной Дед? А что предложил старику?
Вот это уже появляется сказочный элемент, где нужно герою – старику проявить ум, смекалку, найти выход из создавшейся ситуации.
- Как повел себя старик?
- Сразу старик со старухой нашли выход? (Троекратное повторение действий)
- Перечислите, что предлагал старик попросить у Лесного Деда?
- Можно ли, по мнению старика, считать это главным в жизни?
- Совпали ли ваши высказывания о том, что для вас самое дорогое, с тем, что мы узнали для себя нового?
– Значит, сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя. Но всякий ли интересный рассказ является сказкой? (Предположения учащихся.)
– Народ в своих пословицах и поговорках отметил особенность сказок: «Не рассказывай сказки!», «Все это – сказки!». О чем это говорит? (О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.)
– Вспомните и приведите примеры таких невероятных событий. (Например, Лиса учила волка хвостом ловить рыбу.)
– Кто же создает сказки? В старину создателями сказок были их исполнители – многие и многие безымянные сказочники. Народная сказка, в отличие от литературной, всегда рассказывалась, а не читалась. В исполнении разных сказочников сказки полностью совпасть не могут. Даже один сказочник одну и ту же сказку не сможет повторить слово в слово.
– А как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? (Высказывания учащихся.)
– Часто в сказках «ложь» оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, учит нас честности, преданности, смелости, коллективизму. (Приводят примеры сказок под руководством учителя.)
Игра «Отгадайте сказку»
Как звали трех богатырей? (Илья-Муромец, Алеша-Попович, Добрыня-Никитич).
Волшебница исполнявшая желания Емели?
Как называется сказка главный герой которой сделан из муки? («колобок»).
В чем медведь тащил Машу к бабушке и дедушке? (в коробе).
Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? («Морозко»).
Птица-кашевар из детского стишка? (сорока-воровка).
С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить кощея? (игла).
В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? какое? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Что погубило кошкин дом? (огонь).
Кто прятал сестрицу с братцем от гусей-лебедей? (печка, яблоня, речка).
Кто был обладателем лягушачьей кожи? (царевна, Василиса-прекрасная).
Герой с тремя головами? (змей Горыныч).
Спаситель мухи-цокотухи? (комар).
Посуда, из которой журавль кормил лису? (кувшин).
Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (стрела).
Из чего была сделана Снегурочка? (из снега).
VI. Итог урока. Рефлексия
Наше занятие подошло к концу.
Кому наше путешествие пришлось по душе, нарисуйте солнышко в своей тетрадке, а кому по – каким-то причинам не понравилось, то тучку.