Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказка мудростью богата"
Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказка мудростью богата"
Урок по литературному чтению на тему "Сказка мудростью богата" содержит различные этапы урока, активизирующие познавательную активность. Урок предполагает работу в группах, когда дети формулируют вопросы по прочитанному и задают свои вопросы, передвигаясь по классу. Благоприятная психологическая обстановка способствует открытому, активному общению с одноклассниками. Урок несет богатый нравственный материал, ведь дети делают выводы и характеризуют качества героев - доброту, честность, мудрость. Общаясь, учатся доброте и умению читать вдумчиво и осмысленно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Клип Толкуновой «Сказки гуляют по свету…». 1 минуту слушаем…
-Ребята, отправляемся навстречу к сказке…
-Встаем с мест и ходим по классу, когда песня закончится, находим ближайшую к себе пару.
- Предлагаю пожелать друг другу удачи на уроке!
(Ребята выходят и встают во внешний и внутренний круги парами лицом друг к другу- говорят пожелание и переходят к следующему участнику… и т.д. по команде «Переходим!».. сели на место)
(1 слайд ) С малой удачи начинается большой успех!
- Почему так говорят: «С малой удачи начинается большой успех!».
( надо трудиться-и потом все получится, и т.д.)
- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (внимание, память, полученные знания и т.д.).
На доске смайлик: (согласны с ответом- пририсовываем !)
- Работать сегодня на уроке мы будем: и каждый за себя, и в группах, и все вместе... Вспомните правила работы в группах.
( уметь слушать, не перебивать других, высказывать свое мнение и т.д.)
(На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД)
2.Активизация и фиксирование индивидуального затруднения.
- Прочитаем высказывания: (Слайд № 2) Три пословицы.
- Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.
- Мудрость приходит с годами.
- Основа всякой мудрости есть терпение.
- Выделите «золотой ключик» в каждой пословице... (мудрость).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о мудрости).
(Учащиеся извлекают информацию, ориентируются в системе знаний. Формируются познавательные УУД)
3. Постановка цели, задач, формулировании темы урока.
- Какой раздел мы изучили ?
- Сформулируйте тему урока.
(Cказка мудростью богата…)
Слайд № 3 Сказка мудростью богата.
- Попробуйте сформулировать цель урока.
(Повторить и обобщить пройденный материал. Учиться работать в группах, любить сказки).
- Правильно ли я вас поняла, что главная наша цель…
(повторить и обобщить изученное….)
- Определим план работы:
( Слайд № 4 )
1. Вспомним изученные произведения.
2. Обобщим знания.
3. Сделаем выводы.
( Слайд № 5,..6 )
- А еще мы составим с вами синквейн на тайное, пока,слово… и сделаем самооценку работы на уроке, т. е. поставим себе оценку сами.
(Определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы, осуществляют действия по реализации плана. Формируются регулятивные УУД.)
4. Оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.
Стандартная ситуация. (Работа по группам).
1. Найдите ошибки в названии сказок?
(Слайд № 7 )
· Мудрый дедушка.
· Справедливый мальчик.
· Когда появились разные народы.
· Красивая девушка.
(Слайд-ответ № 8)
Работа по рядам.
1). I группа: Определите, в какой сказке говорится об уважительном отношении к старости. Докажите своё мнение.
(Мудрый старик.)
II группа: Какую из этих сказок взрослые могут рассказать ребятам, чтобы воспитывать честность. Докажите своё мнение.
( Честный мальчик.)
III группа: В какой сказке ханом и ханшей стали простые бедняки? Как их звали?
( Мудрая девушка.)
2). Соотнесите пословицы и произведения.
(Слайд № 9)
I группа.
· -Мудрым никто не родился, а с годами научился.
II группа.
· -Добрый человек, добру и учит.
III группа.
· - Мудрость в голове, а не в бороде.
3). Сколько загадок предложено разгадать в вашей сказке?
( Общий ответ -3)
- Как то на уроке математики я рассказывала вам о тайне числа 3.
- У каждого народа есть свои сказки о мудрости. В чем мы и убедились. Сказки каких народов мира мы читали?
-И часто в них встречается число 3. Очень давно люди могли считать лишь до трех, вот так: «Один, два, все..» А дальше было что-то неизведанное, запредельное… Поэтому часто в сказках бывает: 3 пути, 3 желания, 3 загадки, 3 сына или 3 дочери…..
- Мы сейчас вспомнили 3 сказки о мудрости. Но мы читали с вами и еще одну сказку о мудрости, четвертую…
-Кто ее вспомнит?
(Мудрая дева. )
( Слайд №10 )
- А кто из вас помнит, сколько загадок загадал царь бедному брату в этой сказке?
( 4)
- Давайте на минутку попадем в эту сказку и проверим ваш ответ….
Стихи.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтоб сказку послушал и ты..
Пусть подкрадется -к каждому сердцу
И зародится в нем зерно доброты...
- Не забудьте про зерно доброты в ваших сердцах….
- А сейчас.., и только для вас……
( Инсценировка из сказки «Мудрая дева» )
-Эта сказка моложе других, позже люди научились считать больше трех.. .дали названия и расшифровку другим числам.. и число 4 в этой сказке уже расшифровывается как: надежность, устойчивость, стабильность и гармония.... ведь бедный брат выиграл спор с богатым!
- А какие сказки в этом разделе мы читали?
- Волшебные или бытовые?
( бытовые, но в некоторых из них присутствует какое-то чудо..)
- Мы прочитали с вами сказки и о мудрости, и о глупости. На прошлом уроке составляли синквейн на слово-глупость. Лучшее я зачитаю…
( на сказку Ивовый росток: 1. Глупость.
2. Наивная, ненужная.
3.Смешит, расстраивает, пугает.
4. Не знаешь-учись, не умеешь-спрашивай.
5. Человеческое качество.
- А сегодня мы познакомимся с последней сказкой в этом разделе.
- Вскоре мы узнаем о чем же она…
- Откройте учебники на странице 31.
- А теперь давайте разомнемся.
( Элементы рационального чтения.)
Вдох носом, выдох через рот.
Вдох, задержка дыхания, выдох.
Вдох, выдох порциями.
Летела муха около уха- жжж,
Летела оса около носа-ссс,
Летел комар и звенел-ззз,
Сел на лоб, а мы его-хлоп!
1-налево, 2-направо,
3-наверх, 4-вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир!
5.Работа с текстом.
1) Антиципация (предугадывание ):
Прочитаем заглавие. – Можем предположить: сказка о мудрости или о глупости? ( ответы)
- Читаем сказку, выделяя «золотые ключики».. делимся «ключиками» с соседом по парте и находим самые важные слова....
-4) пересказ от имени участников сказки: крестьянина, купца, лошади….
Нестандартная ситуация.
«Урожай вопросов»…
-Ходим по классу и задаем друг другу тонкие и толстые вопросы. (1-2 МИНУТЫ!)
- Стоп! Сколько собрали?… Зачитать по 3-5 вопросов…
- О чем же эта сказка: о мудрости или глупости?
- можно ли сказать, что МУДРОСТЬ и ГЛУПОСТЬ- это слова-антонимы?
Фантограмма. (фантазии по ходу текста.)
- Если бы ты мудрецом как бы ты продолжил сказку и что бы посоветовал герою?
(Ответы детей.)
( Оценивают ситуации и поступки (нравственная позиция), личностные УУД, договариваются с людьми, согласовывают с ними свои интересы и взгляды, формируются коммуникативные навыки.)
5. -Мы познакомились со всеми сказками из раздела. Откройте содержание учебника..
-Скажите, какая сказка отличается от всех других и почему…
( народные сказки и одна авторская)
- Что такое народная сказка, а что такое авторская?
5. Подведение итогов и формулирование выводов.
- Вспомните тему урока.(Сказка мудростью богата).
- Какова была цель урока?
- Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна на слово МУДРОСТЬ
2-3 минуты. Работа по четыре –один к доске с озвучкой.
(Синквейн – это один из приёмов активатизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Это необычное стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).
- Что такое мудрость? Из толкового словаря можно узнать:
Мудрость - это глубокий ум, который опирается на жизненный опыт. Но..
Мы узнали больше….
Вывод: Мудрость не имеет возраста, не имеет национальности, она не передаётся по наследству, её не купишь за деньги.
- Почему не передаётся по наследству?
- Почему нельзя купить за деньги?
- А легко ли быть мудрым?
-Сказка мудростью богата. А чем еще богата сказка?
(Любовь, тепло, нежность, чудеса, и т.д.)
-Эти чувства не возникают просто так. Хочется верить, что эти сказки заронили вам в душу зернышки любви и доброты, которые прорастут и принесут хорошие плоды.
- Напишите на зернышках, которые лежат на ваших столах одно доброе слово. Мы засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами познания мира. Пусть мир будет лучше!
6. Самооценка. (Слайд № 13)
- Сегодня на уроке хорошо работали…(кто… и 5)
- Оцените себя и оцените ответ…
- Сегодня на уроке я: мне:
научился… было интересно…
понял… было трудно...
- Своей работой я
Доволен (поднимаем большой пальчик ) Кто хочет рассказать о своей работе?
не доволен ( пальчик опускаем вниз)
-Оценка учителя: Вы сами сказали, кто хорошо работал на уроке-пять.
- Но сегодня работал каждый из вас, поэтому остальные - четыре…
(Объясняют смысл своих оценок (самооценка), соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают её. Формируются личностные УУД.)
7. Определения и разъяснения домашнего задания. (дифференцированное)
1. Составить кроссворд по прочитанным сказкам.
2.Найти и прочитать сказку, в которой герой отгадывает 3 загадки.
- Что будете выбирать - Что труднее
-А поменять и выбрать более сложное или легкое задание можно всегда!