Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение "Обобщение по разделу "Сказка мудростью богата"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 17»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Обобщение по разделу "Сказка мудростью богата"
2 класс
(КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА)
Разработчик: Наталья Геннадьевна Лаврова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Анжеро-Судженск
Тема: Обобщение по разделу "Сказка мудростью богата"
Цели:
создание условий для повторения и обобщения пройденного материала по разделу, дать возможность детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
развитие внимания, творческого мышления, навыков беглого, осознанного чтения, умения работать в группе;
воспитание взаимоуважения, чувства товарищества, интереса к чтению через игровую форму урока.
Форма урока: урок-путешествие
Тип урока: обобщение изученных знаний.
Ход урока
Организационный момент
– Добрый день! Я приветствую всех присутствующих на нашем уроке литературного чтения. Ребята улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.
Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Все сумею, все смогу
И другому помогу!
Сообщение темы урока
- Какой раздел мы закончили изучать? («Сказки мудростью богаты»)
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О мудрых сказках поговорим,
То, что читали, повторим.
Актуализация знаний
Занимательный момент
– Наш постоянный спутник, домовой Афанасий, собрался навестить героев мудрых сказок и приглашает нас с вами в путешествие.
- Но попасть в сказки не так-то просто. Афанасий приготовил для вас испытания.
Разминка
а)Разделить строчки на слова.
ЕЩЁВДАВНИЕВРЕМЕНАЖИЛОДИНПАДИШАХ.
ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ.
ДАВНЫМДАВНОВСТАРИНУЗИМЫБЫЛИОЧЕНЬХОЛОДНЫЕ.
- Что вы заметили? Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало, зачины разных сказок).
- Перечислите другие приметы сказки.
- Прочитайте голосом сказочника.
б) Найти ошибки в названии сказок
«Мудрый дедушка»
«Справедливый мальчик»
«Когда появились разные народы»
«Красивая девушка»
«Мудрая девочка»
«Настоятель и служка»
в) Определить «национальность сказки»
Русская сказка
Киргизская сказка
Японская сказка
Корейская сказка
Долганская сказка
Татарская сказка
- Что объединяет все эти сказки?
- Вы выдержали все три испытания.
“Вхождение в сказку”
- Встаньте все и, кружась, скажите таинственным голосом волшебные слова:
“Дети, дети, покружитесь, в мудрых сказках очутитесь”.
Обобщение изученного
1. Рассматривание иллюстрации «Сказочный дворец»
- Вот мы и прибыли в сказочное царство. Посмотрите, ребята, перед вами удивительный дворец. А кто в нем живет, узнаем, когда решим кроссворд.
2. Кроссворд
1. Что всего на свете жирней? (Земля)
2. Что всего мягче? (Рука)
3. Кто из героев сказки сказал: «Всё равно от них нет никакой пользы»? (Падишах)
4. Что всего на свете сильней и быстрей? (Ветер)
5. Чего милее нет на свете? (Сон)
6. Верный друг Сарыбая, который указал на нового хана? (Сокол)
7. Для героя из корейской сказки он был дороже золота? (Топор)
8. Жадный герой японской сказки. (Настоятель)
1з
е
м
л
я
2р
у
к
а
3п
а
д
и
ш
а
х
4 в
е
т
е
р
5с
о
н
6 с
о
к
о
л
7 т
о
п
о
р
8н
а
с
т
о
я
т
е
л
ь
- Какое слово получилось по вертикали? (Мудрость).
- Что такое мудрость?
С помощью мудрости решаются многие вопросы и находятся ответы. Формированию мудрости способствует жизненный опыт человека. И без проб и ошибок здесь не обойтись. Мудрость накапливается с годами.
Но мудрость присуща не только старости. Юный человек тоже может проявлять мудрость, если ему удаётся найти решение жизненных проблем. Главное — не отступать перед трудностями.
- Подберите однокоренные слова.
Физминутка для глаз
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить:
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей,
Удивимся, что такое
и закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов
проведём глазами дружно,
ну, а дальше, будь здоров.
«В первом зале замка». «Узнай произведение». (Работа по вариантам)
а) Понял хан Болотбек, что был несправедлив, стыдно ему стало перед своей женой-умницей, он вернулся с ней во дворец, и зажили они, как прежде, счастливо и дружно.
(Киргизская сказка «Мудрая девушка»)
б) Царь выслушал девочку – семилетку и присудил отдать жеребенка бедному мужику.
(Русская сказка «Мудрая дева»)
в) Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдешься! – сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.
(Татарская сказка «Мудрый старик»)
- Почему в трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными и отменили жестокие приказы? (Мудрость всегда была в почёте).
г) Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика и пошел домой. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.
(Корейская сказка «Честный мальчик»)
- За что наградил мальчика мудрый старик? (Он не стал брать чужого, не позарился на серебро да золото).
д) А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь.
(Долганская сказка «Как появились разные народы»)
- Почему люди перестали понимать друг друга? (Переругались все из-за орлиных перьев, обиделись друг на друга, перестали разговаривать, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках).
е) Думал, думал и придумал. Он взял любимую чашку настоятеля, разбил ее и положил черепки посреди комнаты, а сам лег, укрылся одеялом и стал ждать.
(Японская сказка «Настоятель и служка»)
- Какие качества служки помогли победить жадность и глупость?
«Темная комната». Объяснить значение слов.
(Слова находятся в разных местах класса).
Именитый – знатный.
Аксакал – старейшина.
Бай – богатый человек.
Каряя кобыла – коричневого цвета.
Арба – телега.
Кросны – ткацкий станок.
Настоятель – священник в храме (церкви).
Служка – мальчик, прислуживающий в храме.
Визирь – министр, приближенный падишаха.
Физминутка «Зарядка русская народная» (анимационная)
«Черный ящик». Игра «Из какой я сказки?»
(Вынимают из ящика предмет и рассказывают отрывок)
Драгоценный камень
Сокол
Жеребенок
Топор
Зонтик
«Театральная студия». Инсценирование отрывков из сказок.
Осколки чашки – из какой сказки?
а) с. 32 отрывок из сказки «Настоятель и служка».
б) с. 20 отрывок из сказки «Мудрая дева».
«Книга мудрости». Соотнеси пословицу и произведение.
(Работа по учебнику стр.42)
- К кому из героев сказок можно отнести эти пословицы?
– Какие пословицы и поговорки вы бы хотели запомнить, чтобы следовать им в жизни?
- Дети, дети, покружитесь, снова в классе очутитесь.
Итог урока
1. Высказывания детей
- Чему научили вас сказки о мудрости?
Из сказок узнали, как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.
Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Мудрость всегда и везде в почёте.
Молодым надо чаще прислушиваться к советам старшего поколения.
Мудрыми бывают люди в разном возрасте.
В трудную минуту спасти человека может ум, находчивость, меткое слово.
Нужно быть сообразительным и наблюдательным, рассчитывать в трудные минуты на свои силы, стараться преодолевать все жизненные преграды.
Люди всегда с уважением относятся к хорошим, умелым работникам и высмеивают неумех, лодырей.
2. Слушание стихотворения
У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец»
Домашнее задание
Придумать историю, заглавием которой могла бы послужить одна из пословиц и поговорок о мудрости.
Самооценка
– Какими вы были путешественниками. Оцените себя.
(В качестве обратной связи используются красные, зеленые и синие карточки – сигналы.)
Критерии самооценки:
красный - очень хорошо;
зеленый - хорошо;
синий - старался, но не все получилось.
– Молодцы, ребята! Вы работали очень хорошо, и были по-настоящему внимательными и думающими, мудрыми.