Эпиграфом нашего урока является пословица: «Сказка мудростью богата»
Как вы понимаете эту пословицу?
Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.
Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?
Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.
Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?
Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.
Сегодня урок – исследование. Что значит научиться исследовать?
Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.
3.Проверка домашнего задания
Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке?
Со сказкой «Мудрая девушка» киргизского народа.
Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки?
Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы разводили скот и пасли его.
К какому виду относится данная сказка? Почему?
Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная поучительная история, взятая из жизни.
Кто герои сказки? Дайте по плану характеристику главных героев.
Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики Болотбека.
Пересказывают по плану.
Что ценит киргизский народ в людях?
Ученики работают в парах, заполняют клетки кроссворда и узнают, что ценит киргизский народ в людях. Кроссворд дан на карточках.
Карточка
Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.
Как киргизский народ называет телегу? (Арба)
В сказке старейшины – это … (аксакалы).
Какая птица была другом Сарыбаю? (Сокол)
Профессия Болотбека до выборов в ханы? (Пастух)
«Какое расстояние между востоком и западом?» (День)
Сколько загадок отгадала жена хана? (Три)
Как звали девушку, отгадавшую загадки? (Даанышман)
Как правил Болотбек ханством? (Мудро)
Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.
Чему учит нас эта сказка?
Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.
4.Постановка проблемы. Цель урока.
Прочтите тему урока.
Долганская сказка «Как появились разные народы».
Сказки, какого раздела мы читали.
«Сказка мудростью богата».
Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова цель урока?
Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.
Как решить эту проблему?
Прочитать сказку.
Если проблема ясна – в путь.
5.«Открытие»
Чем интересен заголовок сказки?
В заголовке вопрос.
Кто пытается ответить на этот вопрос?
долгане.
только ли долган интересовал этот вопрос?
можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?
живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.
Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.
Долганы являются самым северным малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.
Основа долганской пищи - рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.
Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»).
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью
У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.
кто еще изображен?
птицы.
если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели?
Что же произойдет в сказке?
Знакомство со сказкой
Чтение детьми.
Наши прогнозы были верными?
6. Исследование. Работа в группах
Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться
Главные герои сказки.
Работа с текстом.
Сказка мудростью богата.
Задания для групп:
1 группа.
Сказка мудростью богата
1. Какой мудростью богата эта сказка
2. Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
3. Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?
2 группа.
Главные герои сказки
Задание: Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини:
3 группа.
Работа с текстом
Задание:
1. Почему это произведение – сказка? Что по вашему в ней реально, а что вымышлено?
2. Зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку?
Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.
Подведение итога исследования
Вспомните, какова цель урока?
Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.
Выполняя задания, мы ее достигли?
Почему сказки « Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе?
Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость высмеивается.
7. Самостоятельная работа
Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.
Разноуровневые задания (по степени сложности)
1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке? 2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы? » – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.) 3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:
Проверка работы: Обсуждение и высказывание мнений.
8. Выступление ученика с отрывком из проектной работы «Такие разные страны, такие разные нравы»
9. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.
10. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню:
(У каждого по три яблочка (желтое, красное, зеленое))
Желтое – Мне было на уроке легко.
Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился.
Красное – Мне было трудно, необходима помощь.
11.Дифференцированное домашнее задание.
1. Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается.
2. Перескажи сказку « Как появились разные народы?» от лица …...
3. Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказка мудростью богата. »
Мисс Марина Юрьевна
Тема: Сказка мудростью богата. Долганская сказка «Как появились разные народы?»
Цель урока:развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.
Задачи урока:
Образовательные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развивающие – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные – развивать коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано обосновывать свои ответы, уместно используя литературные понятия. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.
Форма урока:урок-исследование.
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Оборудование:
компьютер, наглядный материал в презентации на слайдах;
карточки с заданиями для групп;
карточки с кроссвордом для работы в парах;
карточки с заданиями для самостоятельной работы;
плакат с изображением яблони;
по одному яблоку красного, зеленого, желтого цвета у каждого ребенка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
2. Актуализация опорных знаний
Эпиграфом нашего урока является пословица: «Сказка мудростью богата»
Как вы понимаете эту пословицу?
Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.
Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?
Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.
Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?
Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.
Сегодня урок – исследование. Что значит научиться исследовать?
Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.
3.Проверка домашнего задания
Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке?
Со сказкой «Мудрая девушка» киргизского народа.
Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки?
Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы разводили скот и пасли его.
К какому виду относится данная сказка? Почему?
Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная поучительная история, взятая из жизни.
Кто герои сказки? Дайте по плану характеристику главных героев.
Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики Болотбека.
Пересказывают по плану.
Что ценит киргизский народ в людях?
Ученики работают в парах, заполняют клетки кроссворда и узнают, что ценит киргизский народ в людях. Кроссворд дан на карточках.
Карточка
Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.
Как киргизский народ называет телегу? (Арба)
В сказке старейшины – это … (аксакалы).
Какая птица была другом Сарыбаю? (Сокол)
Профессия Болотбека до выборов в ханы? (Пастух)
«Какое расстояние между востоком и западом?» (День)
Сколько загадок отгадала жена хана? (Три)
Как звали девушку, отгадавшую загадки? (Даанышман)
Как правил Болотбек ханством? (Мудро)
Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.
Чему учит нас эта сказка?
Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.
4.Постановка проблемы. Цель урока.
Прочтите тему урока.
Долганская сказка «Как появились разные народы».
Сказки, какого раздела мы читали.
«Сказка мудростью богата».
Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова цель урока?
Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.
Как решить эту проблему?
Прочитать сказку.
Если проблема ясна – в путь.
5.«Открытие»
Чем интересен заголовок сказки?
В заголовке вопрос.
Кто пытается ответить на этот вопрос?
долгане.
только ли долган интересовал этот вопрос?
можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?
живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.
Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.
Долганы являются самым северным малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире. Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел. Основа долганской пищи - рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.
Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»). Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью
У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.
кто еще изображен?
птицы.
если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели?
Что же произойдет в сказке?
Знакомство со сказкой
Чтение детьми.
Наши прогнозы были верными?
6. Исследование. Работа в группах
Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться
Главные герои сказки.
Работа с текстом.
Сказка мудростью богата.
Задания для групп:
1 группа.
Сказка мудростью богата
1. Какой мудростью богата эта сказка
2. Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
3. Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?
2 группа.
Главные герои сказки
Задание: Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини:
3 группа.
Работа с текстом
Задание:
1. Почему это произведение – сказка? Что по вашему в ней реально, а что вымышлено?
2. Зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку?
Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.
Подведение итога исследования
Вспомните, какова цель урока?
Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.
Выполняя задания, мы ее достигли?
Почему сказки « Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе?
Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость высмеивается.
7. Самостоятельная работа
Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.
Разноуровневые задания (по степени сложности)
1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке? 2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы? » – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.) 3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:
Проверка работы: Обсуждение и высказывание мнений.
8. Выступление ученика с отрывком из проектной работы «Такие разные страны, такие разные нравы»
9. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.
10. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню:
(У каждого по три яблочка (желтое, красное, зеленое))
Желтое – Мне было на уроке легко. Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился. Красное – Мне было трудно, необходима помощь.
11.Дифференцированное домашнее задание.
1. Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается. 2. Перескажи сказку « Как появились разные народы?» от лица …... 3. Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.