kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка мудростью богата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Эпиграфом нашего  урока является пословица: «Сказка мудростью богата»

  • Как  вы понимаете эту пословицу?

Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали    людей в трудную минуту.

  • Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят     умных, мудрых людей.

  • Что можно узнать из сказок о жизни  разных народов?

Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи   и традиции, духовные  ценности.

  • Сегодня  урок – исследование. Что  значит научиться исследовать?

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.

3. Проверка домашнего задания

  • Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом  уроке?

Со сказкой «Мудрая девушка»  киргизского народа.

  • Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки?

Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на  богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы   разводили скот и пасли его.

  • К какому виду относится данная сказка? Почему?

Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная   поучительная    история,  взятая из  жизни.

  • Кто герои сказки? Дайте по плану характеристику главных героев.
  •  Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики  Болотбека. 

Пересказывают по плану.

  • Что ценит киргизский народ в людях?

Ученики работают в парах,  заполняют  клетки кроссворда и узнают, что ценит  киргизский народ в людях.  Кроссворд дан на  карточках.

 Карточка

Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.

 

  1. Как киргизский народ называет телегу? (Арба)
  2. В  сказке старейшины – это … (аксакалы).
  3. Какая птица была другом Сарыбаю? (Сокол)
  4. Профессия Болотбека до выборов в ханы? (Пастух)
  5. «Какое расстояние между востоком и западом?»      (День)
  6. Сколько загадок отгадала жена хана? (Три)
  7. Как звали  девушку, отгадавшую загадки?  (Даанышман)
  8.  Как правил Болотбек ханством? (Мудро)

Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.

  • Чему учит нас эта сказка?

Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.

4. Постановка проблемы.  Цель урока.

  • Прочтите тему урока.

Долганская  сказка «Как появились разные народы». 

  • Сказки, какого раздела мы читали.

«Сказка мудростью богата».

  • Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова   цель   урока?

Доказать, что долганская  сказка  тоже богата мудростью.

  • Как решить эту проблему?

Прочитать сказку.

  • Если проблема ясна – в путь.

 5. «Открытие»

  • Чем интересен заголовок сказки?

В заголовке вопрос.

  • Кто пытается ответить на этот вопрос?

долгане.

  • только ли долган интересовал этот вопрос? 
  • можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?

живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.

  • Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.

Долганы являются самым северным  малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.
Основа долганской пищи - рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.

Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»).
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью

У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.

  • кто еще изображен?

птицы.

  • если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели?
  • Что же произойдет в сказке?

Знакомство со сказкой

Чтение детьми.

  • Наши прогнозы были верными?

6. Исследование. Работа в группах

Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться

  • Главные герои сказки.
  • Работа с текстом.
  • Сказка мудростью богата.

Задания для групп:

1 группа.

Сказка мудростью богата

1. Какой мудростью богата эта сказка  

2. Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?   

3. Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа.

Главные герои сказки

Задание: Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини:

3 группа.

Работа с текстом

Задание:

1. Почему это произведение – сказка? Что по вашему в ней реально, а что вымышлено?

2. Зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку?

Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.

Подведение итога исследования

  • Вспомните, какова цель урока?

Доказать, что долганская  сказка  тоже богата мудростью.

  • Выполняя задания, мы ее достигли?
  • Почему сказки « Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе?

Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость   высмеивается.

7. Самостоятельная работа

  • Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.

Разноуровневые  задания (по степени сложности)

1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке?
2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы? » – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.)                                   
3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:

 Проверка работы:  Обсуждение и высказывание мнений.

8. Выступление ученика с отрывком из  проектной работы  «Такие разные страны, такие разные нравы»

9. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.

10.  Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню:

(У каждого по три яблочка  (желтое, красное, зеленое))

Желтое – Мне было на уроке легко.
Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился.
Красное – Мне было трудно, необходима помощь.

11. Дифференцированное домашнее задание.

1. Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается.
2. Перескажи  сказку  « Как появились разные народы?» от лица …...
3. Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка мудростью богата. »

Мисс Марина Юрьевна

Тема: Сказка мудростью богата. Долганская сказка «Как появились разные народы?»

Цель урока: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Задачи урока:

Образовательныеформирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развивающиеразвитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитательные развивать коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано обосновывать свои ответы, уместно используя литературные понятия. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Оборудование:

  • компьютер, наглядный материал в презентации на слайдах;

  • карточки с заданиями для групп;

  • карточки с кроссвордом для работы в парах;

  • карточки с заданиями для самостоятельной работы;

  • плакат с изображением яблони;

  • по одному яблоку красного, зеленого, желтого цвета у каждого ребенка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

2. Актуализация  опорных  знаний

Эпиграфом нашего урока является пословица: «Сказка мудростью богата»

  • Как вы понимаете эту пословицу?

Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали    людей в трудную минуту.

  • Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят     умных, мудрых людей.

  • Что можно узнать из сказок о жизни  разных народов?

Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи   и традиции, духовные  ценности.

  • Сегодня урок – исследование. Что значит научиться исследовать?

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.

3. Проверка домашнего задания

  • Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке?

Со сказкой «Мудрая девушка»  киргизского народа.

  • Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки?

Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на  богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы   разводили скот и пасли его.

  • К какому виду относится данная сказка? Почему?

Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная   поучительная    история,  взятая из  жизни.

  • Кто герои сказки? Дайте по плану характеристику главных героев.

  • Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики  Болотбека. 

Пересказывают по плану.

  • Что ценит киргизский народ в людях?

Ученики работают в парах, заполняют клетки кроссворда и узнают, что ценит  киргизский народ в людях.  Кроссворд дан на карточках.

Карточка

Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.

  1. Как киргизский народ называет телегу? (Арба)

  2. В  сказке старейшины – это … (аксакалы).

  3. Какая птица была другом Сарыбаю? (Сокол)

  4. Профессия Болотбека до выборов в ханы? (Пастух)

  5. «Какое расстояние между востоком и западом?»      (День)

  6. Сколько загадок отгадала жена хана? (Три)

  7. Как звали  девушку, отгадавшую загадки?  (Даанышман)

  8.  Как правил Болотбек ханством? (Мудро)

Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.

  • Чему учит нас эта сказка?

Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.

4. Постановка проблемы.  Цель урока.

  • Прочтите тему урока.

Долганская сказка «Как появились разные народы». 

  • Сказки, какого раздела мы читали.

«Сказка мудростью богата».

  • Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова   цель   урока?

Доказать, что долганская сказка  тоже богата мудростью.

  • Как решить эту проблему?

Прочитать сказку.

  • Если проблема ясна – в путь.

 5. «Открытие»

  • Чем интересен заголовок сказки?

В заголовке вопрос.

  • Кто пытается ответить на этот вопрос?

долгане.

  • только ли долган интересовал этот вопрос?

  • можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?

живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.

  • Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.

Долганы являются самым северным малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.
Основа долганской пищи - рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.

Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»).
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью

У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.

  • кто еще изображен?

птицы.

  • если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели?

  • Что же произойдет в сказке?

Знакомство со сказкой

Чтение детьми.

  • Наши прогнозы были верными?

6. Исследование. Работа в группах

Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться

  • Главные герои сказки.

  • Работа с текстом.

  • Сказка мудростью богата.

Задания для групп:

1 группа.

Сказка мудростью богата

1. Какой мудростью богата эта сказка

2. Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

3. Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа.

Главные герои сказки

Задание: Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини:

3 группа.

Работа с текстом

Задание:

1. Почему это произведение – сказка? Что по вашему в ней реально, а что вымышлено?

2. Зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку?

Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.

Подведение итога исследования

  • Вспомните, какова цель урока?

Доказать, что долганская сказка  тоже богата мудростью.

  • Выполняя задания, мы ее достигли?

  • Почему сказки « Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе?

Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость   высмеивается.

7. Самостоятельная работа

  • Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.

Разноуровневые  задания (по степени сложности)

1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке?
2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы? » – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.)                                   
3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:

Проверка работы:  Обсуждение и высказывание мнений.

8. Выступление ученика с отрывком из проектной работы «Такие разные страны, такие разные нравы»

9. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.

10. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню:

(У каждого по три яблочка (желтое, красное, зеленое))

Желтое – Мне было на уроке легко.
Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился.
Красное – Мне было трудно, необходима помощь.

11. Дифференцированное домашнее задание.

1. Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается.
2. Перескажи сказку « Как появились разные народы?» от лица …...
3. Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка мудростью богата.

Автор: Мисс Марина Юрьевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказка мудростью богата""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiunatiemuskazkamudrostiuboghata"
    ["file_id"] => string(6) "290506"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454956653"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока литературное чтение "Обобщение по разделу "Сказка мудростью богата""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnoie_chtieniie_obobshchieniie_po_razdielu_skazka_mudro"
    ["file_id"] => string(6) "380466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484657124"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Мудрость ценят все народы" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mudrost-tsieniat-vsie-narody"
    ["file_id"] => string(6) "125138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414920033"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока: Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка "Мудрый старик") "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-kak-mudrost-v-zhizni-pomoghaiet-tatarskaia-skazka-mudryi-starik"
    ["file_id"] => string(6) "187647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426534974"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок литературного чтения во 2 классе "Сказка мудростью богата""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-skazka-mudrost-iu-boghata"
    ["file_id"] => string(6) "282915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453742320"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства