Формирование морально-нравственных ценностей через раскрытие понятий «ответственность» и «совесть» как качества личности.Формирование морально-нравственных ценностей через раскрытие понятий «ответственность» и «совесть» как качества личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разговор о совести.»
Тема: «Правовой марафон»
Актуальность: занятие разработано в рамках «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом РФ в 2011 году, соответствуя основным целям и принципам основ.
Цель: формирование мотивации детей и подростков к повышению уровня своей правовой компетентности.
Форма:правовая игра
Ход проведения:
1.Орг. момент.
Я приветствую всех, сегодня мы поговорим о защите прав. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
2.Основная часть.
Предлагаю перед началом игры познакомиться с легендой.
(Показ видео - презентации «Легенда»)
Легенда.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей. В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права.
Итак, смело действуйте, включайте смекалку и сообразительность, а я начинаю игру.
Станция №1 «Афоризмы»
Воспитанники получают по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1 слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки. 2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.
Станция №2 «Государство»
Детям раздаются карточки с рисунками, на которых изображены символы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подписать. Время на размышление – 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.
Территория
Власть
Суверенитет
Налоги
?
Ответ. Законы (законотворческая деятельность).
Станция №3 «Квалифицируй преступление»
Воспитанники получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.
№
Преступления
Юридическое название
Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»
Вандализм
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете
Кража
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»
Угон
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Коля заставил малыша дать 10 рублей
Вымогательство
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения
Хулиганство
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания
Оскорбление
Витя отобрал у Кости CD-плейер
Грабеж
Ответы даны курсивом во втором столбце таблицы.
Станция №4 «Правовой статус ребенка»
Данный конкурс позволяет проверить знания детей об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Воспитанники получают 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности, за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек.
1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».
2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:
Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
Несет уголовную ответственность за любые преступления.
Подлежит административной ответственности.
Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
Имеет право на получение паспорта.
Имеет право на вступление в брак.
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
Имеет право на имя, отчество и фамилию.
Приобретает право на гражданство.
Правильный ответ: А – 11, 12; Б – 10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.
Станция №5 «Права человека»
Воспитанникам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. Время на размышление – 3 минуты.
Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение).
Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища).
Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).
Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________( на владение имуществом).
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).
Ответы даны в скобках.
Станция №6 « КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ»
Задание: даны календарные числа. Задание – записать, что это за дни. Время на размышление – 3 минуты.
Например:1 июня – Международный день защиты детей
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты.
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Станция №7 «Ответственность»
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:
С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность
Дети получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек ребенок должен положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности (0,5 баллов). Всего карточек 14.
Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).
Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).
Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).
Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).
Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).
Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).
Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).
Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная ответственность).
Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).
Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).
Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответств-сть).
Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).
В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая ответственность).
Ответы даны в скобках.
Станция №8 «ЛИТЕРАТУРНО-ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА»
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста.Ст.1.)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)
4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)
5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
6. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)
7. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)
Станция №9 «Президент России»
предлагается текст, прочитав который игрокам необходимо выявить нарушения Конституции, совершенные Президентом в течение первого рабочего дня после победы на выборах. Время на выполнение задания – 3 минуты.
Текст.
А) В 6 часов утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
Б) В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.
В) В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.
Г) В 8 часов — он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.
Д) В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
Е) В 9 ч. подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.
Ж) В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
З) В 11 часов подписывает Указ об объявлении амнистии.
И) В 11 часов 30 минут принимает решение отозвать посла России в США.
К) В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.
Л) С 13 часов обедает и отдыхает.
М) В 14 часов вносит в Государственную Думу проект нового закона «Об образовании».
Н) В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей.
О) В 16 ч. едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.
П) В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.
Р) С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
Ответ: Д, З, К, Н, О, П.
Станция №10 «КРОССВОРД»
Отгадайте кроссворд.
Ответы: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь. 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10.ООН.
По вертикали:
1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его……
2. Ст. 31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и….
5. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка?
6. Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?
8. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции?
По горизонтали:
3.Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка?
4. Вставьте пропущенное слово в ст.29: «Государства-участники соглашаются в том, что воспитание ребёнка должно быть направлено на воспитание…. К окружающей природе».
7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и …(каким?)
9. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и … (какого?) насилия.
10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка?
1
2
3
5
4
6
7
8
9
10
3.Подведение итогов.
Обсуждение, что получилось, что нет. У кого возникли, на каком этапе трудности.
Награждение: победители поучают грамоты и ценные подарки (I, II, III места), все остальные дети получают грамоты за участие и утешительные призы. Также каждый участник игры получает памятку «Мои права»
Рефлексия :Ребятам предлагается на разноцветных спикерах написать свое отношение к игре и прикрепить на их «Забор впечатлений».
Спасибо всем большое за проделанную работу. Желаем пользоваться своими правами, и соблюдать свои обязанности. Всем удачи!