Тема: «Совесть и стыд»
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Ход урока
- Организационный момент.
- Введение в тему.
Звучит песня в исполнении А.Булдакова «Совесть» (первый куплет)
Во время исполнения педагог записывает на доске крупными буквами слово «СОВЕСТЬ»
Итак, сегодня на нашем занятии мы поговорим о такой нравственной категории, как совесть.
Когда же вы думали о совести? И думали ли вообще? Что, по вашему мнению, есть «совесть»? (Совесть – это чувство, дающее оценку тому или иному собственному поступку)
Дети включаются в диалог
- Работа по теме занятия
- Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите его, предварительно сделав запись «Совесть – это…».
Афоризмы:
- Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.
Паскаль Блез
- Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Кант И.
- Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.
- Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Гольбах П.
- Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
- Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Дени Дидро
- Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
- Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
- Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
2. Работа со словарями.
Обратимся к словарям: «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.)
Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
А есть ли в их значении какое-то различие? (Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
3. Работа с притчей.
В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем.
Совесть.
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: Монах Варнава (Санин)
При какой ситуации главный герой услышал голос совести?
4. Упражнения совести. «Минута раскаяния».
В жизни на каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты родители обдумывают и делают записи на листочках. Проверять устно нельзя, так как это глубоко личное.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (Попросить прощения)
- чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Так произошло с героем следующего ролика «Осколки в сердце».
Просмотр видеоролика «Осколки в сердце» и его последующее обсуждение.
Какова основная мысль ролика? (Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет.)
IV. Итог занятия.
Как вы считаете, нужна ли в жизни человеку «совесть»? Почему?
(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду. На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества, семьи)
Так будем же стремиться к образу совестливого человека!
Подумайте, пожалуйста, как тема нашего сегодняшнего занятия связана с курсом «Нравственные основы семейной жизни»? (Совесть – одна из нравственных категорий, а опора на нравственные категории – основа крепкой семьи)
И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
V. Рефлексия.
Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:
Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным
Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения
Другое (написать)