Урок светской этики.
Тема урока: Совесть
Грешилова Елена Владимировна
учитель начальных классов БОУ г.Омска «Гимназия №76»
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Межпредметные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- овладение логическими действиями обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные планируемые результаты:
Формирование представлений об основных нормах светской морали, понимание их значения, выстраивание отношений в обществе.
Цель: сформировать представление о понятии «совесть»
1. Организационный момент.
Учитель: Продолжаем разговор о моральных понятиях этики. Как мы выяснили, все понятия взаимосвязаны друг с другом. Но сначала вспомним некоторые из этих понятий.
2. Актуализация знаний.
Учитель Первое задание вам предстоит выполнить в паре. Рассмотрите карточки. Что нужно сделать?
Ученики: Соединить понятие и определение
Учитель: С какой целью я предложила вам такую работу?
Ученики: Чтобы проверить наши знания, умение понимать определения, умение договариваться, высказывать и аргументировать своё мнение.
Данные умения помещены в таблице на доске (слайде).
Ученики: Выполняют работу в парах.
1. Доброд понятие определение
1. Добродетель А черта характера человека, его действие, когда он отвечает за свои поступки
2. Ответственность Б действия, направленные на соблюдение личных интересов, против интересов других
3. Альтруизм В положительное качество человека, стремление человека к добру, стремление
быть похожим на нравственную личность
4. Эгоизм Г тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое проявляется
после осуждения его поведения окружающими людьми
5. Стыд Д жизненная позиция человека, когда он совершает бескорыстные поступки . ради других людей или ради общих целей.
6. … Е.
Ученики:: Проверяют результат работы, если ответ верный, ставят «+» рядом с понятием.
1 – В, 2 – А, 3 – Д, 4 – Б, 5 – Г
Учитель: Возвращаемся к таблице с умениями, которые проверяли, выполняя данную работу:
-проверить свои знания,
-понимать определения,
-договариваться, высказывать и аргументировать своё мнение.
Выясняем, работа каких пар соответствовала данным требованиям.
Учитель: В каком умении возникли трудности? Что нужно сделать, чтобы выполнять такую работу правильно?
3. Обозначение проблемы
Учитель Какой вопрос мог возникнуть, когда вы рассмотрели карточку?
Ученики: Почему нет понятия и определения 6 Е?
Учитель Какое предположение можно сделать?
Ученики: Сегодня на уроке познакомимся с новым понятием.
Учитель: Верно. На слайдах вы увидите несколько объяснений нового понятия. Внимательно читайте каждое понятие. Когда вы поймёте, о чём речь – запишите тему урока в тетрадь.
На слайдах появляются объяснения.
Сильное чувство
Оценивание своих поступков
Сожаление о случившемся
Неспокойствие
Переживание за свои поступки, слова, мысли
Стыд перед самим собой
Ученики: Записывают понятие.
4. «Открытие» нового знания.
Учитель: Сравните и обсудите ответы в паре. Если пришли к общему мнению – запишите понятие в карточку. Проверьте записанное понятие с новой темой в учебнике.
Ученики: На с. 48 читают тему урока: «Совесть»
Учитель: У кого совпали понятие в карточке и в тетради с темой урока? Молодцы! Если тема «Совесть», какая будет цель урока?
Ученики: Выяснить, что такое совесть.
Учитель: Что для этого нужно сделать?
Ученики:
- Дать определение нового понятия,
- Разобрать ситуации, привести примеры,
Данные задачи помещены на доске (слайде).
Учитель: Напишите в карточке номера тех понятий, которые помогли вам определить тему.
Найдите в учебнике и в толковом словаре (одна пара) определение понятия «совесть»
Ученики: Читают определения. Объяснение из толкового словаря появляется на слайде.
Учитель: Из всех понятий (строчки, по которым определяли тему, из учебника, словаря) выбираете и записываете в тетрадях то объяснение, по которому вы сможете определить понятие «совесть». Ещё раз прочитайте то понятие, которое вы выбрали. Можно сказать, что вы выполнили первую задачу - дать определение нового понятия?
Ученики: Да.
5. Применение знаний
Учитель: Следующая задача – разобрать ситуации.
Рассмотрите рисунки на с. 48.
Какие слова, словосочетания с понятием «совесть» подходят к первому рисунку?
Ученики: Чистая совесть, совесть чиста.
Учитель Какие подходят ко второму рисунку?
Ученики: Совесть не чиста, муки совести
Учитель: В каком случае такое происходит?
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: В подтверждение высказываний прочитайте 1 и 2 абзацы на с.49. Дополните высказывания
Совесть – это наш …
Чистая совесть - …
Проверяем.
Ученики: Совесть – это наш внутренний судья.
Чистая совесть - награда за нравственные усилия.
Учитель: Как вы понимаете эти высказывания? Объясните на примерах из своей жизни.
Ученики: Объясняют смысл высказываний на примерах.
Учитель: Подводим итог урока. Какую цель поставили на уроке?
Ученики: Выяснить, что такое совесть.
Учитель: Что для этого делали?
Ученики: Формулировали определение нового понятия, приводили примеры, высказывали свои мнения.
Учитель: Можно ли только на одном уроке говорить про совесть? На предыдущих уроках мы называли это понятие?
Ученики: Да.
Учитель: При изучении каких тем?
Ученики: «Добродетель и порок», «Альтруизм и эгоизм», «Нравственный поступок», «Золотое правило нравственности», «Стыд, вина и извинение». «Честь и достоинство».
Учитель: Какой из этого можно сделать вывод?
Ученики: Это понятие связано со всеми понятиями этики.
6. Домашнее задание
Учитель: В продолжение сегодняшнего разговора о таком важном моральном понятии как СОВЕСТЬ, предлагаю домашнюю работу: на выбор:
1. Найдите и запишите пословицы, в которых говорится о совести. Почему я задаю это задание?
Ученики: Пословица – это выражение народной мудрости.
2. Вспомните и нарисуйте литературных героев, которые испытывали муки совести. Какие последствия были у этих поступков?
7. Рефлексия
Учитель: Оцените своё участие в уроке по шагам:
1. Активно работал по карточкам в парах, предлагал верные решения.
2. Смог определить тему урока
3. Могу дать объяснение понятию «совесть».
4. Могу привести пример случаев, когда я поступил по совести.
Ученики:: Оценивают выполнение заданий «+» на полях тетради
Учитель: Очень рада, что смогли выполнить эти задани,. значит, достигли учебных целей. Если после нашего урока вы задумаетесь о том, всегда ли поступаете по совести – вы на пути к достижению нравственных целей.
Учебные материалы:
Учебник «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 г. А.Я. Данилюк
С.И. Ожегов – «Толковый словарь»