kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок светской этики.

Тема урока: Совесть

Грешилова Елена Владимировна

учитель начальных классов БОУ г.Омска «Гимназия №76»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

 Межпредметные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- овладение логическими действиями обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные планируемые результаты:

Формирование представлений об основных нормах светской  морали, понимание их значения, выстраивание отношений в  обществе.

Цель:  сформировать представление о  понятии  «совесть»

1. Организационный момент.

Учитель:  Продолжаем разговор о моральных понятиях этики. Как мы выяснили, все понятия  взаимосвязаны друг с другом. Но сначала вспомним некоторые из этих понятий.

2. Актуализация знаний.

Учитель   Первое задание вам предстоит выполнить  в паре. Рассмотрите карточки. Что нужно сделать?

Ученики: Соединить понятие и определение

Учитель: С какой целью я предложила вам такую работу?

Ученики: Чтобы проверить наши знания, умение понимать определения, умение договариваться, высказывать и аргументировать своё мнение.

Данные умения помещены в таблице на доске (слайде).

Ученики: Выполняют работу в парах.

1. Доброд     понятие                                                              определение

1. Добродетель               А   черта характера человека, его действие, когда он отвечает за свои   поступки                                                                      

2. Ответственность          Б  действия, направленные  на соблюдение личных интересов,   против  интересов                                            других

3. Альтруизм                    В  положительное качество человека, стремление человека к добру,   стремление

                                          быть похожим на нравственную личность

4. Эгоизм                         Г тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое  проявляется

                                           после осуждения его поведения окружающими людьми

5. Стыд                            Д   жизненная  позиция человека, когда он совершает  бескорыстные поступки                .                            ради других людей или ради общих  целей.

6. …                                 Е.

Ученики::  Проверяют  результат работы, если  ответ  верный, ставят «+» рядом с  понятием.

1 – В,  2 – А,  3 – Д,  4 – Б,  5 – Г

Учитель: Возвращаемся  к таблице с  умениями, которые проверяли, выполняя данную работу:

-проверить свои знания,

-понимать определения,

-договариваться, высказывать и аргументировать своё мнение.

Выясняем, работа  каких  пар  соответствовала данным требованиям.

Учитель: В  каком  умении возникли  трудности? Что нужно сделать, чтобы выполнять такую работу правильно?

3. Обозначение проблемы

Учитель  Какой  вопрос  мог возникнуть, когда вы рассмотрели карточку?

Ученики: Почему нет понятия и определения   6 Е?

Учитель  Какое предположение можно сделать?

Ученики: Сегодня на уроке познакомимся с новым понятием.

Учитель: Верно. На слайдах вы увидите несколько объяснений нового понятия. Внимательно читайте каждое понятие. Когда вы поймёте, о чём речь – запишите тему урока в тетрадь.

На  слайдах появляются объяснения.

Сильное чувство

Оценивание своих поступков

Сожаление о случившемся

Неспокойствие

Переживание за свои поступки, слова, мысли

Стыд перед самим собой

Ученики: Записывают  понятие.

4. «Открытие» нового  знания.

Учитель: Сравните  и обсудите ответы в паре. Если пришли к общему мнению – запишите понятие в карточку. Проверьте  записанное понятие с новой темой в учебнике.

Ученики: На с. 48  читают тему урока:  «Совесть»

Учитель: У кого совпали понятие в карточке и  в тетради с темой урока? Молодцы!  Если тема «Совесть», какая будет цель урока?

Ученики: Выяснить, что такое совесть.

Учитель:  Что для этого нужно сделать?

Ученики:

  1. Дать определение  нового понятия,
  2. Разобрать ситуации, привести примеры,

Данные задачи помещены на доске (слайде).

Учитель: Напишите в  карточке номера тех понятий, которые помогли вам определить тему.

Найдите в учебнике и в толковом словаре (одна пара) определение понятия «совесть»

Ученики: Читают определения. Объяснение из толкового словаря появляется на слайде.

Учитель: Из всех понятий (строчки, по которым определяли тему, из учебника, словаря) выбираете и записываете в тетрадях  то объяснение, по которому вы сможете определить понятие «совесть». Ещё раз прочитайте  то понятие, которое вы выбрали. Можно сказать, что  вы выполнили первую задачу - дать определение  нового понятия?

Ученики:  Да.

5. Применение знаний

Учитель: Следующая  задача – разобрать ситуации.

Рассмотрите рисунки на с. 48.

Какие слова, словосочетания с понятием «совесть» подходят к первому рисунку?

Ученики:  Чистая совесть, совесть чиста.

 Учитель  Какие  подходят  ко второму рисунку?

Ученики: Совесть не чиста, муки совести

Учитель:   В каком случае такое происходит?

Ученики: Высказывают предположения.

Учитель: В подтверждение высказываний прочитайте  1 и 2  абзацы на с.49. Дополните высказывания

Совесть – это наш  …

Чистая совесть -  …

Проверяем.

Ученики: Совесть – это наш внутренний судья.

Чистая совесть  - награда за нравственные усилия.

Учитель: Как вы понимаете эти высказывания? Объясните на примерах из своей жизни.

Ученики: Объясняют смысл  высказываний на примерах.

Учитель: Подводим итог урока. Какую цель поставили на уроке?

Ученики: Выяснить, что такое совесть.

Учитель: Что для этого делали?

 Ученики: Формулировали определение нового понятия, приводили примеры, высказывали свои мнения.

Учитель: Можно ли только на одном уроке говорить про совесть?  На предыдущих уроках  мы называли это понятие?

Ученики: Да.

Учитель: При изучении   каких тем?

Ученики:  «Добродетель и порок», «Альтруизм и эгоизм», «Нравственный поступок», «Золотое правило нравственности», «Стыд, вина и извинение». «Честь и достоинство».

Учитель: Какой из этого можно сделать вывод?

Ученики: Это понятие связано со всеми понятиями этики.

6. Домашнее задание

Учитель: В продолжение сегодняшнего разговора о таком важном моральном понятии как СОВЕСТЬ, предлагаю домашнюю работу: на выбор:

1. Найдите и запишите  пословицы, в которых говорится о совести. Почему я задаю это задание?

Ученики: Пословица – это выражение народной мудрости.

 2. Вспомните и нарисуйте  литературных героев, которые испытывали муки совести. Какие последствия были у этих поступков?

7. Рефлексия

Учитель: Оцените  своё участие в уроке по шагам:

1. Активно  работал  по карточкам в парах, предлагал верные решения.

2. Смог   определить  тему урока

3. Могу   дать объяснение понятию «совесть».

4. Могу   привести пример случаев, когда я поступил по совести.

Ученики:: Оценивают выполнение заданий  «+» на полях тетради

Учитель: Очень рада, что смогли выполнить  эти  задани,. значит, достигли учебных целей. Если после нашего урока вы задумаетесь о том, всегда ли поступаете по совести – вы на пути к достижению нравственных целей.

Учебные материалы:

Учебник «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 г. А.Я. Данилюк

С.И. Ожегов – «Толковый словарь»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть"»

Урок светской этики.

Тема урока: Совесть

Грешилова Елена Владимировна

учитель начальных классов БОУ г.Омска «Гимназия №76»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Межпредметные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- овладение логическими действиями обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные планируемые результаты:

Формирование представлений об основных нормах светской морали, понимание их значения, выстраивание отношений в обществе.

Цель: сформировать представление о понятии «совесть»

1. Организационный момент.

Учитель: Продолжаем разговор о моральных понятиях этики. Как мы выяснили, все понятия взаимосвязаны друг с другом. Но сначала вспомним некоторые из этих понятий.

2. Актуализация знаний.

Учитель Первое задание вам предстоит выполнить в паре. Рассмотрите карточки. Что нужно сделать?

Ученики: Соединить понятие и определение

Учитель: С какой целью я предложила вам такую работу?

Ученики: Чтобы проверить наши знания, умение понимать определения, умение договариваться, высказывать и аргументировать своё мнение.

Данные умения помещены в таблице на доске.

Ученики: Выполняют работу в парах.

понятие


А


Б


В


Г



Д



Е

определение

1. Добродетель -

. черта характера человека, его действие, когда он отвечает за свои поступки, свой моральный выбор.

2. Ответственность -

действия, направленные на соблюдение личных интересов, против интересов других.

3. Альтруизм -

положительное качество человека, стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность

4. Эгоизм -

тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

5. Стыд -

жизненная позиция человека, когда он совершает бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей.

6.




Ученики:: Проверяют результат работы, если ответ верный, ставят «+» рядом с понятием.

1 – В, 2 – А, 3 – Д, 4 – Б, 5 - Г

Учитель: Возвращаемся к таблице с умениями, которые проверяли, выполняя данную работу:

-проверить свои знания,

-понимать определения,

-договариваться, высказывать и аргументировать своё мнение.

Выясняем, работа каких пар соответствовала данным требованиям.

Учитель: В каком умении возникли трудности? Что нужно сделать, чтобы выполнять такую работу правильно?

3. Обозначение проблемы

Учитель Какой вопрос мог возникнуть, когда вы рассмотрели карточку?

Ученики: Почему нет понятия и определения 6 Е?

Учитель Какое предположение можно сделать?

Ученики: Сегодня на уроке познакомимся с новым понятием.

Учитель: Верно. На слайдах вы увидите несколько объяснений нового понятия. Внимательно читайте каждое понятие. Когда вы поймёте, о чём речь – запишите тему урока в тетрадь.

На слайдах появляются объяснения.

Сильное чувство

Оценивание своих поступков

Сожаление о случившемся

Неспокойствие

Переживание за свои поступки, слова, мысли

Стыд перед самим собой

Ученики: Записывают понятие.

4. «Открытие» нового знания.

Учитель: Сравните и обсудите ответы в паре. Если пришли к общему мнению – запишите понятие в карточку. Проверьте записанное понятие с новой темой в учебнике.

Ученики: На с. 48 читают тему урока: «Совесть»

Учитель: У кого совпали понятие в карточке и в тетради с темой урока? Если тема «Совесть», какая будет цель урока?

Ученики: Выяснить, что такое совесть.

Учитель: Что для этого нужно сделать?

Ученики:

  1. Дать определение нового понятия,

  2. Разобрать ситуации, привести примеры,

Данные задачи помещены в табличке на доске.

Учитель: Напишите в карточке номера тех понятий, которые помогли вам определить тему.

Найдите в учебнике и в толковом словаре (одна пара) определение понятия «совесть»

Ученики: Читают определения. Объяснение из толкового словаря появляется на слайде.

Учитель: Из всех понятий (строчки, по которым определяли тему, из учебника, словаря) выбираете и записываете в тетрадях то объяснение, по которому вы сможете определить понятие «совесть». Ещё раз прочитайте то понятие, которое вы выбрали. Можно сказать, что вы выполнили первую задачу - дать определение нового понятия?

Ученики: Да.

5. Применение знаний

Учитель: Следующая задача – разобрать ситуации.

Рассмотрите рисунки на с. 48.

Какие слова, словосочетания с понятием «совесть» подходят к первому рисунку?

Ученики: Чистая совесть, совесть чиста.

Учитель Какие подходят ко второму рисунку?

Ученики: Совесть не чиста, муки совести

Учитель: В каком случае такое происходит?

Ученики: Высказывают предположения.

Учитель: В подтверждение высказываний прочитайте 1 и 2 абзацы на с.49. Дополните высказывания

Совесть – это наш …

Чистая совесть - …

Проверяем.

Ученики: Совесть – это наш внутренний судья.

Чистая совесть - награда за нравственные усилия.

Учитель: Как вы понимаете эти высказывания? Объясните на примерах из своей жизни.

Ученики: Объясняют смысл высказываний на примерах.

Учитель: Подводим итог урока. Какую цель поставили на уроке?

Ученики: Выяснить, что такое совесть.

Учитель: Что для этого делали?

Ученики: Формулировали определение нового понятия, приводили примеры, высказывали свои мнения.

Учитель: Можно ли только на одном уроке говорить про совесть? На предыдущих уроках мы называли это понятие?

Ученики: Да.

Учитель: При изучении каких тем?

Ученики: «Добродетель и порок», «Альтруизм и эгоизм», «Нравственный поступок», «Золотое правило нравственности», «Стыд, вина и извинение». «Честь и достоинство».

Учитель: Какой из этого можно сделать вывод?

Ученики: Это понятие связано со всеми понятиями этики.

6. Домашнее задание

Учитель: В продолжение сегодняшнего разговора о таком важном моральном понятии как СОВЕСТЬ, предлагаю домашнюю работу: на выбор:

1. Найдите и запишите пословицы, в которых говорится о совести. Почему я задаю это задание?

Пословица – это выражение народной мудрости.

2. Вспомните и нарисуйте литературных героев, которые испытывали муки совести. Какие последствия были у этих поступков?

7. Рефлексия

Учитель: Оцените своё участие в уроке по шагам:

1. Активно работал по карточкам в парах, предлагал верные решения.

2. Смог определить тему урока

3. Могу дать объяснение понятию «совесть».

4. Могу привести пример случаев, когда я поступил по совести.

Ученики:: Оценивают выполнение заданий «+» на полях тетради

Учитель: Очень рада, если вы смогли выполнить эти задания. Здесь вы достигли учебных целей. Если после нашего урока вы задумаетесь о том, всегда ли поступаете по совести – вы на пути к достижению нравственных целей.


Учебные материалы:

Учебник «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 г. А.Я. Данилюк

С.И. Ожегов – «Толковый словарь»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть"

Автор: Грешилова Елена Владимировна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "урок по светской этике "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-po-svietskoi-etikie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "202908"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429354430"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по ОРКиСЭ  по теме "Семья. Святые образы семейного благочестия". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-orkise-po-tiemie-siem-ia-sviatyie-obrazy-siemieinogho-blaghochiestiia"
    ["file_id"] => string(6) "107040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403158408"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства