Тема (№ урока) «Жить надо по совести!.» Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель
*воспитание нравственных качеств личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор;
*формирование умения анализировать текст художественного произведения
*развитие читательской культуры
Тип урока урок практического применения знаний, умений
Вид урока учебная дискуссия
Ведущий метод проблемно-поисковый
Форма организации деятельности учащихся групповая
Ход урока.
- Орг. момент. Создание проблемной ситуации. Эмоциональный настрой на разговор.
«У маленькой Кати большая радость- поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел!
Мальчики посмотрели на Катю с удивлением и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш папа выздоровел,- сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
-Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала».
-Почему, ребята, Катя заплакала? В чём смысл истории, рассказанной известным педагогом Василием Сухомлинским?
-Как можно озаглавить этот рассказ? (авторский вариант- «Как на свете жить?»)
-А как бы вы ответили на этот вопрос? (версии детей)
Вывод: очень важно проявлять заботу и внимание к тем, кто живёт с нами рядом.
-Замечательно, если рядом с нами есть надёжный друг, который поддержит в трудной ситуации, подскажет выход из неё. И мы точно знаем, как бы ответили на этот вопрос умудрённые житейским опытом писатели. Давайте вспомним их уроки доброты и человечности.
2. Актуализация знаний и эмоций учащихся. Работа в группе.
-Работаем с раздаточным материалом «Установи соответствие» (портрет писателя + иллюстрация + цитата)
- Какое понятие объединяет этих писателей?
Нравственность- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.
-Что такое нравственность, спросим у нашего эксперта. (выступления эксперта). Своеобразный нравственный урок получает герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой…». Кто же преподаст ему эту мудрость? (бабушка Вити)
- В отличие от рассказа В.Г.Распутина, который предназначался для взрослых, «Конь с розовой гривой…»- для детей, но посвящён бабушке Катерине Петровне. Рассказ входит в сборник «Последний поклон». Как вы думаете, почему «поклон», почему «последний»? (версии детей)
Прототип- первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный портрет.
- Формулировка целей урока. «Корзина идей». Работа в группах.-
- Обсудите в течение 1 минуты и запишите нравственные ценности, которые знаете вы. (примеры детей: справедливость, милосердие, честность, совесть, доверие, любовь, доброта и другие)
-Список большой. Выберите из него только те ценности, о которых говорится в рассказе Астафьева. (честность, совесть, доброта, понятие долга)
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
- Чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? (нужно определить, какой нравственный урок получил главный герой, найти ответ на вопрос «Как жить по совести?»)
- Б.Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Посмотрим, может быть, из двух идей родится и третья.
4. Открытие нового знания
- Когда люди говорят о совести? Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?
-Почему совесть называют «великим законом и судьёй»?
-Какое отношение имеет это понятие к рассказу Астафьева? (герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)
-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)
-Значит, надо жить по совести? Так и назовём наш урок.
5. Анализ идейно-нравственного содержания рассказа. Применение нового знания.
Работа в группах.
Группа 1. (уровень деятельности- репродуктивный) Ёлкин Д., Извекова В., Пенигин В, Быкасов Д.
Найдите описание «весело и интересно» проведённого дня, уточните границы этой части. Подготовьте выразительное чтение отрывка. Что предшествует этому описанию?
Группа 2. (уровень деятельности- частично-поисковый с обобщением) Фалеев Р., Вострокнутов А., Крутянков Е., Андреев А.
Восстановите последовательность эпизодов (на доске). Был ли этот день действительно интересным? Почему вечером, засыпая, герой думает: «Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу (жиганами и варнаками называли в народе воров, разбойников)»?
Герой не собрал ягод
Обманул бабушку
Наполнил корзину травой
Украл калачи
Не признался в обмане
Группа 3. (уровень деятельности-частично-поисковый с обобщениями) Белопухов Т., Дидковская И., Алёшин И.
-Как ведут себя левонтьевские ребятишки по дороге на увал за земляникой? Запишите в таблицу цитаты, прокомментируйте их.
- Как ведёт себя Витька по дороге на увал за земляникой? Запишите в таблицу цитаты, прокомментируйте их устно.
Левонтьевская орда
Герой-рассказчик
6. Физминутка. (Здоровосберегающие технологии)
Потягушеньки - порастушеньки,
Поперек толстушеньки,
А в ножках - ходунешьки,
А в ручках - хватушечки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
Общее задание для групп. (уровень деятельности-практический) Выясним, какова цена обмана, что перевесит- удовольствие или наказание и какой урок извлёк герой-рассказчик из случившегося?
удовольствие
Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался
Тихо плёлся я за левонтьевскими ребятами
Мы брызгались из речки студеной водой, бродили по ней и руками ловили подкаменщика…растерзалиеё за некрасивый вид
наказание
И сделалось мне жутко
Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа, похоронили стрижа
Повздыхал, повздыхал я, даже чуть всплакнул, и принялся рвать траву
Занялись захватывающим, жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила нечистая сила
Замирая от страха, передал бабушке свою посудину. Отлегло маленько.
Схватил удочки и мы подались к каменным бычкам
И уже приготовился к каре за содеянное злодейство
«Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»- терзался…, ворочаясь на полатях.
Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.
А что, если разбудить её и всё-всё рассказать?
Я бы ушёл, скрылся
Что только будет? И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?
Вон как хорошо было жить.
Но я не хотел домой.
Я зарылся в половик, притих, слушая. Тоскливо было в кладовке.
Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше,…чтобы умереть скорее.
И всем бабушка говорила: «А мой-то малой-то!»
Долго копившиеся слёзы хлынули безудержно из моих глаз.
Долго бабушка обличала меня и срамила
Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий минуло!
Вывод: перевешивает чаша «Наказание». Героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.
-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?
-Почему искренний человек Витька совершает обман? («попался на уду»)
-Почему герой решает высыпать ягоды на траву? (чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным)
-Мы понимаем, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», не смог противостоять злу. За одним глупым поступком следует обман, воровство.
-Что же нужно делать для того, чтобы спокойно и счастливо жить? (надо обдумывать поступки и не совершать зло.
Урок 1.Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.
Общее задание.
- Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка всё-таки купила пряник конём своему непутёвому внуку?»
-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой- рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?
Вывод: Обещанный бабушкой пряник мальчик всё-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука…добротой, закрепляет пробуждение совести…добротой. Мудрое решение бабушки помогает внуку понять, что нельзя обманывать и предавать близких людей. Нужно уметь верить в человека и прощать ошибки.
Урок 2. Добротой и прощением можно добиться, куда большего результата, чем строгостью и осуждением.
- Так какой же нравственный урок получил наш герой благодаря бабушке? (надо жить по совести)
7. Рефлексия. Приём «РАФТ».
- Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.
Роль-Витя
Аудитория- бабушка
Форма-письмо, диалог, записка
Тема- прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил
8. Домашнее задание. Прочитать миниатюру В.П.Астафьева «Игра». Подготовить отзыв.
9. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Оцените, как работала группа.
-Дружно ли разбирали задания?
-Все ли активно участвовали в обсуждении?
-Прислушивались ли вы к мнению друг друга?
-Что было на уроке для вас трудным?
Используемая литература:
- Коровина В.Я. Литература 6 класс./ Москва: Просвещение, 2010
- Осипова А. А. Концепты «Жизнь» и «Смерть» в художественной картине мира В. П. Астафьева: Монография. /Москва: Флинта, Наука, 2012
- М.Корякина-Астафьева. Знаки жизни. /Красноярское кн. изд., 1994
- Т.Чекунова. Нравственный мир героев Астафьева./Москва,1983