kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Жить по совести... Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема (№ урока)   «Жить надо по совести!.»  Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель

*воспитание нравственных качеств личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор;

*формирование умения анализировать текст художественного произведения

*развитие читательской культуры

Тип урока  урок практического применения знаний, умений

Вид урока учебная дискуссия

Ведущий метод   проблемно-поисковый

Форма организации деятельности учащихся групповая

Ход урока.

  1. Орг. момент. Создание проблемной ситуации. Эмоциональный настрой на разговор.

«У маленькой Кати большая радость- поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел!

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы».

- Наш папа выздоровел,- сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

-Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала».

-Почему, ребята, Катя заплакала? В чём смысл истории, рассказанной известным педагогом Василием Сухомлинским?

-Как можно озаглавить этот рассказ? (авторский вариант- «Как на свете жить?»)

-А как бы вы ответили на этот вопрос? (версии детей)

Вывод: очень важно проявлять заботу и внимание к тем, кто живёт с нами рядом.

-Замечательно, если рядом с нами есть надёжный друг, который поддержит в трудной ситуации, подскажет выход из неё. И мы точно знаем, как бы ответили на этот вопрос умудрённые житейским опытом писатели. Давайте вспомним их уроки доброты и человечности.

2. Актуализация знаний и эмоций учащихся. Работа в группе.

-Работаем с раздаточным материалом «Установи соответствие» (портрет писателя + иллюстрация + цитата)

- Какое понятие объединяет этих писателей?

Нравственность- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

-Что такое нравственность, спросим у нашего эксперта. (выступления эксперта). Своеобразный нравственный урок получает герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой…». Кто же преподаст ему эту мудрость? (бабушка Вити)

- В отличие от рассказа В.Г.Распутина, который предназначался для взрослых, «Конь с розовой гривой…»- для детей, но посвящён  бабушке Катерине Петровне. Рассказ входит в сборник  «Последний поклон». Как вы думаете, почему «поклон», почему «последний»? (версии детей)

Прототип- первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный портрет.

  1. Формулировка целей урока. «Корзина идей». Работа в группах.-

- Обсудите в течение 1 минуты и запишите нравственные ценности, которые знаете вы. (примеры детей: справедливость, милосердие, честность, совесть, доверие, любовь, доброта и другие)

-Список большой. Выберите из него только те ценности, о которых говорится в рассказе Астафьева. (честность, совесть, доброта, понятие долга)

Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? (нужно определить, какой нравственный урок получил главный герой, найти ответ на вопрос «Как жить по совести?»)

- Б.Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Посмотрим, может быть, из двух идей родится и третья.

4. Открытие нового знания

- Когда люди говорят о совести? Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?

-Почему совесть называют «великим законом и судьёй»?

-Какое отношение имеет это понятие к рассказу Астафьева? (герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)

-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)

-Значит, надо жить по совести? Так и назовём наш урок.

5. Анализ идейно-нравственного содержания рассказа. Применение нового знания.

    Работа в группах.

Группа 1. (уровень деятельности- репродуктивный) Ёлкин Д., Извекова В., Пенигин В, Быкасов Д.

  Найдите описание «весело и интересно» проведённого дня, уточните границы этой части. Подготовьте выразительное чтение отрывка. Что предшествует этому описанию?

Группа 2. (уровень деятельности- частично-поисковый с обобщением) Фалеев Р., Вострокнутов А., Крутянков Е.,  Андреев А.

Восстановите последовательность эпизодов (на доске). Был ли этот день действительно интересным? Почему вечером, засыпая, герой думает: «Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу (жиганами и варнаками называли в народе воров, разбойников)»?

Герой не собрал ягод

Обманул бабушку

Наполнил корзину травой

Украл калачи

Не признался в обмане

Группа 3. (уровень деятельности-частично-поисковый с обобщениями) Белопухов Т., Дидковская И., Алёшин И.

      -Как ведут себя левонтьевские ребятишки по дороге на увал за земляникой? Запишите в таблицу цитаты, прокомментируйте их.

- Как ведёт себя Витька по дороге на увал за земляникой? Запишите в таблицу цитаты, прокомментируйте их устно.

Левонтьевская орда

Герой-рассказчик

6. Физминутка. (Здоровосберегающие технологии)

Потягушеньки - порастушеньки,

Поперек толстушеньки,

А в ножках - ходунешьки,

А в ручках - хватушечки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

        Общее задание для групп. (уровень деятельности-практический) Выясним, какова цена обмана, что перевесит- удовольствие или наказание и какой урок извлёк герой-рассказчик из случившегося?

удовольствие

Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался

Тихо плёлся я за левонтьевскими ребятами

Мы брызгались из речки студеной водой, бродили по ней и руками ловили подкаменщика…растерзалиеё за некрасивый вид

наказание

И сделалось мне жутко

Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа, похоронили стрижа

Повздыхал, повздыхал я, даже чуть всплакнул, и принялся рвать траву

Занялись захватывающим, жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила нечистая сила

Замирая от страха, передал бабушке свою посудину. Отлегло маленько.

Схватил удочки и мы подались к каменным бычкам

И уже приготовился к каре за содеянное злодейство

«Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»- терзался…, ворочаясь на полатях.

Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.

А что, если разбудить её и всё-всё рассказать?

Я бы ушёл, скрылся

Что только будет? И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?

Вон как хорошо было жить.

Но я не хотел домой.

Я зарылся в половик, притих, слушая. Тоскливо было в кладовке.

Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше,…чтобы умереть скорее.

И всем бабушка говорила: «А мой-то малой-то!»

Долго копившиеся слёзы хлынули безудержно из моих глаз.

Долго бабушка обличала меня и срамила

Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий минуло!

Вывод: перевешивает чаша «Наказание». Героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.

-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?

-Почему искренний человек Витька совершает обман? («попался на уду»)

-Почему герой решает высыпать ягоды на траву? (чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным)

-Мы понимаем, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», не смог противостоять злу. За одним глупым поступком следует обман, воровство.

-Что же нужно делать для того, чтобы спокойно и счастливо жить? (надо обдумывать поступки и не совершать зло.

Урок 1.Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.

Общее задание.

- Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка всё-таки купила пряник конём своему непутёвому внуку?»

-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой- рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?

Вывод: Обещанный бабушкой пряник мальчик всё-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука…добротой, закрепляет пробуждение совести…добротой. Мудрое решение бабушки помогает внуку понять, что нельзя обманывать и предавать близких людей. Нужно уметь верить в человека и прощать ошибки.

Урок 2. Добротой и прощением можно добиться, куда большего результата, чем строгостью и осуждением.

- Так какой же нравственный урок получил наш герой благодаря бабушке? (надо жить по совести)

7. Рефлексия. Приём «РАФТ».

- Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

Роль-Витя

Аудитория- бабушка

Форма-письмо, диалог, записка

Тема- прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил

8. Домашнее задание. Прочитать миниатюру В.П.Астафьева «Игра». Подготовить отзыв.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Оцените, как работала группа.

-Дружно ли разбирали задания?

-Все ли активно участвовали в обсуждении?

-Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

-Что было на уроке для вас трудным?

Используемая литература:

  1. Коровина В.Я. Литература 6 класс./ Москва: Просвещение, 2010
  2. Осипова А. А. Концепты «Жизнь» и «Смерть» в художественной картине мира В. П. Астафьева: Монография. /Москва: Флинта, Наука, 2012
  3. М.Корякина-Астафьева. Знаки жизни. /Красноярское кн. изд., 1994
  4. Т.Чекунова. Нравственный мир героев Астафьева./Москва,1983

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы "Жить по совести... Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"»

Предмет литература

Класс 6

Преподаватель Глебова С.А.

Тема (№ урока) «Жить надо по совести!..» Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель

*воспитание нравственных качеств личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор;

*формирование умения анализировать текст художественного произведения

*развитие читательской культуры

Тип урока урок практического применения знаний, умений

Вид урока учебная дискуссия

Ведущий метод проблемно-поисковый

Форма организации деятельности учащихся групповая

































Ход урока.

  1. Орг. момент. Создание проблемной ситуации. Эмоциональный настрой на разговор.

«У маленькой Кати большая радость- поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел!

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы».

- Наш папа выздоровел,- сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

-Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала».

-Почему, ребята, Катя заплакала? В чём смысл истории, рассказанной известным педагогом Василием Сухомлинским?

-Как можно озаглавить этот рассказ? (авторский вариант- «Как на свете жить?»)

-А как бы вы ответили на этот вопрос? (версии детей)

Вывод: очень важно проявлять заботу и внимание к тем, кто живёт с нами рядом.

-Замечательно, если рядом с нами есть надёжный друг, который поддержит в трудной ситуации, подскажет выход из неё. И мы точно знаем, как бы ответили на этот вопрос умудрённые житейским опытом писатели. Давайте вспомним их уроки доброты и человечности.

2. Актуализация знаний и эмоций учащихся. Работа в группе.

-Работаем с раздаточным материалом «Установи соответствие» (портрет писателя + иллюстрация + цитата)

- Какое понятие объединяет этих писателей?

Нравственность- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

-Что такое нравственность, спросим у нашего эксперта. (выступления эксперта). Своеобразный нравственный урок получает герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой…». Кто же преподаст ему эту мудрость? (бабушка Вити)

- В отличие от рассказа В.Г.Распутина, который предназначался для взрослых, «Конь с розовой гривой…»- для детей, но посвящён бабушке Катерине Петровне. Рассказ входит в сборник «Последний поклон». Как вы думаете, почему «поклон», почему «последний»? (версии детей)

Прототип- первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный портрет.

  1. Формулировка целей урока. «Корзина идей». Работа в группах.-

- Обсудите в течение 1 минуты и запишите нравственные ценности, которые знаете вы. (примеры детей: справедливость, милосердие, честность, совесть, доверие, любовь, доброта и другие)

-Список большой. Выберите из него только те ценности, о которых говорится в рассказе Астафьева. (честность, совесть, доброта, понятие долга)

Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? (нужно определить, какой нравственный урок получил главный герой, найти ответ на вопрос «Как жить по совести?»)

- Б.Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Посмотрим, может быть, из двух идей родится и третья.

4. Открытие нового знания

- Когда люди говорят о совести? Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?

-Почему совесть называют «великим законом и судьёй»?

-Какое отношение имеет это понятие к рассказу Астафьева? (герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)

-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)

-Значит, надо жить по совести? Так и назовём наш урок.

5. Анализ идейно-нравственного содержания рассказа. Применение нового знания.

Работа в группах.

Группа 1. (уровень деятельности- репродуктивный) Ёлкин Д., Извекова В., Пенигин В, Быкасов Д.

Найдите описание «весело и интересно» проведённого дня, уточните границы этой части. Подготовьте выразительное чтение отрывка. Что предшествует этому описанию?

Группа 2. (уровень деятельности- частично-поисковый с обобщением) Фалеев Р., Вострокнутов А., Крутянков Е., Андреев А.

Восстановите последовательность эпизодов (на доске). Был ли этот день действительно интересным? Почему вечером, засыпая, герой думает: «Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу (жиганами и варнаками называли в народе воров, разбойников)»?

Герой не собрал ягод

Обманул бабушку

Наполнил корзину травой

Украл калачи

Не признался в обмане




Группа 3. (уровень деятельности-частично-поисковый с обобщениями) Белопухов Т., Дидковская И., Алёшин И.

-Как ведут себя левонтьевские ребятишки по дороге на увал за земляникой? Запишите в таблицу цитаты, прокомментируйте их.

- Как ведёт себя Витька по дороге на увал за земляникой? Запишите в таблицу цитаты, прокомментируйте их устно.

Левонтьевская орда

Герой-рассказчик





6. Физминутка. (Здоровосберегающие технологии)

Потягушеньки - порастушеньки,

Поперек толстушеньки,

А в ножках - ходунешьки,

А в ручках - хватушечки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.



Общее задание для групп. (уровень деятельности-практический) Выясним, какова цена обмана, что перевесит- удовольствие или наказание и какой урок извлёк герой-рассказчик из случившегося?

удовольствие

наказание

Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался

Тихо плёлся я за левонтьевскими ребятами

Мы брызгались из речки студеной водой, бродили по ней и руками ловили подкаменщика…растерзалиеё за некрасивый вид

И сделалось мне жутко

Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа, похоронили стрижа

Повздыхал, повздыхал я, даже чуть всплакнул, и принялся рвать траву

Занялись захватывающим, жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила нечистая сила

Замирая от страха, передал бабушке свою посудину. Отлегло маленько.

Схватил удочки и мы подались к каменным бычкам

И уже приготовился к каре за содеянное злодейство


«Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»- терзался…, ворочаясь на полатях.


Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.


А что, если разбудить её и всё-всё рассказать?


Я бы ушёл, скрылся


Что только будет? И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?


Вон как хорошо было жить.


Но я не хотел домой.


Я зарылся в половик, притих, слушая. Тоскливо было в кладовке.


Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше,…чтобы умереть скорее.


И всем бабушка говорила: «А мой-то малой-то!»


Долго копившиеся слёзы хлынули безудержно из моих глаз.


Долго бабушка обличала меня и срамила


Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий минуло!..





Вывод: перевешивает чаша «Наказание». Героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.

-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?

-Почему искренний человек Витька совершает обман? («попался на уду»)

-Почему герой решает высыпать ягоды на траву? (чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным)

-Мы понимаем, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», не смог противостоять злу. За одним глупым поступком следует обман, воровство.

-Что же нужно делать для того, чтобы спокойно и счастливо жить? (надо обдумывать поступки и не совершать зло.

Урок 1.Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.

Общее задание.

- Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка всё-таки купила пряник конём своему непутёвому внуку?»

-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой- рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?

Вывод: Обещанный бабушкой пряник мальчик всё-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука…добротой, закрепляет пробуждение совести…добротой. Мудрое решение бабушки помогает внуку понять, что нельзя обманывать и предавать близких людей. Нужно уметь верить в человека и прощать ошибки.

Урок 2. Добротой и прощением можно добиться, куда большего результата, чем строгостью и осуждением.

- Так какой же нравственный урок получил наш герой благодаря бабушке? (надо жить по совести)

7. Рефлексия. Приём «РАФТ».

- Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

Роль-Витя

Аудитория- бабушка

Форма-письмо, диалог, записка

Тема- прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил



8. Домашнее задание. Прочитать миниатюру В.П.Астафьева «Игра». Подготовить отзыв.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Оцените, как работала группа.

-Дружно ли разбирали задания?

-Все ли активно участвовали в обсуждении?

-Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

-Что было на уроке для вас трудным?



Используемая литература:

  1. Коровина В.Я. Литература 6 класс./ Москва: Просвещение, 2010

  2. Осипова А. А. Концепты «Жизнь» и «Смерть» в художественной картине мира В. П. Астафьева: Монография. /Москва: Флинта, Наука, 2012

  3. М.Корякина-Астафьева. Знаки жизни. /Красноярское кн. изд., 1994

  4. Т.Чекунова. Нравственный мир героев Астафьева./Москва,1983






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Глебова Светлана Анатольевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265523

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства