kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательский час на тему "Стыд и совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  "Стыд и совесть"

Цель: уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть и  раскаяние.

Задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам;

- способствовать расширению активного и пассивного словаря воспитанников;

- способствовать развитию умений осознавать, что различать добро и зло помогает совесть;

- развивать и корригировать связную устную  речь, слуховое и зрительное восприятие;

- воспитывать взаимоуважение, доброжелательность.

Оборудования: презентация по теме; видеоролик «Осколки в сердце».

Предполагаемый результат:

- воспитанники знают и дают определение словам «стыд», «совесть», «раскаяние».

Ход занятия.

1.Орг. момент.

   - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла.

   II. Основная часть.

 -  Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. После просмотра, вы должны ответить на вопрос, что значит «Осколки в сердце».

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»?

  - А как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

- Что под ними подразумевается? (угрызения совести)

- Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким? (стыд)

И здесь вы правы. Итак, тема воспитательского часа «Стыд и совесть»

-  В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

-  Как вы понимаете смысл этих слов?

- Продолжите фразу «Совесть - это …          ( по цепочке)

- Что такое совесть?

- Нужна ли человеку совесть?

- А как вы думаете, совесть, - это хорошее или плохое качество человеческой души? (Правильно, не зря, говорят: Совесть - верный советник.)

  - Что такое стыд?  - Какие поступки вызывают такое чувство?

- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда?

 Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

-А  вот как объясняется значение этого слова «совесть» в словарях Ожегова

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

-  А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Физкультминутка

Игра «Чего нужно стыдиться?»

- Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

На экране высказывания.  По классу развешаны высказывания, вам нужно найти   и  разделить их на две группы. И почему вы так считаете

«Стыдно» и «Не стыдно».

1.Физические недостатки

2. Некрасивые поступки

3. Поношенная, но аккуратная одежда

4. Старомодная одежда

5. необразованность

6. Вульгарная внешность

7. Грубое,  отношение к людям

 - Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло.

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

-  Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность)

Ситуации выбора. «Голос совести».

 -  Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим две ситуации.

Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая

    Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей.

Как вы поступите? Как поступить в данной ситуации по совести? 

Б)  Ситуация вторая

     На зимних каникулах класс вместе с классным руководителем планирует поездку в аквапарк. Идет бурная подготовка к веселой поездке. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете музыки. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.

- Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу?

Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет вам, хороши или плохи наши поступки.

 А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

- Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумайте, и вспомните свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые вам сегодня стыдно и вы в них глубоко раскаиваетесь. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Включается музыка.)

- Прочитайте нам то, что написали.

- Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (попросить прощения)

- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека.

- Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

- Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

- Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего рассказа.

7. Подведение итогов (рефлексия).

- Понравилось ли вам это занятие?

- Какие выводы сделали для себя?

- Что нового узнали?

 Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы.

- Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Всем большое спасибо!  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«воспитательский час на тему "Стыд и совесть"»


Направление: «Личностное развитие. Основы социализации»

Тема: "Стыд и совесть"

Цель: уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть и раскаяние.

Задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам;

- способствовать расширению активного и пассивного словаря воспитанников;

- способствовать развитию умений осознавать, что различать добро и зло помогает совесть;

- развивать и корригировать связную устную речь, слуховое и зрительное восприятие;

- воспитывать взаимоуважение, доброжелательность.


Оборудования: презентация по теме; видеоролик «Осколки в сердце».

Предполагаемый результат:

- воспитанники знают и дают определение словам «стыд», «совесть», «раскаяние».

Ход занятия.

1.Орг. момент.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла.

II. Основная часть.

- Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. После просмотра, вы должны ответить на вопрос, что значит «Осколки в сердце» .


Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»


- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»?

- А как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

- Что под ними подразумевается? (угрызения совести)

- Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким? (стыд)


И здесь вы правы. Итак, тема воспитательского часа «Стыд и совесть»

- В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Продолжите фразу «Совесть - это … ( по цепочке)

- Что такое совесть?

- Нужна ли человеку совесть?

- А как вы думаете, совесть, - это хорошее или плохое качество человеческой души? (Правильно, не зря, говорят: Совесть - верный советник.)


- Что такое стыд? - Какие поступки вызывают такое чувство?

- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.


- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда?

Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

-А вот как объясняется значение этого слова «совесть» в словарях Ожегова


Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

- А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.


Физкультминутка

Игра «Чего нужно стыдиться?»

- Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

На экране высказывания. По классу развешаны высказывания, вам нужно найти и разделить их на две группы. И почему вы так считаете

«Стыдно» и «Не стыдно».

1.Физические недостатки

2. Некрасивые поступки

3. Поношенная, но аккуратная одежда

4. Старомодная одежда

5. необразованность

6. Вульгарная внешность

7. Грубое, отношение к людям

- Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло.

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

-  Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность)


Ситуации выбора. «Голос совести».

- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим две ситуации.

Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей.

Как вы поступите? Как поступить в данной ситуации по совести?

Б) Ситуация вторая

На зимних каникулах класс вместе с классным руководителем планирует поездку в аквапарк. Идет бурная подготовка к веселой поездке. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете музыки. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.

- Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу?

Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет вам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

- Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумайте, и вспомните свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые вам сегодня стыдно и вы в них глубоко раскаиваетесь. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Включается музыка.)

- Прочитайте нам то, что написали.

- Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (попросить прощения)

- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека.

- Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

- Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

- Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего рассказа.

7. Подведение итогов (рефлексия).

- Понравилось ли вам это занятие?

- Какие выводы сделали для себя?

- Что нового узнали?

Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы.

- Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Всем большое спасибо!  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
воспитательский час на тему "Стыд и совесть"

Автор: Чуклина Оксана Юрьевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Воспитательский час на тему: " Если ты виноват" "
    ["seo_title"] => string(47) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-iesli-ty-vinovat"
    ["file_id"] => string(6) "239628"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444831544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства