Тема: "Стыд и совесть"
Цель: уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть и раскаяние.
Задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам;
- способствовать расширению активного и пассивного словаря воспитанников;
- способствовать развитию умений осознавать, что различать добро и зло помогает совесть;
- развивать и корригировать связную устную речь, слуховое и зрительное восприятие;
- воспитывать взаимоуважение, доброжелательность.
Оборудования: презентация по теме; видеоролик «Осколки в сердце».
Предполагаемый результат:
- воспитанники знают и дают определение словам «стыд», «совесть», «раскаяние».
Ход занятия.
1.Орг. момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла.
II. Основная часть.
- Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. После просмотра, вы должны ответить на вопрос, что значит «Осколки в сердце».
Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»
- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»?
- А как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)
- Что под ними подразумевается? (угрызения совести)
- Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким? (стыд)
И здесь вы правы. Итак, тема воспитательского часа «Стыд и совесть»
- В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Продолжите фразу «Совесть - это … ( по цепочке)
- Что такое совесть?
- Нужна ли человеку совесть?
- А как вы думаете, совесть, - это хорошее или плохое качество человеческой души? (Правильно, не зря, говорят: Совесть - верный советник.)
- Что такое стыд? - Какие поступки вызывают такое чувство?
- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда?
Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
-А вот как объясняется значение этого слова «совесть» в словарях Ожегова
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
- А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Физкультминутка
Игра «Чего нужно стыдиться?»
- Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?
На экране высказывания. По классу развешаны высказывания, вам нужно найти и разделить их на две группы. И почему вы так считаете
«Стыдно» и «Не стыдно».
1.Физические недостатки
2. Некрасивые поступки
3. Поношенная, но аккуратная одежда
4. Старомодная одежда
5. необразованность
6. Вульгарная внешность
7. Грубое, отношение к людям
- Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло.
Тренинг «Как не попасть в сети зла?
- Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?
( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность)
Ситуации выбора. «Голос совести».
- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим две ситуации.
Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей.
Как вы поступите? Как поступить в данной ситуации по совести?
Б) Ситуация вторая
На зимних каникулах класс вместе с классным руководителем планирует поездку в аквапарк. Идет бурная подготовка к веселой поездке. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете музыки. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.
- Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу?
Упражнения совести.
«Минута раскаяния»
- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет вам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
- Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумайте, и вспомните свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые вам сегодня стыдно и вы в них глубоко раскаиваетесь. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
(Включается музыка.)
- Прочитайте нам то, что написали.
- Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (попросить прощения)
- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека.
- Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?
- Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
- Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего рассказа.
7. Подведение итогов (рефлексия).
- Понравилось ли вам это занятие?
- Какие выводы сделали для себя?
- Что нового узнали?
Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы.
- Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Всем большое спасибо!