Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Бережливых»
Классный час «Путешествие в страну Бережливых»
3 класс
Цели и задачи классного часа:
- способствовать воспитанию экологического сознания у школьников;
- способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого стиля жизни;
- внимание детей к проблемам использования и экономии энергоресурсов;
- вовлекать детей в полезную деятельность по энергосбережению.
Оборудование: карточки с загадками об электричестве, электролампе, холодильнике и электрочайнике; батарейки «ENERGY»; три задания для творческой работы: «О бережливости – в картинках», «Экономный ли я?», «Как стать хозяином в доме?»; карточка с данными о количественном участии стран в «Часе Земли» и времени его проведения; карточки с новыми словами и понятиями («Час Земли», «экология», «энергия», «энергосбережение», «экологический след», «Всемирный Фонд дикой природы»); фотоматериалы.
Ход классного часа
Организационный момент. Постановка целей и задач. Мотивация.
Учитель. Предлагаю вам совсем необычную тему для классного часа: мы совершим небольшое путешествие... в ваши квартиры. Посмотрим, хорошо ли вы знаете свой дом, а главное – настоящие ли вы хозяева в своем доме. Все мы живем в достаточно благоустроенных квартирах, с комфортом. Кто знает, что обозначает слово «комфорт»? (Ответы детей.) Действительно, у многих из нас всю тяжелую работу делают в доме машины. Какие? (Ответы детей: пылесос, стиральные машины, микроволновые печи, телевизоры, газовые и электроплиты, электрочайники, фены, телефоны, лифты.)
Благодаря чему они совершают эту работу?
Вот вам загадка:
К дальним, селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)!
Электричество приносит огромную помощь – оно вырабатывает ЭНЕРГИЮ. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей.)
Учитель показывает батарейку «Energy», напоминает об энергичном человеке.
Учитель. Энергия – это сила, приводящая предметы в действие. Она необходима, чтобы двигаться, согревать, очищать, освещать. Ее нельзя увидеть, потрогать. Но ничто вокруг нас не происходит без энергии. Человек подчинил себе эту «недотрогу», нашел способы заставить ее делать полезную работу. Например, поднимать людей и грузы с помощью лифтов, нагревать и поднимать воду на все этажи, освещать квартиры, улицы, работать электроприборы и устройства, перевозить людей, грузы и многое другое. Представьте себе, что ваши квартиры остались без энергии в виде газа, света, воды. Что случится? Что вы сможете сделать по дому?
Даже первобытные люди научились добывать энергию огня, воды для обогрева и приготовления пищи! И нам хочется жить с комфортом. Но за это приходится человеку платить. Как?
За пользование транспортом – выхлопными газами, задымлением.
За бумагу, книги, тетради – вырубкой лесов, так как бумагу делают из древесины.
За освещение и обогрев домов – полезными ресурсами (водой, углем, нефтью, газом). Это уже проблемы ЭКОЛОГИИ и ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.
Основная часть.
Попробуем научиться использовать энергию, которая находится в нашем распоряжении, разумно, бережно, экономно, эффективно, как говорят взрослые, и бережно относиться к окружающей среде. Ведь на Земле должна продолжаться жизнь. Мы должны думать о будущем планеты. Иначе нам придется переселяться на другие планеты. Выход? Надо стать хозяином планеты Земля, научиться бережному использованию энергии.
Начнем с вашей ванной комнаты.
Воду, водицу, водичку мы любим.
Кран повернем и с беспечностью губим.
Знай, что напрасно ее проливая,
Ресурсы воды мы с тобой уменьшаем.
Ребята, а вы можете представить, что из открытого крана только за 1 минуту выливается 2 литра воды. За год можно сэкономить целое озеро воды .
Поэтому:
Закрывайте кран, когда чистите зубы, пользуйтесь стаканчиком, а не струей воды;
Следите за неисправными, текущими кранами;
Не забывайте выключать воду.
А вот для вас новая загадка:
Висит груша, нельзя скушать,
Но зато для нас она
Света дивного полна:
И в торшере, в люстре, в бра,
И на кухне, в коридоре...
Где-то все же светит зря.
Как вы думаете, а надо экономить электричество? Знаете ли вы, что чтобы выработать это электричество, работают большие электростанции, тратится огромное количество полезных ископаемых: нефти, угля, газа, водной энергии.
Как же дома сберечь электроэнергию? (Ответы детей: уходя, гасите свет, выключайте лишний свет, используйте энергосберегающие лампочки и т. д.)
Учитель. Отправляемся на кухню. Что это перед нами?
Полюбуйся, посмотри:
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там зима всегда живет! (Холодильник.)
Кто хозяин в доме? За чем надо следить? (Ответы детей: не оставлять открытые дверцы прибора, не убирать еще горячие продукты.)
Учитель. О ком эта загадка?
Из горячего колодца
Через носик вода льется.
Закипит и паром дышит,
Будто сердится под крышкой. (Электрочайник)
Этот электроприбор, как микроволновая печь, сам выключается, когда заканчивает работу.
Учитель: Мы с вами побывали в ванной комнате, на кухне, выявили некоторые варианты экономии энергии. В других помещениях вы побываете сами, хорошо, если с родителями, проявите наблюдательность и найдете другие пути экономии тепла, света и воды.
Творческая работа .
А сейчас я предлагаю вам 3 темы для творческой работы:
«О бережливости – в картинках»;
«Экономный ли я?»;
«Как стать хозяином в доме?».
Класс работает по группам – выполняют творческие проекты и защищают перед классом (выбирают из предложенного материала нужные и подходящие по теме картинки, подписи)
Подведение итогов.
А теперь давайте подведем итоги. Каждый из нас должен стремиться стать разумным хозяином и в своем доме, в школе, в стране, чтобы запасов энергоресурсов хватило на многие-многие годы, чтобы «экологический след» человечества не угрожал жизни нашей планеты. Сейчас Земля в большой опасности, потому что в атмосфере много вредных газов, загрязнены воды, вырубаются леса, изменяется климат планеты. В одиночку эти проблемы не решить, нужны усилия всего мира. Всемирный Фонд дикой природы говорит о необходимости экономно расходовать энергоресурсы, тепло, бережно относиться к воде, перерабатывать макулатуру на бумагу, снижать выбросы вредных веществ в атмосферу – уменьшать «экологический след» на планете.
Среди других мероприятий проводит глобальную акцию «Час Земли». Это символическая акция, призывающая к решительным мерам по сохранению климата планеты, бережного отношения к природе. С помощью этого символического действия каждый человек в любом конце мира может показать свою обеспокоенность проблемой изменения климата и проголосовать за «здоровую» планету. Впервые «Час Земли» проведен в Австралии в Сиднее в 2007 году, а через год он стал всемирным, глобальным, планетарным. 120 стран из 255 и 4600 городов мира уже принимали участие в «Часе Земли».
В чем заключается эта акция? На 1 час отключаются все ненужные электроприборы в домах, в общественных местах. В Беларуси отключают на 1 час освещение домов, административных зданий и др. Примите и вы эту информацию к сведению: «Час Земли» проводится в последнюю субботу марта в 20.30 по местному времени. Запасайтесь вместе с родителями фонариками, свечами и настроением единения.
Итак, ребята, мы с вами сегодня говорили на очень важную и нужную тему – тему бережливости. Предлагаю дома ее обсудить вместе с родителями. Закончить мне хочется словами Л.Н.Толстого. « Нам Земля досталась не по наследству от родителей, мы ее взяли взаймы у своих детей.»