Данное мероприятие (классный час) проводится в апреле месяце к Международному дню птиц. В занимательной форме (загадки, конкурсы, игры) дети знакомятся с разнообразием птиц, их значением в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Птицы в городе (к Международному дню птиц)»
Классный час «Птицы в городе» (к Международному дню птиц)
Цель: расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить желание у детей беречь и заботиться о птицах; развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе.
-Сегодня в этот теплый апрельский день, когда на улице звенит капель и все кругом согрето дыханием весны, мы собрались, чтобы вместе с вами торжественно поприветствовать наших друзей.
-А кто они? Вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это... (птица).
Нет на свете такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц.
Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит.
2. Знакомство с многообразием названий птиц.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. (Звучит запись «Голоса птиц»).
Разные птицы подают голос по - разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
-Добавьте название птицы.
- Синь-синь!- посвистывает (синица).
- Чи - чи! Чи - чи!- вторит ей (чиж).
- Гра - гра!- представляется (грач).
- Сквор - сквор! - поют (скворцы).
- Ку-ку! Ку-ку!- зовёт (кукушка).
3.Конкурс «Из какой мы сказки?»
У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.
Ответьте на вопросы; назовите автора и книгу.
-Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
-С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
-С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
-Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
-Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
-Вы уже знаете, что для разных птиц нужны разные корма. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами. Дятел любит семена шишек и насекомых. Семена подсолнечника едят все птицы, особенно синицы и поползни. Семена дыни и тыквы – все птицы, кроме синиц и поползней. Пшено, просо, овес – едят воробьи, овсянки. Ягоды рябины и калины – любимая еда снегирей и свиристелей. Сырое сало едят поползни, синицы и дятлы.
Игра «Разложи корм по стаканчикам»
(Перемешать семена тыквы, подсолнечника, арбуза. Дети должны разложить их отдельно по стаканчикам).
А летом они отблагодарят нас за нашу заботу. Ведь птицы охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти урожая, обгрызают плодовые деревья в саду, помогают сохранить плоды человеческого труда.
- Каким образом можно ещё проявить заботу о птицах? (Подкармливать птиц, не разорять птичьих гнёзд, не брать в руки яйца и птенцов.)
-Правильно, ребята. Это птицы - наши пернатые друзья!
Чтение стихотворения:
Нынче праздник свой встречают воробьи, синицы,
И орлы, и куропатки, все другие птицы.
Для пернатых и крылатых был тот день задуман.
Для защиты их, охраны целый план придуман.
-1 апреля мы празднуем Международный день птиц. Именно в апреле большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой - в родные края. Перелет для птиц бывает очень трудным и опасным.
Звучит песня «Ласточка»
1.Не прошла зима, Снег еще лежит. Но уже домой Ласточка спешит.
Припев: На ее пути горы и моря, Ты лети, лети, ласточка моя! На ее пути горы и моря, Ты лети, лети, ласточка моя!
2.Нет порою сил, Труден перелет, Только как весна Без нее придет?
Припев.
3.Будь ее гнездо Трижды золотым, Тот далекий край Не назвать родным.
4.Не прошла зима, И земля бела, Но уже вдали Машут два крыла.
Игра «Прилетели птицы»
-А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи... (Дети хлопают)
-Что неправильно, почему?
Ученики:Мухи - это насекомые
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи.
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы...
- Все вы молодцы!
-На нашей большой и красивой планете существует много видов птиц. Издавна птицы привлекали внимание человека своим прекрасным мелодичным пением. Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение.
-А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
(Ответы детей).
Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
-Давайте вспомним, каких птиц вы знаете? (Отгадку — картинку птицы разместить на слайде или доске)
-Окраска - сероватая,
Повадка - вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона - Это я ... (Ворона).
-Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей)
-Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
-Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)
-Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)
Русская народная игра «Хитрый воробей»
При помощи считалки выбирается водящий – воробей:
Мы считалочку считаем,
Воробьишку выбираем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Остальные дети – насекомые: жуки, комары, мошки и т.п. Они свободно «летают» по «саду». Учитель произносит фразу:
Раз, два, три, четыре, пять –
Воробей, начни летать!
Воробей, до этого сидевший на «ветке дерева», «вспорхнув с неё», должен «поймать» как можно больше насекомых. До кого он успеет дотронуться рукой, тот и считается пойманным и отходит в сторону.
После команды учителя:
«Раз, два, три, четыре, пять – прекратите все летать!», оставшееся не пойманным «насекомое» становится воробьём.
-Дети, послушайте, что писал о птицах замечательный русский писатель Виталий Валентинович Бианки, который очень любил природу, внимательно наблюдал за животными, а затем в своих произведениях описывал повадки птиц и зверей. «Сдается мне, жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их легкий, свободный полет! А волшебное их искусство гнездостроения «без рук, без топоренка»! Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц?».
Чтение стихотворений:
Я начал птичку рисовать С душой, никак попало Ведь птичек нужно охранять, Их так на свете мало
Внизу хочу я написать: По птицам не стреляйте, Не надо птичек убивать! И гнёзд не разоряйте!
Они не только ведь поют, И просто так летают, Они ведь гусениц клюют И мух уничтожают.
Они для нас поют весной. Поможем им, ребятки, Чтоб сад сиял наш чистотой И зеленели грядки!!!
-Давайте стараться так жить, чтобы наша Земля вокруг нас оставалась щедрой и красивой, чтобы светило яркое солнышко, журчали ручьи, цвели цветы, порхали бабочки, а птицы радовали нас своим пением.