Предмет: русский язык.
Тема: "Учимся рассуждать. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления "
Класс: 4.
УМК: "Гармония"
Цель деятельности учителя:
- развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
-обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи - рассуждении, наблюдать за особенностями видов рассуждения.
Задачи урока:
- формировать умение распознавать виды текста рассуждения;
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;
- стимулировать познавательную активность учащихся.
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок "открытия" нового знания на основе технологии системно - деятельностного метода с использованием элементов технологии развития критического мышления.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
-экран, компьютер, мультимедийный проектор, электронная энциклопедия;
-мультимедийное приложение к уроку (презентация, звуковые файлы);
-учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко "К тайнам нашего языка", 4 класс, часть 2; ТПО, 4 класс, часть 2.
Ход урока.
1.Мобилизующее начало. Настрой на работу. Определение настроения на начало урока.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
Тесты:
№1 Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
А) повествование;
Б) описание;
Г) рассуждение.
№2 Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
№3 Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
3.Целепологание. Звучит песня «Почему?»
Сформулируйте тему урока: «Текст рассуждения»
- Дайте определение текста рассуждения. ( слайд)
-Определите задачи урока:
*узнать виды….
*научиться определять…
* научиться составлять виды…
* объяснительные записки…
4.Работа в паре. Работа с правилом.Стр.83-84.Составление кластера.
5.Работа в группе. Приём « Инсерт» Как вывод вывешивается опорка.
6.Коллективная работа.
Просмотр отрывка из мультфильма «Винни – Пух» Работа с текстом стр.68-69
-Найди начало рассуждения и первый вывод.
- Высказывает ли Пух готовую мысль ? Приводит ли доказательства?
- К какому виду рассуждений относится этот текст? (размышление)
-Почему? (нет готовой мысли и Винни –Пух рассуждает, чтобы найти решение)
-Завершите размышления Винни –Пуха. Придумайте концовку.(Значит, я должен его достать)
7.Работа с текстом упражнения ТПО стр.- 69
-От чьего имени ведётся рассказ текста?
-К какому виду относится текст рассуждения? (объяснение)
-Прочтите мысль, которая объясняется.(выпиши в тетрадь)
-Найдите первое предложение объяснение.
-Найдите второе предложение объяснение. (выпишите их в тетрадь)
-Найдите примеры первого предложения объяснения.
-Найдите примеры второго предложения объяснения.
-Найдите общий вывод. (выпишите их в тетрадь)
8. Работа в группе. А сейчас мы свами станем редакторами «Лесной газеты» Работать будем с деформированным текстами. Текстами, составленными Виталием Бианки в его книге «Лесная газета». На нашей выставке книги В. Бианки. Задание: Составьте тексты рассуждения – объяснения и рассуждения –размышления.
1 группа Грачи прилетели, весну на крыльях принесли, говорят в народе.
А почему?
Да потому, что грачи прилетают с юга первыми.
Очень спешат птицы к нам.
По дороге они не раз попадают в жестокие метели.
Десятки, сотни птиц выбиваются из сил и гибнут в пути.
Первыми долетают самые сильные.
2группа Зачем весной вывешивают искусственные гнездовья?
Чтобы в них поселились крылатые друзья.
Чем так полезны птицы?
Они охраняют наши сады от жуков и мошек, берегут наш урожай.
Горячо просим читателей больше строить птичьих квартир.
*3 группа Птичью квартиру легко изготовить даже детям.
Так как не трудно углубить дупло в трухлявом стволе старого дерева.
Такие квартиры охотно займут совы и дятлы.
Для птичек, гнездящихся на кустах, хорошо перевязать ветви кустов снопиками.
А для сычей и галок можно приготовить дуплянки – лежаки.
*4группа Найти на страницах Википедии материал об истории возникновения праздника «День птиц» и распечатать его.
Практическая работа. Оформление газеты. Вот членами нашего кружка «Мастерская добрых дел» к международному дню птиц, который отмечают 1апреля, оформлена газета. Где можно применить этот продукт? (ответы детей)
10. Рефлексия.
*узнали виды….
*научились определять…
* научились составлять виды…
* объяснительные записки… (на экране)
-Как вы думаете объяснительная записка относится к какому виду текстов?
А это тема нашего следующего урока: Написание объяснительных записок.
8. Выставление оценок за урок. Домашнее задание. Составить текст рассуждения на тему: Кем я стану, когда вырасту? (Оля, Влад, Кирилл, Вано – по опоркам)
Определение настроения на конец урока.
Просмотр содержимого документа
«инсерт»
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Предмет: русский язык.
Тема: "Учимся рассуждать. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления "
Класс: 4.
УМК: "Гармония"
Цель деятельности учителя:
- развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
-обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи - рассуждении, наблюдать за особенностями видов рассуждения.
Задачи урока:
- формировать умение распознавать виды текста рассуждения;
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;
- стимулировать познавательную активность учащихся.
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок "открытия" нового знания на основе технологии системно - деятельностного метода с использованием элементов технологии развития критического мышления.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
-экран, компьютер, мультимедийный проектор, электронная энциклопедия;
-мультимедийное приложение к уроку (презентация, звуковые файлы);
-учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко "К тайнам нашего языка", 4 класс, часть 2; ТПО, 4 класс, часть 2.
Ход урока.
1.Мобилизующее начало. Настрой на работу. Определение настроения на начало урока.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
Тесты:
№1 Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
А) повествование;
Б) описание;
Г) рассуждение.
№2 Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
№3 Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
3.Целепологание. Звучит песня «Почему?»
Сформулируйте тему урока: «Текст рассуждения»
- Дайте определение текста рассуждения. ( слайд)
-Определите задачи урока:
*узнать виды….
*научиться определять…
* научиться составлять виды…
* объяснительные записки…
4.Работа в паре. Работа с правилом .Стр.83-84.Составление кластера.
5.Работа в группе. Приём « Инсерт» Как вывод вывешивается опорка.
6.Коллективная работа.
Просмотр отрывка из мультфильма «Винни – Пух» Работа с текстом стр.68-69
-Найди начало рассуждения и первый вывод.
- Высказывает ли Пух готовую мысль ? Приводит ли доказательства?
- К какому виду рассуждений относится этот текст? (размышление)
-Почему? (нет готовой мысли и Винни –Пух рассуждает, чтобы найти решение)
-Завершите размышления Винни –Пуха. Придумайте концовку.(Значит, я должен его достать)
7.Работа с текстом упражнения ТПО стр.- 69
-От чьего имени ведётся рассказ текста?
-К какому виду относится текст рассуждения? (объяснение)
-Прочтите мысль, которая объясняется.(выпиши в тетрадь)
-Найдите первое предложение объяснение.
-Найдите второе предложение объяснение. (выпишите их в тетрадь)
-Найдите примеры первого предложения объяснения.
-Найдите примеры второго предложения объяснения.
-Найдите общий вывод. (выпишите их в тетрадь)
8. Работа в группе. А сейчас мы свами станем редакторами «Лесной газеты» Работать будем с деформированным текстами . Текстами, составленными Виталием Бианки в его книге «Лесная газета». На нашей выставке книги В. Бианки. Задание: Составьте тексты рассуждения – объяснения и рассуждения –размышления.
1 группа Грачи прилетели, весну на крыльях принесли, говорят в народе.
А почему?
Да потому, что грачи прилетают с юга первыми.
Очень спешат птицы к нам.
По дороге они не раз попадают в жестокие метели.
Десятки, сотни птиц выбиваются из сил и гибнут в пути.
Первыми долетают самые сильные.
2группа Зачем весной вывешивают искусственные гнездовья?
Чтобы в них поселились крылатые друзья.
Чем так полезны птицы?
Они охраняют наши сады от жуков и мошек, берегут наш урожай.
Горячо просим читателей больше строить птичьих квартир.
*3 группа Птичью квартиру легко изготовить даже детям.
Так как не трудно углубить дупло в трухлявом стволе старого дерева.
Такие квартиры охотно займут совы и дятлы.
Для птичек, гнездящихся на кустах, хорошо перевязать ветви кустов снопиками.
А для сычей и галок можно приготовить дуплянки – лежаки.
*4группа Найти на страницах Википедии материал об истории возникновения праздника «День птиц» и распечатать его.
Практическая работа. Оформление газеты. Вот членами нашего кружка «Мастерская добрых дел» к международному дню птиц, который отмечают 1апреля, оформлена газета. Где можно применить этот продукт? (ответы детей)
10. Рефлексия.
*узнали виды….
*научились определять…
* научились составлять виды…
* объяснительные записки… (на экране)
-Как вы думаете объяснительная записка относится к какому виду текстов?
А это тема нашего следующего урока: Написание объяснительных записок.
8 . Выставление оценок за урок. Домашнее задание. Составить текст рассуждения на тему: Кем я стану, когда вырасту? (Оля, Влад, Кирилл, Вано – по опоркам)
Определение настроения на конец урока.
Просмотр содержимого презентации
«рассуждение»
«ТЕКСТ РАССУЖДЕНИЕ»
Кичигина Н.И.учитель начальных классов
МБОУ «Нововоронежская СОШ»
МОЁ НАСТРОЕНИЕ.
*ожидающее , потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий;
*спокойное, я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше;
*приподнятое , я люблю уроки. Мы всегда так много узнаём интересного!
ТЕСТ №1
Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
А) повествование;
Б) описание;
В) рассуждение;
ТЕСТ №2
Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
А) повествование;
Б) описание;
В) рассуждение;
ТЕСТ №3
Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
А) повествование;
Б) описание;
В) рассуждение;
Текст ,в котором что-то объясняем, доказываем, о чём –то размышляем, делаем выводы, называется рассуждением .
Строение текста рассуждения.
Мысль.
Объяснение.
Вывод.
Примеры.
ТЕКСТ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
ОПИСАНИЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Завучу школы
Мулюковой Н.Х.
Объяснительная записка.
Я, Кичигина Н.И, 13 марта опоздала на первый урок, потому что застряла в сугробе.
Кичигина Н.И.
16 марта 2015г
МОЁ НАСТРОЕНИЕ.
*Кто очень доволен своей работой на уроке? У кого ликующее настроение, покажите красный сигнал.
*Кто считает, что мог бы лучше? У кого настроение ожидающее, покажите синийсигнал.
*У кого спокойное настроение, покажите зелёный сигнал.