Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л. В. Золина. – М.,Издательство «Глобус», 2009.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л. В. Золина. – М.,Издательство «Глобус», 2009.
- Дорогие ребята, я рада вас приветствовать в нашей литературно – музыкальной гостиной! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир прекрасного и познакомимся с интересными произведениями музыкального, поэтического и изобразительного искусства, а также рассмотрим их изобразительные средства.
Вводная часть
- Ребята, какие виды искусства вам известны? (музыка, живопись, литература, архитектура, кино, фотография, театр)
(2 слайд)
- Сегодня мы поговорим о литературе, изобразительном искусстве и музыке.
- А как вы думаете, с помощью чего поэт передаёт свои мысли читателям? (при помощи слов)
(3 слайд)
-Значит, главным изобразительным средством в литературе является слово.
- Послушайте стихотворение и определите, какое настроение передаёт автор.
(4 слайд)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
- Какие слова подчёркивают это настроение?
- Итак, слово является главным изобразительным средством в литературе, а природа является источником вдохновения не только поэтов, а также музыкантов и художников.
(5 слайд)
- Посмотрите, пожалуйста, на эту картину и скажите, какое настроение передал художник? (веселое, радостное, солнечное)
- Какие цвета мы видим? ( Много голубого, насыщенный зеленый)
-Значит, художник передает отношение к природе через цвет, линии, пятна, блики, оттенки – все это выразительные средства изобразительного искусства.
- А как вы думаете, музыкой можно передать отношение к природе? (да!)
- Чем? Каким образом?
А композитор Георгий Струве и школьница Ира Исакова передали своё отношение так, послушайте.
(6 слайд)
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей
Птичьи трели - это музыка
И капели- это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей!
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у зернышка,
И у маленького зернышка-
Тоже музыка своя!
- Ребята, о чем эта песня?
- С помощью чего композитор передает свое отношение к природе? (при помощи звука)
- Правильно ребята! Молодцы! Основным средством передачи музыки является звук.
(7 слайд)
- Давайте споём эту песню, чтобы еще больше поднять наше настроение. Сядьте, как исполнители, спинки прямо, руки положите на колени. (Исполнение песни)
(8 слайд)
- Подведем итог, посмотрите на схему, она не завершена. Вам надо назвать основное средство выразительности и изобразительности художника, поэта, композитора.(слово, звук, цвет)
(9 слайд)
Основная часть занятия.
Сегодня в нашей гостиной мы прикоснёмся к произведениям известных поэтов, композиторов, художников, которых на творчество вдохновила природа.
Открывает гостиную музыкальное произведение Сергея Прокофьева «Птичка».
(10 слайд)
Портрет этого композитора вы видите на экране.
- Постарайтесь услышать, как композитор изобразил пение птицы, какими звуками он создает образ – высокими или низкими, быстрыми или медленными?
Сели как слушатели. (Звучит пьеса)
- Так как же композитор изобразил пение птицы? Какими звуками создает образ? Посмотрите в словарики.(быстрыми, высокими)
- Следующий наш гость детский поэт и писатель Самуил Маршак
(11 слайд)
- Послушайте стихотворение с тем же названием «Птичка» и представьте, какую птичку изобразил поэт.
В небе птичка пела, пела,
Колокольчиком звенела
Порезвилась в тишине,
Песню спрятала в траве.
- Так какую птичку описал поэт?
- Скажите, при помощи каких слов автор передаёт нам образ птички?
- Спасибо! Я согласна с вами.
- А теперь обратимся к столь грозному явлению природы – к буре. Буря часто изображалась талантливыми мастерами и в поэзии, и в музыке, и в изобразительном искусстве.
Приглашаю в нашу гостиную великого русского поэта Сергея Есенина. Послушайте, как он описывает бурю.
- Подумайте, какие слова передают нам её приближение?
(12 слайд)
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
- Какие же слова нам передают приближение бури?
- Вы правы.
- Обратите внимание на экран. Наш следующий гость Илья Айвазовский - живописец моря.
(13 слайд)
- Посмотрите, на его картину « Буря на море». Какие цвета и их оттенки использовал художник? (темные, мрачные)
- А вот как звучит произведение итальянского композитора Антонио Вивальди с тем же названием «Буря на море».
- Какие чувства вызвало у вас эта музыка?
- Какая это музыка?
- Чем похоже изображение бури у Есенина, Айвазовского и Вивальди? (они изображают бушующую природу)
- Попробуем и мы изобразить бурю инструментами, которые лежат у вас на столах. Создадим свой шумовой оркестр.
- Что же у нас получилось? (шум, грохот)
- А как вы думаете почему? (так как нет руководителя вашего оркестра)
- А кто-нибудь знает, как его называют? (дирижёр)
- Правильно!
- Что бы быть дирижером нужно обладать тонким слухом и огромной творческой фантазией, много учиться.
- А вы хотите побыть в роли руководителя оркестра? (ответы детей). Тогда примерим фрак дирижера – его концертный пиджак и познакомимся с некоторыми жестами.
Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны, повторяйте за мной движения и слова.
ж)негодующий жест («Да что же это такое, в самом деле!»)
- Спасибо! Вы отличные дирижеры, садитесь. Возьмите снова шумовые инструменты. Будем изображать бурю. Дирижером буду я. Если мои руки внизу, на уровне пояса, то играем тихо, чем выше руки, тем громче звук, круговые движения – окончание звучания. Внимание! (исполняют по жестам)
- Спасибо, мне понравилось исполнение бури в исполнении вашего шумового оркестра!
(14 слайд)
- А сейчас музыкальная загадка. Послушайте фрагмент произведения и догадайтесь, какое время суток показал композитор?(прослушивание)
- Какое время суток показал композитор?
- Правильно, утро. А как вы догадались? (звуки тихие, плавные)
- Если представить картину то, что на ней должно быть изображено: пейзаж, портрет, натюрморт?
- А написал это произведение норвежский композитор Эдвард Григ и назвал его «Утро». Портрет вы видите на экране.
- Следующий гость – художник Иван Шишкин, передал свое отношение к пробуждающейся к природе в картине «Туманное утро».
- Какими красками нарисовал утро художник?
-А сейчас еще раз послушаем музыку Грига и отдохнем.
(слайд 16)
-Закройте глазки, сядьте поудобнее, представьте, что вы подсолнухи. Как только музыка будет становиться громче и громче, подсолнухи будут раскрываться. Потянитесь, выпрямите спинку, поднимите руки, почувствуйте тепло солнышка, улыбнитесь ему и откройте глаза.
- Вот какое подсолнуховое поле – яркое, радостное, солнечное, веселое у нас с вами на экране.
(слайд 17)
Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит.
Здравствуй, солнце да утро веселое!
- Такое стихотворение про утро написал последний гость талантливый русский поэт Иван Никитин.
(слайд 18)
-Какие слова нам говорят о пробуждении природы?
Итог: - Наша встреча в литературно-музыкальной гостиной завершается.
- Ребята, вам не понравилось занятие? (схема на экране)
- О каких видах искусства мы говорили?
- Кого вдохновляет природа в литературе, музыке и изобразительном искусстве?
- Какими средствами изобразительности и выразительности пользуется композитор, художник и поэт? (все ответы показываются на экране)
(слайд 19)
- Мне понравилась встреча с вами. Мое настроение такое же яркое, как эти подсолнухи. Напишите свои впечатления о нашей встрече на обратной на обороте подсолнуха, а диски останутся вам на память о нашей встрече.