Просмотр содержимого документа
«Открытое воспитательное занятия «Добро и зло»»
Воспитательное занятия
«Добро и зло»
Форма проведения: воспитательное занятия -размышление.
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.
Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
Добрый день ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас снова всех вмести в нашем уютном и светлом классе.
Когда мы произносим эти слова, то мы искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается искренних и добрых людей.
Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чем у нас сегодня пойдет речь.( ответ детей.)
Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: « Добро и зло- твой нравственный выбр».
Вопросы для обсуждения:
Что такое добро и зло?
Добро и зло в нашей жизни
Как вы понимаете значение слова «добро и зло?»
Сформулируйте собственное определение понятий « добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро-это…»
«Доброта- это…»
«Добрый человек-это…»
«Милосердие-это…»
Робота по словарю Даля.
А теперь посмотрим на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям ( данные определения сравниваются с ответами детей).
-Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.
Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет... — Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, убивать? Ответы детей.
Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.
Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Изучение основной проблемы
У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:
Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
Можно ли принудить человека быть добрым?
Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.
Ответы детей.
Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?Ответы детей.
Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.
Зло и добро живут в нашем мире.
Антитеза
Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)
Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм)
Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.
Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.
Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Добро – когда миром правит любовь!
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?Ответы детей.
- Вы все счастливые дети, Давайте мы для нас построим новый дом.
Новый дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будем жить мы был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика.
(Учащимся предложен набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко, вырезанные из цветного картона. Дети строят из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, они закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье. При этом каждый ребенок выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.)
- Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. (При этом дети проговаривают какие качества они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка у детей предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет). Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни:
зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
красный цвет – принесет в дом лидерство
синий цвет – принесет в дом спокойствие
желтый цвет – принесет в дом тепло
- У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. По мимо этого я хотела бы, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: (прикрепляются на лучах) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте. Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.
Добро помни, а
Пожнёшь
Что посеешь, то и
Зло забывай
За добро
Добра не делает никому
Худо тому, кто
Добром плати
Доброе слово лечит
А злого не жалуют
Доброе слово
А злое калечит
Доброго чтут
Половина счастье
Доброе слово лечит, а злое калечит. Худо тому, кто добра не делает никому. Не одежда красит человека, а добрые дела. Доброе дело само себя хвалит. Делай другим добро – будешь сам без беды. Добрый человек в добре живет век. Чего не сделаешь силком, того добьешься добром. Добрые умирают да дела их живут. Красота до вечера, а доброта навеки. Живи добрее, будешь всем милее.
Ребята, обратите внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Конечно же, ваша доброта.
Правила доброты.
Внимание на экран.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Делать добро для близких, друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).
Легко или трудно быть добрым?
Ученица:
Добрым быть совсем - совсем не просто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.
Ученик:
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте. Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!
На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа? Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты». – Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.