Открытое занятие «Дорога к доброте»
Дидактическая цель: закрепить у учеников толерантность, правильное отношение к нравственным ценностям человека, содействуя формированию положительных черт характера.
Образовательная: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, терпимости к недостаткам, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.
Развивающая: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у учеников мотивации к совершению добрых поступков
Воспитательная: формировать представление у учеников о достоинствах человека, ценность, которых признана в обществе.
Форма занятия: поиск исследований нерешенных проблем.
Методы: словесный, наглядный, практический
Принцип обучения:
Ход занятия
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше занятие с необыкновенного приветствия с игры “Новый способ”.
Учитель: (Учащиеся образуют полукруг) - Сейчас каждый из вас, повернется лицом к соседу справа, и каждая пара придумает новый способ приветствия, не повторяя использованное ранее.
Учитель: - Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? (Ответы детей). Его – то и человеком назвать трудно.
Наше занятие пройдет в форме поиска решений проблем “Добра и Зла”. И первая проблема, которую нам надо решить – это определение нашей встречи. Занятие мы проведём с той целью, чтобы решить проблему зла и предложить свои варианты, пути выхода из сложной ситуации.
Учитель: - Тема нашего занятия: “Дорога к доброте” Слайд № 1.
Как вы думаете, зачем нужно говорить о доброте? (Наводящими вопросами учитель подводит учеников к формулировкам следующих задач: чтобы знать, что такое толерантность, доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее.)
Учитель: - Мы отправляемся с вами в Царство доброты. Перед нами волшебные ворота в это царство. Но попасть туда может только тот, кто выполнит следующий указ.
Глашатай:
Всем! Всем! Всем! Слушайте!
Наш пресветлейший царь приказывает:
немедленно, перестать всем, быть злыми
и отныне иметь лишь доброе сердце!
Тот, кто ослушается приказа, будет
Изгнан из нашего царства!
Учитель: - Выполним ли этот указ? Можно ли злого человека заставить быть добрым?
(Ответы учеников)
Учитель: - К сожалению, вы правы, указ невыполним. Но как, же нам пройти через ворота?! Как вы понимаете эти высказывание? Согласны ли вы с Великими мудрецами? Приложение № 2.
Кого же считают добрым? Рассмотрим только три признака доброго человека.
Слайд № 2.
Учитель: - Добрый - это, прежде всего, гуманный человек. Слайд № 3. А гуманность - это человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность - это стремление человека делать добро всем людям.
Слайд № 4.
Получается, что добрый - это тот, кто делает добро. Подходит, например, малыш к папиному знакомому. А тот ему тут же конфетку протягивает. И весь дядя такой мягкий, приятный в общении. Он улыбается ребенку, его маме. Доброта - прямо через край. Но вот к нему обращается нищий. И дядя преображается. Он заранее знает, что его обманывает подпольный миллионер. Он только переоделся нищим. Конечно, дядя ему ничего не подаст. Он ему такое скажет. Становится ясно: этот дядя ненавидит весь человеческий род.
Есть такое слово “благотворительность”. Оно происходит от двух слов — “творить благо”. Под благотворительностью понимают, прежде всего, конкретные поступки людей, делающих добро. Они не спрашивают, “что мне за это будет?”. Они делятся с другими тем, что у них есть. Слайд № 5.
Гуманный человек считает, что человеческая личность - это самая большая ценность. Он никогда не нарушит права другого человека. Он никогда не причинит ему боль. Даже к врагу своему он будет относиться по-доброму, гуманно. Такое отношение к людям принято называть гуманизмом.
Учитель: А. сейчас послушайте рассказ “Орден от врага” и ответьте на следующие вопросы: Дед знаменитого ученого В.И.Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В.Суворова. После штурма Чертова моста Суворов был вынужден оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский.
Госпиталь взял в плен французский маршал Массена. Каково же было удивление маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французские, итальянские солдаты и офицеры.
- Месье?! - маршал посмотрел на Вернадского. - Вы подбирали всех раненых после боя?
Наполеон Бонапарт, став одним из первых консулов Французской республики, учредил орден Почетного легиона. Вернадский был награжден одним из первых.
Учитель: Попытайтесь объяснить, почему медицину считают самой гуманной профессией в мире? Означает ли это, что любой врач - человек добрый и гуманный?
Учитель: Мы подошли к третьей нерешенной проблеме. Слайд № 6.
Ученик: - Добрый человек - это справедливый человек. Слайд № 7.
Такой человек не дает воли собственным чувствам и страстям. Он умеет честно оценить свои и чужые поступки. Он никогда не воспользуется чужой слабостью. Он всегда похвалит другого за самое небольшое благодеяние. Он признает свой недостаток или поражение. Справедливый человек простит чужую жадность и завистливость. Он будет относиться к ним как к болезни. А больного нельзя наказывать презрением за его болезнь. Справедливый человек будет делать все, чтобы больной излечился от своих недугов.
И самое главное. Справедливый человек всегда оценивает свои и чужие поступки с позиций морали и права. Даже если ему не нравится закон, он его не нарушит. Даже если неблаговидный поступок совершил его лучший друг - он его не одобрит.
Учитель: - Встречали ли Вы справедливых людей? Попытайтесь справедливо рассудить: В одной из телепередач был рассказан такой случай.
С территории посольства иностранного государства в Москве на велосипеде выехал мальчик. Покатавшись, он приблизился к собачьей будке. У собаки недавно родились щенки. Мальчик повел себя неосторожно, и собака его укусила. На рев прибежали родители. Собаку связали и бросили в газовую камеру. Оттуда ее удалось вызволить, но через два дня она умерла. Хозяева собаки подали в суд и предъявили иск родителям мальчика в размере 500 тысяч долларов за нанесение морального вреда.
-Как вы думаете, удовлетворил суд этот иск? Что важнее – здоровье мальчика или жизнь собаки, кормящей щенков? Все ли люди в цивильных странах являются цивилизованными?
Уч-тель: мы подошли с вами к четвертой нерешенной проблеме.
Задание: раскройте качества, владеющего собой человека. Слайд № 8.
Ученик: - Добрый - это владеющий собой человек. Слайд № 9. Посмотрите, что иногда делается на переменах! Каких только слов в адрес друг друга не говорят ученики - те люди, которым долго жить среди людей.
Да, обидно услышать о себе дурное слово. Но добрый человек никогда не унизит себя и другого таким же ответом. Он промолчит. Или скажет, что не обиделся. Он не подаст вида, что ему плохо. И это будет его маленькой победой не только над обидчиком, но и над самим собой. Он останется добрым человеком!
Учитель: Придумайте по два варианта продолжения каждой из следующих ситуаций:
а) Коля взял у Сережи из сумки конфеты без разрешения, а Сережа заметил и.
б) мама, расстроившись от непослушания сына, повысила на него голос, а тот.
в) бездельник позавидовал предприимчивому человеку и написал на него лживое письмо, а тот…
г) хулиганы пристали на улице к школьнице, мимо шел ученик из ее класса и.
Учитель: Что такое гуманность и почему добрый человек обязательно является гуманным человеком? Что такое благотворительность? Какое отношение она имеет к доброте и гуманности? Какого человека можно назвать справедливым и почему справедливость - признак доброты? Почему добрый человек - это человек, умеющий владеть собой?
Учитель: Вот мы и подошли к пятой нерешенной проблеме. В конверте задание: Составление портретов “Доброго” и “Злого” человека. Слайд № 10.
Учитель: Давайте попробуем составить портрет доброго и злого человека. Каждая группа получает список человеческих качеств. Приложение № 3. Слайд № 11.
Обсудив в группе, ребята называю качества доброго и злого человека.
Учитель: Посмотрите внимательно на то, что у нас получилось. Скажите, каков же добрый человек? На что он похож? А злой? Каков он? Хочется ли с ним общаться?
Ученики: Правильно! Добрый человек как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся. Злого же человека избегают, чтобы “не уколол”.
Учитель: Мы подошли к шестой нерешенной проблеме “А хотите ли вы узнать добрые ли вы”? Слайд № 12.
Учитель: Давайте проведём небольшое исследование. Поднимите руку те, кто считает себя добрым. А теперь посовещайтесь в группе и назовите трех самых добрых человека в нашем классе.
Учитель: А вот и к седьмая нерешенная проблема “Не делай добра – не получишь и зла”. Слайд № 13.
Учитель: Значить, не надо делать добра? Жить по пословице “Не делай добра - не получишь и зла”? Может и у вас случались ситуации, когда за добрые дела вас наказывали (Ученики приводят свои примеры из жизни).
Я хочу, чтобы вы в любой жизненной ситуации помнили слова Габриеля Гарсия Маркеса “Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть - чуть осторожнее”. Слайд № 14.
ЗАПОМНИТЕ: ДОБРО СИЛЬНЕЕ ЗЛА! Слайд № 15.
Учитель: А вот и восьмая нерешенная проблема. Слайд № 16.
Упражнение: “Ваш недруг и обидчик”.
1. Представьте себе, что Ваш недруг и обидчик оказался в проруби. Силы его покидают. Вокруг - ни души. Выберите вариант своих действий:
а) прошел мимо;
б) побежал за помощью;
в) постарался помочь.
Предположим, Вы выбрали вариант “в”. Спасенный Вами тут же скрылся, не поблагодарив. Но сами Вы оказались в воде. И тут появляется третий человек - еще один Ваш недруг и обидчик. Что бы Вы ему сказали?
Учитель: Мы пришли к девятой нерешенной проблеме. Слайд № 17.
Задание: Найдите 2 лишних слова:
Слайд № 18. - Раскаяние, жалость, прощение, помощь, месть, похвала, искупление, унижение, справедливость. Объясните свой выбор.
Учитель: Вспомните кинофильмы, в которых добро побеждает зло, а также те, в которых зло побеждает добро. Кратко расскажите их суть. Каких фильмов оказалось больше?
Сегодня мы говорили с вами о замечательном человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми. Слайд № 19.
Относиться к людям с добротой, с пониманием;
Не осуждать людей;
Принимать их такими, какие они есть на самом деле;
Уважать старших.
Учитель: когда человек добрый он всегда улыбчивый, оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. Что значит правильно общаться?
Но каждый из нас, я думаю, начнёт с себя. Ну что же, нам пора покидать Царство доброты.