kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Словесное рисование.

Цель: научить учащихся видеть красоту поэтического слова и передавать её с помощью словесных образов.

Задачи:

- Совершенстовование навыков анализа лирического произведения поэтов-земляков, развитие связной речи учащихся;

-  развитие критического мышления и творческих способностей  учащихся в составлении синквейнов, путем игры в буриме;

- патриотическое, эстетическое  воспитание школьников, развитие их краеведческой культуры.

Методы и технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо, деятельностный подход через групповую работу.

Планируемые результаты:

Формирование УУД

Личностные:

  • Научиться в ходе занятия выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,
  • обсуждать свою творческую деятельность,
  • расширять общий лингвистический кругозор,
  • развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу, адекватно понимать причины успешности (не успешности) творческой деятельности.
  • Познавательные: Объяснять языковые явления, выделяемые в ходе исследования структуры слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Регулятивные:Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, к преодолению препятствий; сотрудничать в решении совместных задач.

 Коммуникативные:Учиться проявлять речевые действия: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Содержание занятия

1.Оргмомент.(Мотивирование на успешную работу, снятие волнение перед незнакомым учителем)Краткое слово учителя:- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Кто верит в успешную совместную работу на занятии, подмигните  мне. Кто любит зиму, – сожмите кулачки и быстро раскройте ладошки, как снежинки - вот так! (показывает). Кто читает  стихи не только по заданию учителя, а просто, когда самому хочется, хлопните в ладоши. Замечательно! Мне остаётся только пожелать нам всем удачи и начать занятие на тему Словесное рисование. (1,2 слайды)

Перед вами на столах рабочие материалы, которые вы можете использовать в работе на данном уроке.

2. Лексическая работа. (Актуализация знаний учащихся и повторение терминов: синквейн, буриме,  эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.)Продолжение изучения темы.

Учитель: - Ребята, а как вы понимаете лексическое значение выражения «словесное рисование»? Верно, мы будем сегодня рисовать словом.Посмотрите за окно. Что бы вы хотели нарисовать, какое время года?.. Да, мы как раз и будем рисовать зиму!! Давайте подумаем, какие краски, тона будут преобладать? Верно, белый, серебристый. Итак, мы  будем создавать  словами образы, которые можно будет представить в нашем воображении, а поэтому их нужно будет нарисовать точно, красиво и ярко. Для этого необходимы инструменты. Но какие же?

- Прекрасно! Вместо кисти и красок у нас на вооружении будут слова, а также  художественные средства выразительности речи (дети называют их), а также поясняют, что художниками  можно считать писателей и поэтов.

- Очень правильное добавление, и этот догадливый мальчик может сделать первую запись  в  рабочих материалах: «Я молодец!»

Именно поэты  помогут нам сейчас. (слайд 3)

3.Введение  в тему.

 Учитель: - Наш район прославлен местными поэтами. Так каких поэтов – земляков вы знаете? (Ребята называют, комментируют их творчество).

Молодцы! Давайте посмотрим, как рисуют зиму в своих стихах В.М. Штанин, Г.И. Краснова и Ю.Б. Михеев. (Несколько слов учитель говорит о данных поэтах (частично-с помощью детей)- (слайд 4)) Все они работали учителями литературы и прекрасно умеют рисовать словом, вы в этом сейчас убедитесь. 

Мы будем работать в группах(раздаю материал), приготовьте, пожалуйста, тексты этих авторов.

4.Первичное восприятие стихотворных текстов на слух и по текстам. Чтение учителем (все стихи читаются на фоне музыки и слайдов презентации). 

В.М. Штанин «Какой снежок опять посыпал!» (слайды 5-7)

Г.И. Краснова «Звездное танго»(слайды 8-10)

Ю.Б. Михеев «Косметика зимы»(слайды 11-14)

5. Групповая работа. (Класс разбит на 3 группы.)

Ребята работают со стихами, в каждой группе – стихи одного поэта, используют таблицы из рабочих материалов. Учитель:- Ребята, внимательно прочитайте стихи, вдумайтесь в содержание  и попытайтесь представить, какой нарисовали зиму  поэты. Ну, и, конечно, попробуйте сами нарисовать  зимнее полотно, можно добавить и свою палитру красок. Задание понятно? На эту работу  вам 10 минут.

(Во время работы учащихся в группах играет спокойная музыка, демонстрируются  зимние пейзажи на слайдах презентации)-слайды (15-28), затем выключается проектор, музыка продолжает играть. (Учитель обходит группы, направляет их работу, объясняет при затруднении).

6. Проверка работы в группах. Словесное рисование.

Учитель:- Итак, начинаем словесное рисование. Какой образ зимы увидели вы, опираясь на творчество наших поэтов-земляков? И какова зима в вашем воображении? Согласны ли вы с данным поэтом? А  какая зима на вашем полотне?  (Попутно говорим, какими средствами выразительности  речи удалось авторам  так ярко показать зиму, дети опираются на рабочие материалы, которые они заполни в процессе работы в группах.)

Ключевые моменты.

В.М. Штанин.    (Зима – серебряная птица, зима-чудо, волшебство, которое приносит радость и устремляет  человека ввысь.) Г.И. Краснова.    (Зима – сказка, зима – диво, зима – красота для всего родного края, надежда и вера в  счастье для всех россиян и встреча со своей негасимой звездой. )

Ю.Б. Михеев. (Зима-модница – в городе, зима-гостья, хозяйка, которая может быть злой, холодной, а также   доброй и прекрасной, а главное – важной, потому что именно зимой уходит старый год и наступает новый.)

(В заключение работы при затруднении в  словесной зарисовке своего образа Зимы – от каждой группы, возможно рисование одной общей картины, или возможно и перенести данный момент на конец урока).

 7. Воспитательный момент.

Учитель: - Ребята, вам понравилась зимняя картина наших поэтов-земляков? Убедились, как красиво они умеют рисовать словом? А вы обратили внимание, с  какой огромной  любовью к природе родного края, к тому месту, где они живут, своей родине рисуют свои картины наши художники-поэты? Надеюсь, вы теперь прочитаете все сборники этих авторов и других тоже. Наши поэты своим словесным рисунком помогли вам представить зиму и нарисовать в воображении свои образы. Давайте их уточним и попробуем себя в роли юных поэтов.

8. Творческий итог по теме. Составление синквейнов.

Учитель: - Итак, составим   синквейн на тему «Зима».Ученики вновь работают в тех же группах.

9. Проверка составленных синквейнов. (Вновь включается проектор, на экране – слайд 29.)

10. Игра в буриме. (Работа в тех же группах)

11. Проверка составленных четверостиший – слайды 30-32

12. Рефлексия – (слайд 33). (Ученики подводят итоги  своей работы, анализируют её).

13. Словесное рисование единой зимней картины (по цепочке - по одному предложению.) Начинает учитель. - Посмотрите за окно, какая она, зима.? Что ожидаете вы от неё. Какую картину  мы сможем нарисовать все вместе? Давайте попробуем вместе составить общее словесное зимнее полотно.

 Учитель: «Прилетела к нам серебряной птицей со свитой пушистых снежинок  долгожданная зима и закружилась в новогоднем хороводе…», передает снежинку ученику, он добавляет: «Белоснежный ковер опустился на землю», передает снежинку следующему ученику. Тот добавляет: «Деревья оделись в шапки и шубы…»(и т.п., ответы приблизительные, в случае затруднения учитель приходит на помощь, подсказывая начало предложения).

14. Подведение итогов занятия.- (слайды 34-36) Учитель благодарит всех ребят за работу, поздравляет с наступающим  Новым годом учеников и всех присутствующих на открытом занятии, вручает  ученикам подарки от учащихся своего класса – самодельные рукавички с аппликацией – бубенцами(с обратной стороны которых стоит оценка 5 и подпись учителя, дата проведения занятия, написано новогоднее пожелание), а присутствующим коллегам дарит тексты своей песни «Новогодний вальс»* и напевает её, раздавая на руки детям снежинки. А в самом конце занятия просит всех ребят по команде подкинуть снежинки вверх. Вот таким салютом из снежинок заканчивается данное занятие.

 

* Текст этой  песни можно посмотреть на сайте Стихи.ру на моей страничке (автор Надежда Санакова.)

Литература

В.М. Штанин "Я люблю эту землю"Стихотворения. Изд. МУП"Редакция газеты "Трудовая жизнь", 2005г.-178с.

Ю.Б. Михеев "Путеводная звезда". Стихотворения. Изд. МУП "Редакция газеты "Трудовая жизнь", 2004г.

Сила неизбывная ключей. Поэзия Кинель-Черкасской земли.Сборник стихов. Самарское отделение Литературного фонда России, 2000г., 200с.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". »



Садгородской филиал ГБОУ СОШ «ОЦ»с. Тимашево

Кинель-Черкасского района Самарской области





Методическая разработка

открытого

внеурочного занятия

по программе «Школа развития речи»

на тему: Словесное рисование.



Работу подготовила

Санакова Надежда Николаевна,

учитель

русского языка и литературы







2014 год

Тема: Словесное рисование.

Цель: научить учащихся видеть красоту поэтического слова и передавать её с помощью словесных образов.

Задачи:

- Совершенстовование навыков анализа лирического произведения поэтов-земляков, развитие связной речи учащихся;

- развитие критического мышления и творческих способностей учащихся в

составлении синквейнов, путем игры в буриме;

- патриотическое, эстетическое воспитание школьников, развитие их краеведческой культуры.

Методы и технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо, деятельностный подход через групповую работу.

Планируемые результаты:

Формирование УУД

Личностные:

  • Научиться в ходе занятия выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,

  • обсуждать свою творческую деятельность,

  • расширять общий лингвистический кругозор,

  • развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу,



  • адекватно понимать причины успешности (не успешности) творческой деятельности.


Познавательные:

Объяснять языковые явления, выделяемые в ходе исследования структуры слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, к преодолению препятствий; сотрудничать в решении совместных задач.

Коммуникативные:

Учиться проявлять речевые действия: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Содержание занятия

1.Оргмомент.(Мотивирование на успешную работу, снятие волнение перед незнакомым учителем)Краткое слово учителя:- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Кто верит в успешную совместную работу на занятии, подмигните мне. Кто любит зиму, – сожмите кулачки и быстро раскройте ладошки, как снежинки - вот так! (показывает). Кто читает стихи не только по заданию учителя, а просто, когда самому хочется, хлопните в ладоши. Замечательно! Мне остаётся только пожелать нам всем удачи и начать занятие на тему Словесное рисование. (1,2 слайды)

Перед вами на столах рабочие материалы, которые вы можете использовать в работе на данном уроке.

2. Лексическая работа. (Актуализация знаний учащихся и повторение терминов: синквейн, буриме, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.)Продолжение изучения темы.





Учитель: - Ребята, а как вы понимаете лексическое значение выражения «словесное рисование»? Верно, мы будем сегодня рисовать словом.

Посмотрите за окно. Что бы вы хотели нарисовать, какое время года?.. Да, мы как раз и будем рисовать зиму!! Давайте подумаем, какие краски, тона будут преобладать? Верно, белый, серебристый. Итак, мы будем создавать словами образы, которые можно будет представить в нашем воображении, а поэтому их нужно будет нарисовать точно, красиво и ярко. Для этого необходимы инструменты. Но какие же?

- Прекрасно! Вместо кисти и красок у нас на вооружении будут слова, а также художественные средства выразительности речи (дети называют их), а также поясняют, что художниками можно считать писателей и поэтов.

- Очень правильное добавление, и этот догадливый мальчик может сделать первую запись в рабочих материалах: «Я молодец!»

Именно поэты помогут нам сейчас. (слайд 3)

3.Введение в тему.

Учитель: - Наш район прославлен местными поэтами. Так каких поэтов – земляков вы знаете? (Ребята называют, комментируют их творчество).

Молодцы! Давайте посмотрим, как рисуют зиму в своих стихах В.М. Штанин, Г.И. Краснова и Ю.Б. Михеев. (Несколько слов учитель говорит о данных поэтах (частично-с помощью детей)- (слайд 4)) Все они работали учителями литературы и прекрасно умеют рисовать словом, вы в этом сейчас убедитесь.

Мы будем работать в группах(раздаю материал), приготовьте, пожалуйста, тексты этих авторов.

4.Первичное восприятие стихотворных текстов на слух и по текстам. Чтение учителем (все стихи читаются на фоне музыки и слайдов презентации).







В.М. Штанин «Какой снежок опять посыпал!» (слайды 5-7)

Г.И. Краснова «Звездное танго»(слайды 8-10)

Ю.Б. Михеев «Косметика зимы»(слайды 11-14)

5. Групповая работа. (Класс разбит на 3 группы.)

Ребята работают со стихами, в каждой группе – стихи одного поэта, используют таблицы из рабочих материалов.

Учитель:- Ребята, внимательно прочитайте стихи, вдумайтесь в содержание и попытайтесь представить, какой нарисовали зиму поэты. Ну, и, конечно, попробуйте сами нарисовать зимнее полотно, можно добавить и свою палитру красок. Задание понятно? На эту работу вам 10 минут.

(Во время работы учащихся в группах играет спокойная музыка, демонстрируются зимние пейзажи на слайдах презентации)-слайды (15-28), затем выключается проектор, музыка продолжает играть. (Учитель обходит группы, направляет их работу, объясняет при затруднении).

6. Проверка работы в группах. Словесное рисование.

Учитель:- Итак, начинаем словесное рисование. Какой образ зимы увидели вы, опираясь на творчество наших поэтов-земляков? И какова зима в вашем воображении? Согласны ли вы с данным поэтом? А какая зима на вашем полотне? (Попутно говорим, какими средствами выразительности речи удалось авторам так ярко показать зиму, дети опираются на рабочие материалы, которые они заполни в процессе работы в группах.)

Ключевые моменты.

В.М. Штанин. (Зима – серебряная птица, зима-чудо, волшебство, которое приносит радость и устремляет человека ввысь.)





Г.И. Краснова. (Зима – сказка, зима – диво, зима – красота для всего родного края, надежда и вера в счастье для всех россиян и встреча со своей негасимой звездой. )

Ю.Б. Михеев. (Зима-модница – в городе, зима-гостья, хозяйка, которая может быть злой, холодной, а также доброй и прекрасной, а главное – важной, потому что именно зимой уходит старый год и наступает новый.)

(В заключение работы при затруднении в словесной зарисовке своего образа Зимы – от каждой группы, возможно рисование одной общей картины, или возможно и перенести данный момент на конец урока).

7. Воспитательный момент.

Учитель: - Ребята, вам понравилась зимняя картина наших поэтов-земляков? Убедились, как красиво они умеют рисовать словом? А вы обратили внимание, с какой огромной любовью к природе родного края, к тому месту, где они живут, своей родине рисуют свои картины наши художники-поэты? Надеюсь, вы теперь прочитаете все сборники этих авторов и других тоже. Наши поэты своим словесным рисунком помогли вам представить зиму и нарисовать в воображении свои образы. Давайте их уточним и попробуем себя в роли юных поэтов.

8. Творческий итог по теме. Составление синквейнов.

Учитель: - Итак, составим синквейн на тему «Зима».Ученики вновь работают в тех же группах.

9. Проверка составленных синквейнов. (Вновь включается проектор, на экране – слайд 29.)





10. Игра в буриме. (Работа в тех же группах)

11. Проверка составленных четверостиший – слайды 30-32

12. Рефлексия – (слайд 33). (Ученики подводят итоги своей работы, анализируют её).

13. Словесное рисование единой зимней картины (по цепочке - по одному предложению.) Начинает учитель. - Посмотрите за окно, какая она, зима.? Что ожидаете вы от неё. Какую картину мы сможем нарисовать все вместе? Давайте попробуем вместе составить общее словесное зимнее полотно.

Учитель: «Прилетела к нам серебряной птицей со свитой пушистых снежинок долгожданная зима и закружилась в новогоднем хороводе…», передает снежинку ученику, он добавляет: «Белоснежный ковер опустился на землю», передает снежинку следующему ученику. Тот добавляет: «Деревья оделись в шапки и шубы…»(и т.п., ответы приблизительные, в случае затруднения учитель приходит на помощь, подсказывая начало предложения).

14. Подведение итогов занятия.- (слайды 34-36) Учитель благодарит всех ребят за работу, поздравляет с наступающим Новым годом учеников и всех присутствующих на открытом занятии, вручает ученикам подарки от учащихся своего класса – самодельные рукавички с аппликацией – бубенцами(с обратной стороны которых стоит оценка 5 и подпись учителя, дата проведения занятия, написано новогоднее пожелание), а присутствующим коллегам дарит тексты своей песни «Новогодний вальс»* и напевает её, раздавая на руки детям снежинки. А в самом конце занятия просит всех ребят по команде подкинуть снежинки вверх. Вот таким салютом из снежинок заканчивается данное занятие.



* Текст этой песни можно посмотреть на сайте Стихи.ру на моей страничке (автор Надежда Санакова.)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Санакова Надежда Николаевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства