Открытое занятие«Путешествие в Фиолетовый лес»
Воспитатель: Джафарова Татьяна Владимировна.
МДОУ№7 «Красная Шапочка».
Цель: закреплять математические, конструктивные умения, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей.
Задачи: Закрепить знания детей о частях суток;
Закрепить умение различать и называть времена года;
Закреплять конструктивные навыки и ориентироваться на плоскости (выкладывать геометрические фигуры)
Закреплять знания о счёте и цифрах от 1 до 10
Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная вода – непрозрачная» и способах её очистки, через экспериментирование.
Развивающие: Развивать внимание и память; Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки описательного характера.
Речевые: Продолжать расширять словарь детей за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора), имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный), глаголов (прятаться, охотиться и т. д);
Применять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, меховой, железный, стеклянный);
Закреплять знания детей в умении пользоваться обобщающими понятиями (классификация).
Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Демонстрационный материал: игровое пространство «Фиолетовый лес», иллюстрации (волк, заяц, белка, лиса, медведь, ёж), картинки: ворон Мэтр, пчёлка Жужжа, паук Юкк, малыш Гео, Раздаточный материал: стаканы с мутной водой и стаканы с фильтром – салфеткой, квадраты Воскобовича, геометрические фигуры, листы бумаги.
Ход занятия
Дети посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.
С добрым утром! С новым днём
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Ребята,сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес,но это не обыкновенный лес а волшебный.И этот лес находиться у нас в группе.Как он называется?(Фиолетовый лес).Давайте назовём жителей фиолетового леса.
Ребята посмотрите я нашла письмо. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Злой волшебник заколдовал всех жителей Фиолетового леса. Вы сможете их расколдовать, если выполните все его задания. Мне одному не справиться. Я очень надеюсь на вашу помощь. Мальчик Гео.
Воспитатель: Поможем ребята?
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Но сначала проверим сможете ли вы помочь Гео.
Игра «Части суток» (закончи предложение).
Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).
Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём).
Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером).
Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).
Какое сейчас время года? (Ответы детей).
Назовите весенние месяцы? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Какое время года?»
В какое время года все купаются и загорают?
В какое время года расцветают подснежники?
В какое время года играют в снежки?
В какое время года с деревьев опадают листья?
Воспитатель: Отправляемся в путь в Фиолетовый лес! А как нужно себя вести в лесу?(тихо, не шуметь,не кричать,.не сорить,не ломать ветки)
Воспитатель: Посмотрите нас встречает Ворон Мэтр
Ворон Мэтр самый мудрый в Фиолетовом лесу, но сейчас он все забыл, поможем ему ребята все вспомнить.
Игра «Скажи одним словом» (обобщение с мячом):
Яблоко, груша, слива, лимон – фрукты.
Кровать, тумбочка, стул, шкаф – мебель.
Собака, кошка, корова, коза – животные.
Кубик, кукла, машина, мячик – игрушки.
Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – обувь.
Пчела, стрекоза, муха, жук – насекомые.
Машина, трамвай, автобус, троллейбус – транспорт.
Огурец, помидор, морковь, картофель – овощи.
Игра «Из чего сделаны предметы?»
Мяч из резины – резиновый.
Стакан из стекла – стеклянный.
Игрушка из меха – меховая.
Книга из бумаги – бумажная.
Колокольчик из железа – железный.
Кубик из дерева – деревянный.
Шапка из шерсти – шерстяная.
Лопата из пластмассы – пластмассовая.
Воспитатель: И ворону Мэтру мы помогли.
А это королевство пчёлки Жужжи, все её друзья-животные куда-то пропали.
Воспитатель: Если отгадаете животное, то оно появится.
У этого животного летом шубка серая, а зимой – белая. Он быстро бегает, в лесу всех боится, прячется под кустом (заяц).
Он маленький и колючий. Зимой спит, летом ловит жуков и мышей (ёж).
Он большой, лохматый и неуклюжий. Зимою спит в берлоге, летом ходит по лесу, ищет мёд и малину (медведь).
Она рыжая и хитрая, у неё пушистый хвост, живёт в норе, ловит мышей и зайцев (лиса).
Он серый и страшный, злой и голодный, ловит зайцев и телят, живёт в логове (волк).
Она маленькая, быстрая, рыжая, живёт в дупле, по деревьям скачет, грызёт шишки и орешки (белка).
Как называется дом лисы? (нора).
А жилище медведя? (берлога).
Где живёт белка? (в дупле).
А у волка как дом называется? ( логово).
Воспитатель: Ребята, как называются эти животные? (Ответы детей). Правильно, дикие.
И пчёлке Жужже мы помогли. А теперь мы можем немного отдохнуть и поиграть.
Физминутка: Девочки и мальчики
скачут все, как мячики.
(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают.
(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают.
(три раза топают ногами)
Глазками моргают.
(три раза зажмуривают глаза)
Всё — все отдыхают.
(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими)
Воспитатель: А вот и поляна золотых плодов, но все волшебные паутинки паука Юкка запутались и он не сможет учить своих паучат (дети садятся за столы).
Игра «Где что находится»
Предлагается расположить геометрические фигуры – в середине круг, в правом верхнем углу квадрат, в левом нижнем углу прямоугольник, в правом нижнем углу треугольник, в левом верхнем углу квадрат.
1. А теперь надо решить задачу: Карандаш один у Миши,Карандаш один у Гриши.Карандаш один у Саши.Сколько же карандашей.У всех малышей? (3 карандаша)
2. У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
3. Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
Воспитатель: И пауку мы помогли! Ребята, а это вода волшебного озера Айс, но посмотрите какая она грязная. Как вы думаете мы сможем её очистить? (Ответы детей).
Экспериментальная деятельность
С помощью фильтра-салфетки дети фильтруют воду, переливая её в другой стакан и делают вывод.
Воспитатель: Посмотрите, и озеру мы помогли.
Воспитатель: Посмотрите, а это малыш Гео нас встречает, какой благодарностью светятся его глаза, за то что вы выполнили все задания и расколдовали всех жителей Фиолетового леса. Давайте расскажем Гео какие трудности были у нас в пути и как мы с ними справились. Какие сложные были задания? Что вам особенно запомнилось? (Дети по очереди рассказывают).
Воспитатель: В благодарность малыш Гео подарил нам волшебные квадраты. Хотите поиграть с ними? (Игровая деятельность детей).
Дети садятся за столы.
Дети посмотрите какие у нас с вами квадраты? (зелёный, красный)
А теперь мы сейчас с вами послушаем сказку про волшебный квадратом. Я буду рассказывать и показывать, а вы превращайте свой квадрат вместе со мной. И нашим гостям мы дадим такие квадраты.
Жил-был квадрат, у него был средний брат. А ещё был младший брат, самый маленький квадрат. Папа у квадрата был прямоугольник. Дедушка у него был треугольник, а вот мама квадрата трапеция. Мама очень легко превращалась в лодочку. Лодочка плыла по берегу речки и приплыла к домику.
В этом домике, обычно наша семья располагалась отдыхать. Там жила маленькая мышка в углу. В домике после отдохнёт, семья квадрата пила чай со сладкими конфетами.
Но однажды квадрат и его семья получили письмо от дедушки. Пришёл конверт с письмом. Развернули письмо прочитали. Там дедушка спрашивал кем же хочет быть его внук любимый квадрат.
Квадрат подумал кем же я хочу быть. Посмотрел, увидел домик, может быть строителем, буду строить замечательные дома! Да нет, пожалуй не строителем. Может быть мне стать лётчиком и летать в самолёте. Квадрат подумал, подумал и вдруг в самолёт, самолёте летит смелый лётчик в нем сидит. Да нет, пожалуй я не буду лётчиком. Лётчиком хорошо, пожалуй хотел бы я превратится в птицу ворона и полететь посмотреть всё-всё с высоты птичьего полёта. Как это будет хорошо, и совсем не страшно, подумал квадрат. Так он лежал превращался, пока не наступил вечер, на небе замерцали звезды. И квадрат подумал, когда он вырастит, он решит кем он будет быть. Звёздочки мерцали на небе а квадрат засыпал. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.