Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Открытое занятие краеведческого кружка
Тема: «Быт русского и казахского народов».
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы, руководитель краеведческого кружка Лыженкова О. Д.
с. Александров-Гай
2014
Открытое занятие краеведческого кружка
Тема: «Быт русского и казахского народов».
Цель: пробудить интерес к национальным, культурным, нравственным устоям и традициям русского и казахского народа;
расширить представления учащихся об укладе жизни, хозяйствовании, быте наших предков;
развивать умения самостоятельной работы с дополнительной литературой, историческими источниками;
содействовать патриотическому воспитанию, уважению к прошлому своего народа.
Оборудование: изба в музее, лавки, предметы быта (лапти, веник, кочерга, ухват, рушник, метла) русская народная одежда (фото); предметы быта казахов.
Ход мероприятия.
І. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами проводится заседание кружка по теме: «Быт русского и казахского народов». Мы с вами должны знать, как жили наши предки, знать историю, культуру своей страны.
Занятие будет проходит в форме устного журнала, где на страницах будем рассматривать некоторые вопросы быта наших предков.
1 страница будет называться «Шаги истории». Все вопросы и ответы – лишь небольшие штрихи к событиям из прошлого нашей страны.
Слайд 1.
Жители России. (Россияне).
Слайд 2.
Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиции)
Слайд 3.
Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина).
Слайд 4.
Какая самая распространённая обувь на Руси? (Лапти).
Слайд 5.
Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
Учитель. Лавка и скамья отличаются. Лавка – ножки врыты в землю, стоят вдоль избы по стенам. Скамья передвижная, возле стола располагается.
Слайд 6.
Дома на колёсах. (Юрта)
Слайд 7.
Интерьер юрты. (Предметы из войлока, тканые изделия).
Слайд 8.
Национальные напитки казахов. (Кумыс).
Слайд 9.
Из какого материала строили казахи оседлые жилища? (Саман).
Итоги ответов.
Учитель. Очень практичны были предки русского народа. Прежде чем приступить к любому делу, они продумывали несколько вариантов и выбирали самый лучший: «Семь раз отмерь и один раз отрежь».
Учитель. Особенно кропотливо они относились к постройке дома, ведь жить в нём предстояло 5-ти поколениям, а то и дольше.
Дом строить созывали всю деревню. В новый дом переносили все предметы, которые являлись символом изобилия, плодородия, богатства: огонь, иконы, хлеб и соль, горшок и каши, замешанное тесто. На новоселье приглашались родственники, которые обязательно приходили с хлебом и солью.
- Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).
Учитель. Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Русская изба с её особым, хорошо организованным пространством, мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир крестьянина.
2страница называется «Русская изба».
Звучит русская народная музыка.
- Вот вам русская изба…
В центре стол, печь, образа,
Люлька. Нянчить малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук…
Мы внимательно прослушаем сообщение о русской избе.
Презентация «Русская изба»- Мухамедьярова Жанна.
(Дополнение о русской печи. Самая интересная функция печи: в ней парились крестьяне. Эта процедура считалась лечебной. После топки из печи удаляли угли, внутри подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперёд, за ним закрывали заслонку. Для поддачи пара поливали водой свод. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях).
Учитель. Вы прослушали сообщение и увидели предметы быта. Но я хочу задать вам вопрос об одной из основных частей внутреннего убранства крестьянской избы.
- Что являлось одним из основных частей внутреннего убранства крестьянской избы? (Стол. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. ВУ сфере традиционных норм поведения стол был всегда местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался, как «свой». Этот элемент культуры общения у русских сохранился до сих пор. В этой связи интересно современное принятое в политике понятие «стол переговоров».)
- Трудно сказать, сколько раз крестьяне ели в течение дня, в основном, были две обязательные – обед и ужин. Завтрака могло и не быть, так как в народе считалось, что дневную еду нужно заработать. С детских лет крестьянин познавал цену куска хлеба и поэтому свято относился к еде. Обед напоминал священнодействие.
- Расскажите, каких правил придерживалась семья при обеде или ужине. (Первым за стол садился отец, его место – красный угол под образами. Свои место строго занимали и члены семьи.
Мытьё рук считалось обязательным.
Перед трапезой хозяин читал краткую благодарственную молитву.
В начале обеда перед каждым лежала ложка и кусок хлеба.
Пищу подавала хозяйка дома или младшая невестка.
Жидкая пища подавалась на стол в большой миске, каждый черпал из неё своей ложкой.
За правилами поведения следил хозяин. Каждый должен был есть не спеша, не следовало есть в прихлёбку, то есть зачерпывать ложкой дважды, не хлеб и гущу, мясо и сало ели, когда съедали жижу.
Запрещалось брать в ложку 2 куска мяса.
Если кто-либо из членов семьи по рассеянности или по умыслу, нарушал правила, то немедленно получал по лбу хозяйской ложкой.
За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой, бросать остатки пищи на пол, вставать, не окончив еды.
Праздничный обед был обильным, состоял из 7-10 блюд. Питьё составляло едва ли не главный признак праздника. Практически повсеместно в России ко всем большим праздникам варилось пиво. Пир сопровождался застольным пением.)
Учитель. Занятые повседневным тяжёлым трудом. Крестьяне особенно ценили праздничные дни. Расскажите, какие праздники отмечались.
-Общее количество праздников в году достигало 150. Словом праздник в народе называли воскресенье, общинные и семейные торжества. Любой праздник сопровождался преобразованием будничной обстановки и внешнего облика человека. К воскресенью мыли и убирали в избе, подметали задворки и «улицы» вдоль дома. На праздник одевали лучшую одежду.
Презентация «Костюмы русского народа» - Галимова Айжан.
3 страница – предметы быта и их функции.
Веник, кочерга, ухват, рушник, метла. С какой целью применялось в домашнем хозяйстве?
(Веник – употреблялся для подметания пола, чистки одежды, для парения в бане. Для веника использовали обычно ветки берёзы или дуба, у нас ветки ветлы или полыни.
Веником мели пол в утренние часы, вечером заниматься этой работой не полагалось. Существовали определённые правила подметания пола. Мусор заметался от порога в угол. Крестьяне говорили: Не мети избы у порогу: добро выметешь, мети от порога к углу: добро заметёшь в избу». Принято было считать, что если к венику относиться без должного уважения, то это сможет привести к несчастью. При переезде в новый дом обязательно переносили и старый веник, под которым сидел домовой.)
Кочерга – приспособление для размешивания углей в печи, сгребания жара. Использовалась и в обрядовых действиях. Среди рождественских гаданий с кочергой было широко распространено и «загребание женихов», когда девушки выходили на улицу с кочергой и сметали снег с концов деревни, заваливая ворота тех изб, где жили парни. В Пасху кочергой сталкивали куриц с насеста, чтобы они раньше начали нестись).
Метла употреблялась для подметания вокруг дома. Для метлы использовали ветки ветлы или полыни.
Ухват или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.
Рушник – это украшенное вышивкой полотенце – обязательный атрибут всех народных празднований и обрядов; в прямом смысле сопровождающий человека от колыбели до самой могилы.
- Важное место у дома – порог. У крестьян существовали правила, несоблюдение которых могло привести к нежелательным последствиям. Многие сохранились до сегодняшнего дня.
Перечислите эти правила.
Перед порогом снимали шапку.
Через порог не подавали руки.
Через порог не здоровались.
Гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя.
Всякий входящий в дом должен остановиться у порога и помолиться.
(По приметам, если домовой сердился на хозяев, то ночью он выбрасывал кочергу.
Выбросить же кочергу за дверь было необходимо для того, чтобы уберечься от града.)
- Вместе с русскими уже много лет живут казахи. Этот народ в древности вел кочевой образ жизни. Поэтому условия их жизни и предметы быта соответствуют кочевому образу жизни.
_ Мы прослушаем сообщение о жизни казахов, а вы приготовьтесь ответить на вопросы викторины.
Звучит казахская народная музыка.
Презентация «Жилища и быт казахов» (Дуйсенов Еркен и Дуйсенова Самал).
Костюм казахского народа.
Вопросы викторины.
Как называлась казахская юрта? (Кииз уй)
Какая юрта считалась символом достатка и благополучия?
Из чего состоял интерьер юрты? (Предметы из войлока, вышивки, домашняя утварь, ковры паласного типа, корпеше, подушки жёсткие и мягкие)
Что ставилось в центре юрты? (Очаг – треножник).
Какой скатертью покрывался стол? (Дастарханом).
При входе слева находились … (Принадлежности конской сбруи).
При входе справа - … (асадал – разборный шкаф для посуды).
Из чего строили дома оседлые казахи? (из местного материала).
Как назывались разновидности домов? (Тошала, дукен, коржин уй, мор).
Казахские национальные блюда. (Кумыс, шубат, чай с молоком, баурсаки, казы, мясо по – казахски).
Традиции при угощении гостей (угощали гостей варёным мясом: старикам подавали тазовые кости и голень, зятю или невестке – грудинку, девушкам – шейный позвонок, самому почётному гостю – голова барана).
Главное национальное блюдо казахов – (бешбармак).
Из какого материала изготавливалась посуда? (Из кожи, дерева, металла).
Итог.
- Продолжаются ли у нас народные традиции?
- А можем ли мы вернуть какие-нибудь традиции своих народов?
- Что для этого нужно?
-Жизнь изменилась, но народ продолжает работать на земле, выращивают хлеб, разводят скот, сохраняют и уважают традиции и обычаи своих предков. А мы должны не только знать культуру и традиции своих народов, но и уважать, почитать их, пополнять новым, значимым для наших потомков.