kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок (открытое занятие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие краеведческого кружка

Тема: «Быт русского и казахского народов».

Цель: пробудить интерес к национальным, культурным, нравственным устоям и традициям русского и казахского народа;

расширить представления учащихся об укладе жизни, хозяйствовании, быте наших предков;

развивать умения самостоятельной работы с дополнительной литературой, историческими источниками;

содействовать патриотическому воспитанию, уважению к прошлому своего народа.

Оборудование: изба в музее, лавки, предметы быта (лапти, веник, кочерга, ухват, рушник, метла) русская народная одежда (фото); предметы быта казахов.

                                       Ход мероприятия.

І. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас с вами проводится заседание кружка по теме: «Быт русского и казахского народов». Мы с вами должны знать, как жили наши предки, знать историю, культуру своей страны.

Занятие будет проходит в форме устного журнала, где на страницах  будем рассматривать некоторые вопросы быта наших предков.

1 страница будет называться «Шаги истории». Все вопросы и ответы – лишь небольшие штрихи к событиям из прошлого нашей страны.

Слайд 1.

Жители России. (Россияне).

Слайд 2.

 Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиции)

Слайд 3.

Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина).

Слайд 4.

Какая самая распространённая обувь на Руси? (Лапти).

Слайд 5.

Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Учитель. Лавка и скамья отличаются. Лавка – ножки врыты в землю, стоят вдоль избы по стенам. Скамья передвижная, возле стола располагается.

Слайд 6.

Дома на колёсах. (Юрта)

Слайд 7.

Интерьер юрты. (Предметы из войлока, тканые изделия).

Слайд 8.

Национальные напитки казахов. (Кумыс).

Слайд 9.

Из какого материала строили казахи оседлые жилища? (Саман).

Итоги ответов.

Учитель. Очень практичны были  предки русского народа. Прежде чем приступить к любому делу, они продумывали несколько вариантов и выбирали самый лучший: «Семь раз отмерь и один раз отрежь».

Учитель. Особенно кропотливо они относились к постройке дома, ведь жить в нём предстояло 5-ти поколениям, а то и дольше.

Дом строить созывали всю деревню. В новый дом переносили все предметы, которые являлись символом изобилия, плодородия, богатства: огонь, иконы, хлеб и соль, горшок и каши, замешанное тесто. На новоселье приглашались родственники, которые обязательно приходили с хлебом и солью.

- Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

Учитель. Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Русская изба с её особым, хорошо организованным пространством, мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир крестьянина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие краеведческого кружка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2











Открытое занятие краеведческого кружка

Тема: «Быт русского и казахского народов».

















Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы, руководитель краеведческого кружка Лыженкова О. Д.











с. Александров-Гай

2014

Открытое занятие краеведческого кружка

Тема: «Быт русского и казахского народов».

Цель: пробудить интерес к национальным, культурным, нравственным устоям и традициям русского и казахского народа;

расширить представления учащихся об укладе жизни, хозяйствовании, быте наших предков;

развивать умения самостоятельной работы с дополнительной литературой, историческими источниками;

содействовать патриотическому воспитанию, уважению к прошлому своего народа.

Оборудование: изба в музее, лавки, предметы быта (лапти, веник, кочерга, ухват, рушник, метла) русская народная одежда (фото); предметы быта казахов.

Ход мероприятия.

І. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас с вами проводится заседание кружка по теме: «Быт русского и казахского народов». Мы с вами должны знать, как жили наши предки, знать историю, культуру своей страны.

Занятие будет проходит в форме устного журнала, где на страницах будем рассматривать некоторые вопросы быта наших предков.

1 страница будет называться «Шаги истории». Все вопросы и ответы – лишь небольшие штрихи к событиям из прошлого нашей страны.

Слайд 1.

Жители России. (Россияне).

Слайд 2.

Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиции)

Слайд 3.

Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина).

Слайд 4.

Какая самая распространённая обувь на Руси? (Лапти).

Слайд 5.

Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Учитель. Лавка и скамья отличаются. Лавка – ножки врыты в землю, стоят вдоль избы по стенам. Скамья передвижная, возле стола располагается.

Слайд 6.

Дома на колёсах. (Юрта)

Слайд 7.

Интерьер юрты. (Предметы из войлока, тканые изделия).

Слайд 8.

Национальные напитки казахов. (Кумыс).

Слайд 9.

Из какого материала строили казахи оседлые жилища? (Саман).

Итоги ответов.

Учитель. Очень практичны были предки русского народа. Прежде чем приступить к любому делу, они продумывали несколько вариантов и выбирали самый лучший: «Семь раз отмерь и один раз отрежь».

Учитель. Особенно кропотливо они относились к постройке дома, ведь жить в нём предстояло 5-ти поколениям, а то и дольше.

Дом строить созывали всю деревню. В новый дом переносили все предметы, которые являлись символом изобилия, плодородия, богатства: огонь, иконы, хлеб и соль, горшок и каши, замешанное тесто. На новоселье приглашались родственники, которые обязательно приходили с хлебом и солью.

- Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

Учитель. Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Русская изба с её особым, хорошо организованным пространством, мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир крестьянина.

2страница называется «Русская изба».

Звучит русская народная музыка.

- Вот вам русская изба…

В центре стол, печь, образа,

Люлька. Нянчить малыша,

Самовар и утюг, у стены большой сундук…

Мы внимательно прослушаем сообщение о русской избе.

Презентация «Русская изба»- Мухамедьярова Жанна.

(Дополнение о русской печи. Самая интересная функция печи: в ней парились крестьяне. Эта процедура считалась лечебной. После топки из печи удаляли угли, внутри подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперёд, за ним закрывали заслонку. Для поддачи пара поливали водой свод. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях).

Учитель. Вы прослушали сообщение и увидели предметы быта. Но я хочу задать вам вопрос об одной из основных частей внутреннего убранства крестьянской избы.

- Что являлось одним из основных частей внутреннего убранства крестьянской избы? (Стол. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. ВУ сфере традиционных норм поведения стол был всегда местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался, как «свой». Этот элемент культуры общения у русских сохранился до сих пор. В этой связи интересно современное принятое в политике понятие «стол переговоров».)

- Трудно сказать, сколько раз крестьяне ели в течение дня, в основном, были две обязательные – обед и ужин. Завтрака могло и не быть, так как в народе считалось, что дневную еду нужно заработать. С детских лет крестьянин познавал цену куска хлеба и поэтому свято относился к еде. Обед напоминал священнодействие.

- Расскажите, каких правил придерживалась семья при обеде или ужине. (Первым за стол садился отец, его место – красный угол под образами. Свои место строго занимали и члены семьи.

Мытьё рук считалось обязательным.

Перед трапезой хозяин читал краткую благодарственную молитву.

В начале обеда перед каждым лежала ложка и кусок хлеба.

Пищу подавала хозяйка дома или младшая невестка.

Жидкая пища подавалась на стол в большой миске, каждый черпал из неё своей ложкой.

За правилами поведения следил хозяин. Каждый должен был есть не спеша, не следовало есть в прихлёбку, то есть зачерпывать ложкой дважды, не хлеб и гущу, мясо и сало ели, когда съедали жижу.

Запрещалось брать в ложку 2 куска мяса.

Если кто-либо из членов семьи по рассеянности или по умыслу, нарушал правила, то немедленно получал по лбу хозяйской ложкой.

За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой, бросать остатки пищи на пол, вставать, не окончив еды.

Праздничный обед был обильным, состоял из 7-10 блюд. Питьё составляло едва ли не главный признак праздника. Практически повсеместно в России ко всем большим праздникам варилось пиво. Пир сопровождался застольным пением.)

Учитель. Занятые повседневным тяжёлым трудом. Крестьяне особенно ценили праздничные дни. Расскажите, какие праздники отмечались.

-Общее количество праздников в году достигало 150. Словом праздник в народе называли воскресенье, общинные и семейные торжества. Любой праздник сопровождался преобразованием будничной обстановки и внешнего облика человека. К воскресенью мыли и убирали в избе, подметали задворки и «улицы» вдоль дома. На праздник одевали лучшую одежду.

Презентация «Костюмы русского народа» - Галимова Айжан.

3 страница – предметы быта и их функции.

Веник, кочерга, ухват, рушник, метла. С какой целью применялось в домашнем хозяйстве?

(Веник – употреблялся для подметания пола, чистки одежды, для парения в бане. Для веника использовали обычно ветки берёзы или дуба, у нас ветки ветлы или полыни.

Веником мели пол в утренние часы, вечером заниматься этой работой не полагалось. Существовали определённые правила подметания пола. Мусор заметался от порога в угол. Крестьяне говорили: Не мети избы у порогу: добро выметешь, мети от порога к углу: добро заметёшь в избу». Принято было считать, что если к венику относиться без должного уважения, то это сможет привести к несчастью. При переезде в новый дом обязательно переносили и старый веник, под которым сидел домовой.)

Кочерга – приспособление для размешивания углей в печи, сгребания жара. Использовалась и в обрядовых действиях. Среди рождественских гаданий с кочергой было широко распространено и «загребание женихов», когда девушки выходили на улицу с кочергой и сметали снег с концов деревни, заваливая ворота тех изб, где жили парни. В Пасху кочергой сталкивали куриц с насеста, чтобы они раньше начали нестись).

Метла употреблялась для подметания вокруг дома. Для метлы использовали ветки ветлы или полыни.

Ухват или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

Рушник – это украшенное вышивкой полотенце – обязательный атрибут всех народных празднований и обрядов; в прямом смысле сопровождающий человека от колыбели до самой могилы.



- Важное место у дома – порог. У крестьян существовали правила, несоблюдение которых могло привести к нежелательным последствиям. Многие сохранились до сегодняшнего дня.

Перечислите эти правила.

  1. Перед порогом снимали шапку.

  2. Через порог не подавали руки.

  3. Через порог не здоровались.

  4. Гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя.

  5. Всякий входящий в дом должен остановиться у порога и помолиться.

(По приметам, если домовой сердился на хозяев, то ночью он выбрасывал кочергу.

Выбросить же кочергу за дверь было необходимо для того, чтобы уберечься от града.)

- Вместе с русскими уже много лет живут казахи. Этот народ в древности вел кочевой образ жизни. Поэтому условия их жизни и предметы быта соответствуют кочевому образу жизни.

_ Мы прослушаем сообщение о жизни казахов, а вы приготовьтесь ответить на вопросы викторины.

Звучит казахская народная музыка.

Презентация «Жилища и быт казахов» (Дуйсенов Еркен и Дуйсенова Самал).

Костюм казахского народа.

Вопросы викторины.

  1. Как называлась казахская юрта? (Кииз уй)

  2. Какая юрта считалась символом достатка и благополучия?

  3. Из чего состоял интерьер юрты? (Предметы из войлока, вышивки, домашняя утварь, ковры паласного типа, корпеше, подушки жёсткие и мягкие)

  4. Что ставилось в центре юрты? (Очаг – треножник).

  5. Какой скатертью покрывался стол? (Дастарханом).

  6. При входе слева находились … (Принадлежности конской сбруи).

  7. При входе справа - … (асадал – разборный шкаф для посуды).

  8. Из чего строили дома оседлые казахи? (из местного материала).

  9. Как назывались разновидности домов? (Тошала, дукен, коржин уй, мор).

  10. Казахские национальные блюда. (Кумыс, шубат, чай с молоком, баурсаки, казы, мясо по – казахски).

  11. Традиции при угощении гостей (угощали гостей варёным мясом: старикам подавали тазовые кости и голень, зятю или невестке – грудинку, девушкам – шейный позвонок, самому почётному гостю – голова барана).

  12. Главное национальное блюдо казахов – (бешбармак).

  13. Из какого материала изготавливалась посуда? (Из кожи, дерева, металла).

Итог.

- Продолжаются ли у нас народные традиции?

- А можем ли мы вернуть какие-нибудь традиции своих народов?

- Что для этого нужно?

-Жизнь изменилась, но народ продолжает работать на земле, выращивают хлеб, разводят скот, сохраняют и уважают традиции и обычаи своих предков. А мы должны не только знать культуру и традиции своих народов, но и уважать, почитать их, пополнять новым, значимым для наших потомков.

Просмотр содержимого презентации
«Жилища и быт казахов_2»

Жилища и быт казахов Презентацию подготовили члены краеведческого кружка Дуйсенов Еркин, Дуйсенова Самал. Руководитель: Лыженкова О. Д.

Жилища и быт казахов

Презентацию подготовили члены краеведческого кружка Дуйсенов Еркин, Дуйсенова Самал.

Руководитель: Лыженкова О. Д.

Казахская юрта

Казахская юрта

  • Казахами в прошлом создавались различные типы домов на колесах, которые не дошли до наших дней. В. Рубрук описывал плетенные из прутьев и покрытые войлоком дома на колесах, характерные для середины 13 века, в которые впрягали до 22 быков. В 18-19 веках дома на колесах выходят из обихода. Основной формой переносного жилища казахов-кочевников становятся войлочные юрты.
  • Казахская юрта – кииз уй относится к тюркскому типу разборных решетчато-войлочных построек. Она имеет куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы.
Кий уз состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их – двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища. Издревле в почете была белая юрта – ак уй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела кереге 6-8, нередко и 12 штук в кругу, 140-150 уыков. Ак уй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в её цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой – баскур. Принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения – тангыш, шанырак – бау, аркан, уыубау, желбау, аякбау. Двери юрты – сыкырлаук украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой.
  • Кий уз состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их – двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища.
  • Издревле в почете была белая юрта – ак уй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела кереге 6-8, нередко и 12 штук в кругу, 140-150 уыков. Ак уй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в её цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой – баскур. Принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения – тангыш, шанырак – бау, аркан, уыубау, желбау, аякбау. Двери юрты – сыкырлаук украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой.
Походная юрта – жолама уй, или аблайша, представляла собой маленькую, из 3-4 кереге, с короткими уыками и миниатюрным шаныраком кибитку. По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения её обитателей. У бедноты были маленькие, тесные 3-4 створчатые юрты. Этот вид жилья назывался шайла – шалашом. А совсем обездоленные ставили курке – балаганы из трёх связанных вверху жердей – бакан, прикрытых с подветренной стороны кошмой.
  • Походная юрта – жолама уй, или аблайша, представляла собой маленькую, из 3-4 кереге, с короткими уыками и миниатюрным шаныраком кибитку.
  • По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения её обитателей. У бедноты были маленькие, тесные 3-4 створчатые юрты. Этот вид жилья назывался шайла – шалашом. А совсем обездоленные ставили курке – балаганы из трёх связанных вверху жердей – бакан, прикрытых с подветренной стороны кошмой.
Интерьер юрты

Интерьер юрты

  • Базировался на лучших народных традициях. Различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отделанная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества.
  • Войдя в богатую юрту, попадаешь в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, корпеше – ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастык – подушки жёсткие, а когда приходили наиболее почётные гости – ещё и кусжастык, копшик – подушки мягкие, набитые перьями.
  • На стены вешали разноцветные ковры.
В центре юрты ставили обычно очаг – треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом – скатертью. При входе в юрту слева висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей.Чуть подальше ставилась деревянная кровать – тосекагаш для молодоженов с шымылдыком – пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с тосекагаш на 2-3 подставках – жукаяк ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы – каршын, тен а на них 2-3 сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи.
  • В центре юрты ставили обычно очаг – треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом – скатертью. При входе в юрту слева висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей.Чуть подальше ставилась деревянная кровать – тосекагаш для молодоженов с шымылдыком – пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с тосекагаш на 2-3 подставках – жукаяк ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы – каршын, тен а на них 2-3 сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи.

Справа от входа ставили асадал – разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже – ларь для продуктов; кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы – аяккап для посуды, теркеш – футляры для кесе (пиал). При перекочевках казахскую юрту разбирали на составные части и перевозили. Юрта хорошо разбирается и собирается, она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары.
  • Справа от входа ставили асадал – разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже – ларь для продуктов; кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы – аяккап для посуды, теркеш – футляры для кесе (пиал).
  • При перекочевках казахскую юрту разбирали на составные части и перевозили. Юрта хорошо разбирается и собирается, она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары.
Оседлые жилища казахов на рубеже 19-29 веков. Казахи строили дома из имевшегося местного материала: хвороста, камыша, дерна, сырцового кирпича и самана, а также из камня. Жилое помещение и различные хозяйственные постройки казахов преимущественно сооружались под одной общей плоской крышей с одним входом. Случалось так, что, чтобы попасть в жилое помещение, необходимо было пройти через все хозпостройки. Зачастую подобные жилые зимние помещения окружались хозяйственными постройками с трёх сторон. Дома бедняков были небольшими, однокамерными. Со скромным внутренним убранством. Зажиточные казахи и баи имели дома трёх и более камерные, которые отапливались двумя, а то и тремя печами. При возведении домов строители должны были знать старинные казахские обычаи, учитывать народные приметы и запреты.

Оседлые жилища казахов на рубеже 19-29 веков.

Казахи строили дома из имевшегося местного материала: хвороста, камыша, дерна, сырцового кирпича и самана, а также из камня. Жилое помещение и различные хозяйственные постройки казахов преимущественно сооружались под одной общей плоской крышей с одним входом. Случалось так, что, чтобы попасть в жилое помещение, необходимо было пройти через все хозпостройки. Зачастую подобные жилые зимние помещения окружались хозяйственными постройками с трёх сторон. Дома бедняков были небольшими, однокамерными. Со скромным внутренним убранством. Зажиточные казахи и баи имели дома трёх и более камерные, которые отапливались двумя, а то и тремя печами. При возведении домов строители должны были знать старинные казахские обычаи, учитывать народные приметы и запреты.

Прямоугольное оседлое жилище с пологой двускатной кровлей, досчатыми полами, застекленными рамами. К жилому дому примыкает тошала. Подобные дома строились из дерева, камня, сырцового кирпича. То есть природного материала, бывшего в достатке в местах оседлых жилищ.
  • Прямоугольное оседлое жилище с пологой двускатной кровлей, досчатыми полами, застекленными рамами. К жилому дому примыкает тошала. Подобные дома строились из дерева, камня, сырцового кирпича. То есть природного материала, бывшего в достатке в местах оседлых жилищ.
Тошала

Тошала

  • Одной из форм оседлого жилища казахов было юртообразное сооружение. Эта форма долго сохранялась в комплексе зимних построек. Но во 2 половине 19 века преимущественно использовалась как кухня и кладовая или как жилище батраков. Стены тошалы возводили из пластов дерна, из плетня, складывали из камня. Вверху посередине оставляли отверстие и закрывали его соломой.
Дукен

Дукен

  • В конце 19 – начале 20 века появились пятиугольные бревенчатые жилища (дукен). Казахи заимствовали их у алтайцев. 4-6 угольные бревенчатые юрты алтайцы называли «аил агаш», это же название использовали иногда казахи. В конце 19 века у населения северо-восточного Казахстана существовала традиция строительства пятиугольных дукенов как зимнее жильё. К 20-м годам 20 века дукен используется исключительно как летнее жилище.
Коржин уй.

Коржин уй.

  • Трёхкамерный деревянный дом с противоположным расположением жилых комнат, соединённых сенями. Название такому типу дома дано по аналогии с формой казахской перемётной сумы «коржин» с двумя противоположными карманами. Интенсивно строительство деревянных домов началось в конце 19 – начале 20 веков и было распространено в горных и лесных районах. Преобладающей техникой таких домов были сруб в «замок» или «чашу». Кровля была земляной: плоской или полого-двускатной. И только зажиточная часть населения сооружала двускатную тесовую кровлю.
Мор

Мор

  • Печь для распарки деревянных частей юрты: купольных жердей – уыков и планок кереге – саганаков. Печь была проста по устройству. На поверхности земли выкапывалась яма, от которой шёл закрытый пряоуголный очаг с вертикальным дымоходом. Печь хорошо прогревалась. Когда накапливалось достаточное количество горячей золы с тлеющими углями (эта смесь называется коламта), в дымоход помещали уыки и саганаки. Жар в печи поддерживали подбрасыванием топлива в малом количестве. Достаточно распаренные деревянные заготовки выравнивали, а нужные места выгибали на станке тез. Для просверливания отверстий в деталях юрты использовался станок ускы. Станки размещались под навесом, в стационарной мастерской, которая находилась на приусадебном участке зимовки. Здесь также был рабочий стол, ящик с инструментами и необработанная древесина, сюда же складывали кучи древесного угля, специально заготовленного самими ремесленниками.
Казахские национальные блюда

Казахские национальные блюда

  • В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем – чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины – казы, шужук,жал, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепёшки из пшеничной муки.
Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов считалось мясо по-казахски. Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку – зятю или невестке, шейный позвонок – девушкам. Самому почётному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутствующими. Соблюдая определённый ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам.
  • Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов считалось мясо по-казахски. Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку – зятю или невестке, шейный позвонок – девушкам. Самому почётному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутствующими. Соблюдая определённый ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам.
Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный бульон – сорпа, который подаётся обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.
  • Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный бульон – сорпа, который подаётся обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.
Национальные напитки кумыс, шубат, кымыран. Целебный напиток кумыс (молоко кобылицы) обладает лечебными свойствами и тонизирующим эффектом и используется для лечения болезней лёгких и желудочно-кишечного тракта. Шубат является среди молочных продуктов наиболее ценным напитком после кумыса, готовится из верблюжьего молока. Технология приготовления шубата менее сложная,чем кумыса. Как и кумыс, шубат заквашивается и хранится в специальной посуде из кожи, дерева или керамики. Шубат не взбивают, а доводят до кондиции путем перемешивания. Шубат вкусный, жирный и густой напиток. По калорийности и целебным свойствам он не уступает кумысу. Двух-трёхдневный шубат считается самым лучшим и качественным.
  • Национальные напитки кумыс, шубат, кымыран. Целебный напиток кумыс (молоко кобылицы) обладает лечебными свойствами и тонизирующим эффектом и используется для лечения болезней лёгких и желудочно-кишечного тракта.
  • Шубат является среди молочных продуктов наиболее ценным напитком после кумыса, готовится из верблюжьего молока. Технология приготовления шубата менее сложная,чем кумыса. Как и кумыс, шубат заквашивается и хранится в специальной посуде из кожи, дерева или керамики. Шубат не взбивают, а доводят до кондиции путем перемешивания. Шубат вкусный, жирный и густой напиток. По калорийности и целебным свойствам он не уступает кумысу. Двух-трёхдневный шубат считается самым лучшим и качественным.
Добавляя в верблюжье молоко коровье или овечье, получают катык, а при добавлении сузбе (густой кислый творог) или курта, получают ежигей (нежный курт). Также кымаран илти хымыраан – это напиток. Обычно сделанный из смеси кипячённой воды с добавкой молока (кислого или пресного).
  • Добавляя в верблюжье молоко коровье или овечье, получают катык, а при добавлении сузбе (густой кислый творог) или курта, получают ежигей (нежный курт).
  • Также кымаран илти хымыраан – это напиток. Обычно сделанный из смеси кипячённой воды с добавкой молока (кислого или пресного).
  • Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда других кухонь. Во многом изменился набор продуктов. Из которых сегодня готовится пища. Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции. То современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печёными, мучными изделиями и сладостями.
  • Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придаёт ему сочность и аромат.
  • Большое место отводилось заготовке и длительному хранению продуктов. Во время забоя скота часть мяса заготавливали впрок, для чего его солили, вялили, иногда коптили, деликатесные изделия готовили в основном из конскогомяса – казы, шужук, жал, жая, карта.
Хлеб чаще всего выпекался в виде лепёшек, из печёных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки. Древняя посудная утварь делалась из кожи. Дерева, керамики. В каждой семье был чугунный казан, где готовилась пища. Чай кипятили в чугунных кувшинах, позднее – в самоварах.
  • Хлеб чаще всего выпекался в виде лепёшек, из печёных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки.
  • Древняя посудная утварь делалась из кожи. Дерева, керамики. В каждой семье был чугунный казан, где готовилась пища. Чай кипятили в чугунных кувшинах, позднее – в самоварах.

Просмотр содержимого презентации
«[000657]»

Традиционные интерьеры жилой части крестьянского дома  Работу выполнила Мухамедьярова Жанна, член краеведческого кружка  Руководитель: Лыженкова О. Д.

Традиционные интерьеры жилой части крестьянского дома Работу выполнила Мухамедьярова Жанна, член краеведческого кружка Руководитель: Лыженкова О. Д.

Жилая часть крестьянского дома конца ХІХ- начала ХХ вв. состояла из жилых и подсобных помещений. К жилым относились избы, горницы, в домах зажиточных крестьян – залы, светелки. К подсобным – кладовые, чуланы, сени, чердак. Главной особенностью убранства жилой части крестьянского дома была его традиционность: каждому помещению были присущи свои функции, что определяло особенности их обстановки и состав утвари. Вместе с тем, отвечая образу жизни и насущным потребностям обитателей дома, они не оставались абсолютно неизменными. Жилая част ь дома могла разделяться на две половины – летнюю и зимнюю. Количество комнат могло быть различным, это зависело и от хозяйственно – бытового уклада семьи, и от материальных возможностей владельцев строения, и, до некоторой степени, от семейных традиций .
  • Жилая часть крестьянского дома конца ХІХ- начала ХХ вв. состояла из жилых и подсобных помещений. К жилым относились избы, горницы, в домах зажиточных крестьян – залы, светелки. К подсобным – кладовые, чуланы, сени, чердак. Главной особенностью убранства жилой части крестьянского дома была его традиционность: каждому помещению были присущи свои функции, что определяло особенности их обстановки и состав утвари. Вместе с тем, отвечая образу жизни и насущным потребностям обитателей дома, они не оставались абсолютно неизменными.
  • Жилая част ь дома могла разделяться на две половины – летнюю и зимнюю. Количество комнат могло быть различным, это зависело и от хозяйственно – бытового уклада семьи, и от материальных возможностей владельцев строения, и, до некоторой степени, от семейных традиций .
Изба.

Изба.

  • Изба – отапливаемое жилое помещение. «Изба есть не что иное, как сокращенное и испорченное слово истопка», - так сказано в Толковом словаре В. И. Даля.
  • Это был сруб на 7-8 венцов, над которым настилали потолок, ставили крышу на один или два ската. Около входа складывали печь, вдоль стен встраивали лавки. Свет проникал через небольшое окошко.
Это довольно просторное помещение, где спали, готовили пищу, ели, выполняли различные хозяйственные работы, рукодельничали, нянчили детей… В избе мог работать ремесленник, здесь размещалась часть необходимой в быту утвари, рабочий инструмент, приспособления для производства некоторых видов хозяйственных работ.
  • Это довольно просторное помещение, где спали, готовили пищу, ели, выполняли различные хозяйственные работы, рукодельничали, нянчили детей… В избе мог работать ремесленник, здесь размещалась часть необходимой в быту утвари, рабочий инструмент, приспособления для производства некоторых видов хозяйственных работ.
Внутреннее убранство крестьянских изб.

Внутреннее убранство крестьянских изб.

  • Несмотря на то, что изба чаще всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был также женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.
Красный угол.

Красный угол.

  • Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка: «Без Бога не до порога».
Русская печь

Русская печь

В русской печи варочная камера расположена в глубине печи и имеет газовый порог — стенку между варочной камерой и устьем, благодаря которому продукты сгорания дольше задерживаются под сводом и сгорают более полно, и есть возможность использовать более простой по конструкции дымоход. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. В такой печи несколько (обычно две) заслонок для дыма. Обязательно наличие борова (выкладывается из кирпича на чердаке, иногда в нём делается камера для копчения), иначе печь будет быстрее остывать. Основанием для русской печи служит небольшой деревянный сруб — опечек. В русской печи нередко имелись многочисленные полочки и ниши для хранения
  • В русской печи варочная камера расположена в глубине печи и имеет газовый порог — стенку между варочной камерой и устьем, благодаря которому продукты сгорания дольше задерживаются под сводом и сгорают более полно, и есть возможность использовать более простой по конструкции дымоход. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. В такой печи несколько (обычно две) заслонок для дыма. Обязательно наличие борова (выкладывается из кирпича на чердаке, иногда в нём делается камера для копчения), иначе печь будет быстрее остывать. Основанием для русской печи служит небольшой деревянный сруб — опечек. В русской печи нередко имелись многочисленные полочки и ниши для хранения
Выше прилавка в печи имелись углубления – «печурки», где сушились носки, варежки или рукавицы. На прилавок, в угол, ближе к теплу, ставили деревянную квашню для теста, с тем, чтобы оно скорей подходило. Зимой на прилавке стояли шайки для пойки телят. Со стороны прилавка, рядом с печью, на стену вешали безмен, а в зимнее время – хомуты, мокрую одежду. На печи хранили заготовленную в большом количестве колотую лучину, а также «карды» для чесания шерсти и «щети» для чесания льна. Здесь сушили валенки, непряденую шерсть, которую складывали в лучинные корзины с низкими бортами, а иногда чесаный лен.
  • Выше прилавка в печи имелись углубления – «печурки», где сушились носки, варежки или рукавицы. На прилавок, в угол, ближе к теплу, ставили деревянную квашню для теста, с тем, чтобы оно скорей подходило. Зимой на прилавке стояли шайки для пойки телят. Со стороны прилавка, рядом с печью, на стену вешали безмен, а в зимнее время – хомуты, мокрую одежду. На печи хранили заготовленную в большом количестве колотую лучину, а также «карды» для чесания шерсти и «щети» для чесания льна. Здесь сушили валенки, непряденую шерсть, которую складывали в лучинные корзины с низкими бортами, а иногда чесаный лен.
За грядку цепляли кочергу с длинной ручкой. В маленькой нише над устьем хранились спички, могла стоять солонка и масленок для растапливания масла. Выступающая часть перед устьем называлась «шесток». На «шестке» или в печи всегда стоял чугунок или котел с теплой водой для мытья посуды. Под «шестком», в углублении, хранилась сковорода. На стене, рядом с устьем печи, висели щипцы для углей и камней, совок для выгребания углей из печи и самоварная труба. Рядом с печью, на больших деревянных гвоздях, могли висеть сечка и медные котлы. На полу у печи стояло деревянное корыто, полное камней, предназначенных для нагревания воды при стирке и выпаривании деревянной посуды.
  • За грядку цепляли кочергу с длинной ручкой. В маленькой нише над устьем хранились спички, могла стоять солонка и масленок для растапливания масла. Выступающая часть перед устьем называлась «шесток». На «шестке» или в печи всегда стоял чугунок или котел с теплой водой для мытья посуды. Под «шестком», в углублении, хранилась сковорода. На стене, рядом с устьем печи, висели щипцы для углей и камней, совок для выгребания углей из печи и самоварная труба. Рядом с печью, на больших деревянных гвоздях, могли висеть сечка и медные котлы. На полу у печи стояло деревянное корыто, полное камней, предназначенных для нагревания воды при стирке и выпаривании деревянной посуды.
Здесь же ставили тушилку для углей и самовар на скамеечке. Вплотную к печи, а именно в углу, выходящему к центру избы, ставился «припечной» столб. В него вбивали вбивали «светец» – кованый железный зажим, в который вставлялась лучина. К нему же подвешивали и рукомойник. Под рукомойником стояла лохань для грязной воды. Рядом с рукомойником, на конике, висела «рукотерка» – кусок грубого домотканого холста для вытирания рук, а полотенце для лица – «утиральник» находилось на вешалке – «гвоздильне», рядом с обеденным столом.
  • Здесь же ставили тушилку для углей и самовар на скамеечке. Вплотную к печи, а именно в углу, выходящему к центру избы, ставился «припечной» столб. В него вбивали вбивали «светец» – кованый железный зажим, в который вставлялась лучина. К нему же подвешивали и рукомойник. Под рукомойником стояла лохань для грязной воды. Рядом с рукомойником, на конике, висела «рукотерка» – кусок грубого домотканого холста для вытирания рук, а полотенце для лица – «утиральник» находилось на вешалке – «гвоздильне», рядом с обеденным столом.
От красного угла вдоль стен, под потолком, в обе стороны расходились полки – «надлавочницы». На них мог лежать различный инструмент: приспособления для вязания сетей, витья веревок, заготовки для плетения из бересты. Кроме того, на надлавочницах могли стоять лучинные корзины с клубками пряденой шерсти, кужонки, в которых хранились ножницы, цевки от ткацкого станка, веретена, а также кужонки с мукой, солонка, керосиновая лампа. Параллельно надлавочницам, ниже линии окон, вдоль стен врубали широкие лавки. У среднего – «красного» – окна, которое находилось напротив входа, ставили стол, возле него – две скамейки. Стол ставился торцрм к окну, поэтому его также могли называть «столовым».
  • От красного угла вдоль стен, под потолком, в обе стороны расходились полки – «надлавочницы». На них мог лежать различный инструмент: приспособления для вязания сетей, витья веревок, заготовки для плетения из бересты. Кроме того, на надлавочницах могли стоять лучинные корзины с клубками пряденой шерсти, кужонки, в которых хранились ножницы, цевки от ткацкого станка, веретена, а также кужонки с мукой, солонка, керосиновая лампа. Параллельно надлавочницам, ниже линии окон, вдоль стен врубали широкие лавки. У среднего – «красного» – окна, которое находилось напротив входа, ставили стол, возле него – две скамейки. Стол ставился торцрм к окну, поэтому его также могли называть «столовым».
В каждой избе могла висеть люлька, её подвешивали на длинной деревянной жерди – «очепе». Очеп просовывался через делезное кольцо, вбитое в потолок, или вставлялся между потолком и потолочной балкой – «матицей», с тем, чтобы иметь возможность свободно перемещать люльку по избе. Обычно люльку подвешивали ближе к дверному или в меньшом углу. Домотканый постельничек для младенца набивался сеном или мякиной, подушечка была перовая. Занавеску – «огибку» к люльке мастерили из старого сарафана, юбки или передника.
  • В каждой избе могла висеть люлька, её подвешивали на длинной деревянной жерди – «очепе». Очеп просовывался через делезное кольцо, вбитое в потолок, или вставлялся между потолком и потолочной балкой – «матицей», с тем, чтобы иметь возможность свободно перемещать люльку по избе. Обычно люльку подвешивали ближе к дверному или в меньшом углу. Домотканый постельничек для младенца набивался сеном или мякиной, подушечка была перовая. Занавеску – «огибку» к люльке мастерили из старого сарафана, юбки или передника.
Во время Великого поста женщины занимались ткачеством, поэтому у среднего окна по боковому фасаду устанавливался ткацкий стан. В остальное время его в разобранном виде хранили на сарае. Из других предметов обстановки , которые находились в избе, можно отметить ходунки для ребёнка и табуретки.
  • Во время Великого поста женщины занимались ткачеством, поэтому у среднего окна по боковому фасаду устанавливался ткацкий стан. В остальное время его в разобранном виде хранили на сарае. Из других предметов обстановки , которые находились в избе, можно отметить ходунки для ребёнка и табуретки.
Окна.

Окна.

  • Окна были небольшими, рамы делались двойными. Если рамы были одинарные, то на зиму окна снаружи закрывали соломенными или дощатыми щитами. Из всех окон в избе открывалось лишь одно, «красное». Стены и полы были некрашеными. Для поддержания чистоты каждую субботу поля тщательно мыли, или, как говорили, «стирали». Для этого из золы заваривали щёлок, смешивали его с песком и полученной смесью при помощи голика (веника без листьев) терли половицы. Вымытый пол до полного высыхания застилали свежей соломой или «припоном2 – грубым полотнищем, сшитым из трёх кусков ткани, сотканной из льняных очесов. Чтобы поля меньше пачкались, рабочую обувь крестьяне снимали в сенях или у дверей, при входе, в избе надевали валенки. Два раза в год, на Рождество и Пасху, тщательно мыли не только полы, но и потолки, и стены.
Предметы быта .

Предметы быта .

  • Большую группу предметов в избе составляет посуда: обеденная, чайная, для приготовления пищи, для различных хозяйственных целей.
  • Обеденная посуда хранилась в посуднике в избе. Это были: большая общая глиняная или деревянная миска, в которой подавали еде, деревянные ложки, фарфоровая или фаянсовая, так называемая «питная2 чашка для молока, кваса и других напитков, а также медная солонка на высокой ножке.
Чайная посуда подразделялась на праздничную и повседневную. Праздничную хранили в буфете в горнице, если таковой не было – в навесном расписном шкафчике в избе, а повседневную – в посуднике или в шкафчике у рундука. Это могли быть фарфоровые и фаянсовые чашки с блюдцами, стеклянные стаканы с блюдцами или глиняные кружки. Из которых чай пили мужчины, а также сахарницы из прессованного стекла на высоких ножках и стеклянные чайницы с притертыми крышками.
  • Чайная посуда подразделялась на праздничную и повседневную. Праздничную хранили в буфете в горнице, если таковой не было – в навесном расписном шкафчике в избе, а повседневную – в посуднике или в шкафчике у рундука. Это могли быть фарфоровые и фаянсовые чашки с блюдцами, стеклянные стаканы с блюдцами или глиняные кружки. Из которых чай пили мужчины, а также сахарницы из прессованного стекла на высоких ножках и стеклянные чайницы с притертыми крышками.
Существовала специальная посуда для приготовления пищи на «жаратке» – в конструкции печи это небольшие пазухи или ниши, находящиеся на шестке, справа и слева от устья. В них засыпали угли, которые долго оставались в тлеющем состоянии. Это было нужно для того, чтобы варить пищу, когда не топится печь. На «жаратке» еду готовили в кастрюле с одной длинной ручкой, ставя её на таганок. Могли использовать и медные котлы с дужками: их подвешивали на специально укреплённом над «жаратком2 крюке. Были также сковороды на ножках. Для приготовления пищи в печи предназначалась следующая посуда: медные луженые котлы - в них варили кашу, уху, эмалированные чугунки для щей или мяса, реже –для каши, большие глиняные горшки. В которых заваривали «загусту», горшки меньшего размера, в которых парили репу, томили молоко. Имелись также большие чугунные сковороды – на них в печи жарили рыбу, овсяные блины.

Существовала специальная посуда для приготовления пищи на «жаратке» – в конструкции печи это небольшие пазухи или ниши, находящиеся на шестке, справа и слева от устья. В них засыпали угли, которые долго оставались в тлеющем состоянии. Это было нужно для того, чтобы варить пищу, когда не топится печь. На «жаратке» еду готовили в кастрюле с одной длинной ручкой, ставя её на таганок. Могли использовать и медные котлы с дужками: их подвешивали на специально укреплённом над «жаратком2 крюке. Были также сковороды на ножках.

Для приготовления пищи в печи предназначалась следующая посуда: медные луженые котлы - в них варили кашу, уху, эмалированные чугунки для щей или мяса, реже –для каши, большие глиняные горшки. В которых заваривали «загусту», горшки меньшего размера, в которых парили репу, томили молоко. Имелись также большие чугунные сковороды – на них в печи жарили рыбу, овсяные блины.

Для кипячения воды использовались самовары. Если самоваров в хозяйстве не было, пользовались медными чайниками, их кипятили на таганке. Чайник использовали и тогда, когда необходимо было согреть небольшое количество воды.
  • Для кипячения воды использовались самовары. Если самоваров в хозяйстве не было, пользовались медными чайниками, их кипятили на таганке. Чайник использовали и тогда, когда необходимо было согреть небольшое количество воды.
Посуда

Посуда

В крестьянском быту широко использовалась бондарная посуда, изготовленная из узких дощечек – «клепок», стянутых обручами. В ушатах с крышкой готовили квас, в больших бочках солили мясо, в чанах держали воду. В такой посуде можно было хранить грибы и толчёные ягоды. Вся посуда, предназначенная для ухода за скотом, тоже была, в основном, бондарной: лохани для запаривания пойла, подойники, небольшие шайки для пойки телят, кадушки для хранения молока. Эту посуду держали в чуланах, кладовках, её заносили тогда, когда в этом была необходимость.
  • В крестьянском быту широко использовалась бондарная посуда, изготовленная из узких дощечек – «клепок», стянутых обручами. В ушатах с крышкой готовили квас, в больших бочках солили мясо, в чанах держали воду. В такой посуде можно было хранить грибы и толчёные ягоды. Вся посуда, предназначенная для ухода за скотом, тоже была, в основном, бондарной: лохани для запаривания пойла, подойники, небольшие шайки для пойки телят, кадушки для хранения молока. Эту посуду держали в чуланах, кладовках, её заносили тогда, когда в этом была необходимость.
Очень много было и берестяной посуды. Её изготавливали из целого куска бересты. Такие сосуды брали с собой на покос: в больших туесах – «лубянках» носили молоко и простоквашу, в маленьких – масло, для соли существовали берестяные солонки с деревянными крышками. Обычно эту посуду хранили в чулане или на чердаке. Для сбора ягод существовали берестяные корзины – «набирушки». В берестяных кужонках также хранили муку и крупу, широкие кужонки с низкими бортами использовались при просеивании муки.
  • Очень много было и берестяной посуды. Её изготавливали из целого куска бересты. Такие сосуды брали с собой на покос: в больших туесах – «лубянках» носили молоко и простоквашу, в маленьких – масло, для соли существовали берестяные солонки с деревянными крышками. Обычно эту посуду хранили в чулане или на чердаке. Для сбора ягод существовали берестяные корзины – «набирушки». В берестяных кужонках также хранили муку и крупу, широкие кужонки с низкими бортами использовались при просеивании муки.
Постельные принадлежности

Постельные принадлежности

  • Крестьяне часто спали на матрацах, набитых сеном, или на перинах. Перины были не лучшего качества – хорошие берегли для гостей. Также для гостей держали хорошие простыни, одеяла, подушки. Сами укрывались лоскутными или домоткаными одеялами, тулупами, были также меховые «одеяльницы»- сшитые углом шкуры, которыми укутывали ноги.
Простыни использовались редко, да и то из самого грубого холста. Днем постельные принадлежности держали в сенях. Их складывали на стоящую там кровать. Спали на полу в избе, на прилавке, на лежанке, на печи, на кроватях, на лавках, приставляя к ним скамейку или деревянные щиты, второй конец которых укладывался на скамейку или табуретки. Люди разного возраста распределялись на ночлег примерно следующим образом: на кровати в избе могли спать родители. На лежанке и печи – старики, в горнице – те, кто помоложе.
  • Простыни использовались редко, да и то из самого грубого холста. Днем постельные принадлежности держали в сенях. Их складывали на стоящую там кровать.
  • Спали на полу в избе, на прилавке, на лежанке, на печи, на кроватях, на лавках, приставляя к ним скамейку или деревянные щиты, второй конец которых укладывался на скамейку или табуретки.
  • Люди разного возраста распределялись на ночлег примерно следующим образом: на кровати в избе могли спать родители. На лежанке и печи – старики, в горнице – те, кто помоложе.
спасибо за внимание!

спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Быт русского и казахского народов»

Быт русского и казахского народов Презентацию подготовила Сундетова Алма, член краеведческого кружка. Руководитель: Лыженкова О. Д.

Быт русского и казахского народов

Презентацию подготовила Сундетова Алма, член краеведческого кружка.

Руководитель: Лыженкова О. Д.

1 страница. Шаги истории Жители России :  1. Русичи  2. Русские  3. Россияне  4.Российские жители

1 страница. Шаги истории

Жители России :

1. Русичи

2. Русские

3. Россияне

4.Российские жители

Передача из поколение в поколение обычаев, навыков, правил  1. Легенда  2. Подарок  3. Традиция  4. История

Передача из поколение в поколение обычаев, навыков, правил

1. Легенда

2. Подарок

3. Традиция

4. История

Самое распространённое на Руси осветительное устройство  1. Лучина  2. Светильник  3. Свеча  4. Очаг

Самое распространённое на Руси осветительное устройство

1. Лучина

2. Светильник

3. Свеча

4. Очаг

Какая самая распространённая обувь на Руси?  1. Тапки  2. Валенки  3. Лапти  4. Калоши

Какая самая распространённая обувь на Руси?

1. Тапки

2. Валенки

3. Лапти

4. Калоши

Универсальный предмет мебели в русской избе.  1. Лавка  2. Скамья  3. Стул  4. Табуретка

Универсальный предмет мебели в русской избе.

1. Лавка

2. Скамья

3. Стул

4. Табуретка

Дома на колесах  1. Кибитка  2. Шатер  3. Юрта  4. Чум

Дома на колесах

1. Кибитка

2. Шатер

3. Юрта

4. Чум

Интерьер юрты  1. Сервант  2. Мягкая мебель  3. Предметы из войлока, тканые изделия.  4. Круглый большой деревянный стол.

Интерьер юрты

1. Сервант

2. Мягкая мебель

3. Предметы из войлока, тканые изделия.

4. Круглый большой деревянный стол.

Национальные напитки казахов  1. Квас  2. Компот  3. Кумыс  4. Чай

Национальные напитки казахов

1. Квас

2. Компот

3. Кумыс

4. Чай

Из какого материала строили казахи оседлые жилища?  1. Саман  2. Шлакоблочный кирпич  3. Бревна  4. Силикатный кирпич

Из какого материала строили казахи оседлые жилища?

1. Саман

2. Шлакоблочный кирпич

3. Бревна

4. Силикатный кирпич

2страница. Русская изба. Вот вам русская изба…  В центе стол, печь, образа,  Люлька, нянчить малыша,  Самовар, утюг, у стены большой сундук

2страница. Русская изба.

Вот вам русская изба…

В центе стол, печь, образа,

Люлька, нянчить малыша,

Самовар, утюг, у стены большой сундук

Правила при обеде или ужине Первым за стол садился отец. Свои место строго занимали все члены семьи.  Мытье рук считалось обязательным.  Перед трапезой хозяин читал краткую благодарственную молитву.  В начале обеда перед каждым лежала ложка и кусок хлеба.  Пищу подавала хозяйка дома или младшая невестка.

Правила при обеде или ужине

Первым за стол садился отец. Свои место строго занимали все члены семьи.

Мытье рук считалось обязательным.

Перед трапезой хозяин читал краткую благодарственную молитву.

В начале обеда перед каждым лежала ложка и кусок хлеба.

Пищу подавала хозяйка дома или младшая невестка.

Жидкая пища подавалась на стол в большой миске, каждый черпал из неё своей ложкой.  За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой, бросать остатки пищи на пол, вставать, не окончив еды.

Жидкая пища подавалась на стол в большой миске, каждый черпал из неё своей ложкой.

За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой, бросать остатки пищи на пол, вставать, не окончив еды.

3 страница. Предметы быта и их функции. Веник употребляли для подметания пола, чистки одежды, для парения в бане.   Кочерга- приспособление для размешивания углей в печи, сгребания жара.   Метла употреблялась для подметания вокруг дома. Для метлы использовали ветки ветлы или полыни.

3 страница. Предметы быта и их функции.

Веник употребляли для подметания пола, чистки одежды, для парения в бане.

Кочерга- приспособление для размешивания углей в печи, сгребания жара.

Метла употреблялась для подметания вокруг дома. Для метлы использовали ветки ветлы или полыни.

Ухват или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.     Рушник  – это украшенное вышивкой полотенце – обязательный атрибут всех народных празднований и обрядов; в прямом смысле сопровождающий человека от колыбели до самой могилы.

Ухват или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

Рушник  – это украшенное вышивкой полотенце – обязательный атрибут всех народных празднований и обрядов; в прямом смысле сопровождающий человека от колыбели до самой могилы.

4 страница. Вместе с русскими уже много лет живут казахи.

4 страница. Вместе с русскими уже много лет живут казахи.

Вопросы викторины. 1. Как называлась казахская юрта?  2. Какая юрта считалась символом достатка и благополучия?  3. Из чего состоял интерьер юрты?  4. Что ставилось в центре юрты7  5. Какой скатертью покрывался стол?  6. При входе слева находились …

Вопросы викторины.

1. Как называлась казахская юрта?

2. Какая юрта считалась символом достатка и благополучия?

3. Из чего состоял интерьер юрты?

4. Что ставилось в центре юрты7

5. Какой скатертью покрывался стол?

6. При входе слева находились …

7. При входе справа …  8. Из чего строили дома оседлые казахи?  9. Как назывались разновидности домов?  10. Казахские национальные блюда.  11. Традиции при угощении гостей.  12. Главное национальное блюдо казахов - …  13. Из какого материала изготавливалась посуда?

7. При входе справа …

8. Из чего строили дома оседлые казахи?

9. Как назывались разновидности домов?

10. Казахские национальные блюда.

11. Традиции при угощении гостей.

12. Главное национальное блюдо казахов - …

13. Из какого материала изготавливалась посуда?

Итог - Продолжаются ли у нас народные традиции?  - А можем ли мы вернуть какие-нибудь традиции своих народов?  - Что для этого нужно?

Итог

- Продолжаются ли у нас народные традиции?

- А можем ли мы вернуть какие-нибудь традиции своих народов?

- Что для этого нужно?

Ресурсы: Изба: http://bibsech2010.ucoz.ru/0_24371_c003486d_XL.jpeg http://www.booksite.ru/enciklopedia/interier/12.gif  Русская печь: http://ib1.keep4u.ru/b/071105/d3d548a4ee1a8ac0eb.jpg http://artcyclopedia.ru/img/big/007250001.jpg Предметы старины: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/567/50567806_9711.jpg   http://images.tiu.ru/14820269_w640_h640_resizeimage_48.jpg http://altaysuvenir.ru/published/publicdata/IRINA1961/attachments/SC/products_pictures/ma31_MG_5045_enl.jpg

Ресурсы:

Изба: http://bibsech2010.ucoz.ru/0_24371_c003486d_XL.jpeg

http://www.booksite.ru/enciklopedia/interier/12.gif

Русская печь: http://ib1.keep4u.ru/b/071105/d3d548a4ee1a8ac0eb.jpg

http://artcyclopedia.ru/img/big/007250001.jpg

Предметы старины: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/567/50567806_9711.jpg

http://images.tiu.ru/14820269_w640_h640_resizeimage_48.jpg

http://altaysuvenir.ru/published/publicdata/IRINA1961/attachments/SC/products_pictures/ma31_MG_5045_enl.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кружок (открытое занятие)

Автор: Лыженкова Ольга Дмитриевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "План-конспект открытого занятия по программе "Баскетбо""
    ["seo_title"] => string(54) "plankonspiektotkrytoghozaniatiiapoproghrammiebaskietbo"
    ["file_id"] => string(6) "276011"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452670440"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Открытое занятие  "ЧЕМОДАН ЛИДЕРА" на муниципальный этап всероссийского конкурса "Учитель года -2014". Номинация "Педагог дополнительного образования  " "
    ["seo_title"] => string(160) "otkrytoie-zaniatiie-chiemodan-lidiera-na-munitsipal-nyi-etap-vsierossiiskogho-konkursa-uchitiel-ghoda-2014-nominatsiia-piedaghogh-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "245398"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446125147"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект открытого занятия в средней группе  на тему: «Мир насекомых»"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-v-sriedniei-ghruppie-na-tiemu-mir-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "253995"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447688609"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект открытого занятия  На тему: "Встречаем весну" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-na-tiemu-vstriechaiem-viesnu"
    ["file_id"] => string(6) "200703"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428905050"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обычаи  традиции и культура народов Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-obychai-traditsii-i-kul-tura-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "233840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443250234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства