kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обычаи традиции и культура народов Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Обычаи   традиции и  культура народов Казахстана»

Цель: Познакомить детей с обычаями, традициями и культурой русского народа.   Дать знания о празднике Масленица.  

Разъяснить название семи  дней  Масленицы, объяснить их значение.                                                                                                                                                                                                                                             

 Активизировать словарь детей.

Прививать детям любовь к устному народному творчеству. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Оборудование: народные костюмы, атрибуты (платочки, кепки, фартуки, колпаки),

Наглядно-демонстрационный материал: блины, самовар, чай, скатерть, салфетки, варенье, мед, сметана, деревянная посуда, вышивка.

Ход занятия

Пританцовывая под музыку «Калинка», дети входят в зал  становятся в кружок и здороваются  с гостями

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуйте мои друзья –

Он, и он, и ты, и я!

Воспитатель.

В нашей стране Республике Казахстан проживает более 120 национальностей. У каждого народа есть свои обычаи, традиции и культура. Сегодня я хочу познакомить вас с культурой русского народа. В понедельник у русских начался замечательный праздник Масленица. Этому празднику я посвящаю наше занятие.

- Дети, какое, сейчас, время года?

- Какие вы знаете зимние месяцы?

- А стихи вы знаете о зиме? Кто из вас прочитает стихотворение.

Чтение стихов

1-ый ребенок

И. Суриков «Зима»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

2-ой ребенок

 А. Прокофьев  «Зимушка-зима»

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.

  Воспитатель.  Дети, а какие народные праздники вы  знаете

  Ответы детей. Рождество, Крещение, Пасха.

 Воспитатель. А  какой  народный праздник русский народ  отмечаем в феврале?       

Дети.  Масленицу.

Воспитатель. А  что это за праздник?

Дети.  Это время, когда зима встречается с весной.

Воспитатель. Верно, дети, а давайте позовем Масленицу к нам в гости.

Едет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

На саночках расписных,

На кониках вороных,

Живет Масленица 7 деньков,

Оставайся с нами 7 годков!

Появляется Масленица и кланяется

Масленица. Спасибо, дорогие, что приветили!

Масленица бывает в конце февраля -  начале марта. Ее празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами. А что вы знаете о Масленице?

1-ый ребенок. Масленица начинается в понедельник, он называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

2-й ребенок.
Вторник — заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
(время игрищ и развлечений)
3-й ребенок.
Среда — лакомка. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
(едят сладости)
4-й ребенок.
Четверг — разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
5-й ребенок.
Пятница — тещины вечера.  Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
6-й ребенок.
Суббота — золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой.

Пепел  развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
(посиделки – родственники собираются на обед, ужин, долго сидят, разговаривают)
7-й ребенок.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.
Масленица. Молодцы, ребята, много вы знаете про меня, про Масленицу.

А теперь давайте поиграем!

Воспитатель.  Предлагаю поиграть в игру «Заря-зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один  из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,
Красная девица!
По полю ходила.
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.  Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Воспитатель.  Молодцы, дети, вы хорошо играли, были ловкими и быстрыми.
Воспитатель.  Дети, а что является символом Масленицы? Почему?

Дети.  Блины!

 Воспитатель. Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.

 Дети исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла»

Воспитатель.  В творчестве русского народа  много пословиц и поговорок о Масленице. Дети, а какие пословицы и поговорки вы знаете об этом замечательном празднике.

Ответы детей.  

- Это Масленица идет, блин да мед несет.

- Масленица семь дней гуляет.

- Без блинов – не масленица.                                                                                                                                                                                                                                                            

- Не житье, а Масленица.

- Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

- На горах покататься, в блинах поваляться.

- Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
- Блин не сноп – на вилы не наколешь.
- Масленицу провожаем, тепло, солнце ожидаем          

Воспитатель.   Молодцы, вы много знаете пословиц и поговорок, но пришло время  и нам  пора прощаться с Масленицей.

Ребенок

Тин –танка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка не скупися,

Масляным кусочком поделися!

 Звучит русская народная песня: «Блиночки мои» дети выполняют танцевальные движения

Масленица

Пожалуйте к столу гости дорогие! Я вас дожидалась. Сдобные лепешки не лезут в окошко!

 А горячие блины в рот захотели.

Угощение присутствующих гостей блинами.

Воспитатель. Занятие окончено. Давайте попращаемся с Масленицей.

Дети (хором) Масленица прощай!

А на тот год опять приезжай!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обычаи традиции и культура народов Казахстана" »

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Обычаи традиции и культура народов Казахстана»

Цель: Познакомить детей с обычаями, традициями и культурой русского народа. Дать знания о празднике Масленица.

Разъяснить название семи дней Масленицы, объяснить их значение.

Активизировать словарь детей.

Прививать детям любовь к устному народному творчеству. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Оборудование: народные костюмы, атрибуты (платочки, кепки, фартуки, колпаки),

Наглядно-демонстрационный материал: блины, самовар, чай, скатерть, салфетки, варенье, мед, сметана, деревянная посуда, вышивка.


Ход занятия

Пританцовывая под музыку «Калинка», дети входят в зал становятся в кружок и здороваются с гостями

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуйте мои друзья –

Он, и он, и ты, и я!

Воспитатель.

В нашей стране Республике Казахстан проживает более 120 национальностей. У каждого народа есть свои обычаи, традиции и культура. Сегодня я хочу познакомить вас с культурой русского народа. В понедельник у русских начался замечательный праздник Масленица. Этому празднику я посвящаю наше занятие.

- Дети, какое, сейчас, время года?

- Какие вы знаете зимние месяцы?

- А стихи вы знаете о зиме? Кто из вас прочитает стихотворение .

Чтение стихов

1-ый ребенок

И. Суриков «Зима»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

2-ой ребенок

А. Прокофьев «Зимушка-зима»

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.

Воспитатель. Дети, а какие народные праздники вы знаете?

Ответы детей. Рождество, Крещение, Пасха.

Воспитатель. А какой народный праздник русский народ отмечаем в феврале?

Дети. Масленицу.

Воспитатель. А что это за праздник?

Дети. Это время, когда зима встречается с весной.

Воспитатель. Верно, дети, а давайте позовем Масленицу к нам в гости.

Едет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

На саночках расписных,

На кониках вороных,

Живет Масленица 7 деньков,

Оставайся с нами 7 годков!

Появляется Масленица и кланяется

Масленица. Спасибо, дорогие, что приветили!

Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Ее празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами. А что вы знаете о Масленице?

1-ый ребенок. Масленица начинается в понедельник, он называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

2-й ребенок.
Вторник — заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
(время игрищ и развлечений)
3-й ребенок.
Среда — лакомка. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
(едят сладости)
4-й ребенок.
Четверг — разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
5-й ребенок.
Пятница — тещины вечера. Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
6-й ребенок.
Суббота — золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой.

Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
(посиделки – родственники собираются на обед, ужин, долго сидят, разговаривают)
7-й ребенок.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.
Масленица. Молодцы, ребята, много вы знаете про меня, про Масленицу.

А теперь давайте поиграем!

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру «Заря-зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,
Красная девица!
По полю ходила.
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Воспитатель. Молодцы, дети, вы хорошо играли, были ловкими и быстрыми.
Воспитатель. Дети, а что является символом Масленицы? Почему?

Дети. Блины!

Воспитатель. Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.

Дети исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла»

Воспитатель. В творчестве русского народа много пословиц и поговорок о Масленице. Дети, а какие пословицы и поговорки вы знаете об этом замечательном празднике.

Ответы детей.

- Это Масленица идет, блин да мед несет.

- Масленица семь дней гуляет.

- Без блинов – не масленица.

- Не житье, а Масленица.

- Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

- На горах покататься, в блинах поваляться.

- Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
- Блин не сноп – на вилы не наколешь.
- Масленицу провожаем, тепло, солнце ожидаем

Воспитатель. Молодцы, вы много знаете пословиц и поговорок, но пришло время и нам пора прощаться с Масленицей.

Ребенок

Тин –танка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Звучит русская народная песня: «Блиночки мои» дети выполняют танцевальные движения

Масленица

Пожалуйте к столу гости дорогие! Я вас дожидалась. Сдобные лепешки не лезут в окошко!

А горячие блины в рот захотели.

Угощение присутствующих гостей блинами.

Воспитатель. Занятие окончено. Давайте попращаемся с Масленицей.

Дети (хором) Масленица прощай!

А на тот год опять приезжай!






















Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои

В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои

Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои

На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои

Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,


1. Характеристика детей
Дана ли полная характеристика детей по возрастным, индивидуальным особенностям; если занятие проводится с группой детей, то обоснован ли такой подбор и чем?

2. Степень сложности проведённого занятия
Оценена ли степень сложности занятия для детей данной группы и чем именно?

3. Характеристика программных задач
Дана ли триединая дидактическая цель занятия, раскрытая в программных задачах и решены ли они в ходе занятия?

4. Мнение о типе занятия, его соответствие возрасту детей и задачам
Высказано ли своё мнение о типе занятия и его соответствие с программными задачами и возрастом и, использованной программе.

5. Раскрытие используемых приёмов и методов
Названы ли приёмы и методы, используемые в занятии, и подтверждены ли ходом занятия.

6. Выделение удачных и неудачных мест в занятии
Выделены ли удачные и неудачные места, дано ли обоснование им, определена ли перспектива работы на дальнейший этап.
0 – не раскрыто
1 – раскрыто
2 – раскрыто полно и глубоко

  1. Дать характеристику группы

  2. Указать тему занятия, охарактеризовать её место в общей системе других занятий и тем.

  3. Указать степень сложности изучаемой темы для группы данного уровня

  4. Охарактеризовать триединую дидактическую цель занятия, сопоставив её с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия.

  5. Высказать своё мнение о типе занятия и его соответствии дидактической цели.

  6. Определить этапы занятия и показать решение дидактической задачи на каждом этапе.

  7. Охарактеризовать кратко использованные методы обучения в ходе занятия, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Выделить наиболее удачные и неудачные места на занятии и определить пути их коррекции. г. Удомля

2010 год

Характеристика группы.

В моей группе 23 человека, из них 13 девочек, 10 мальчиков. На занятии присутствовало 10 детей, согласно условиям конкурса.

Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высока, и навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы следующим образом:

Высокий уровень обучаемости: 100% - 4 человека

Средний уровень обучаемости: 89% - 3 человека

78% - 3 человека

Низкий уровень: нет

Подгруппы детей не постоянны, видоизменяются.

Характеристика проекта.

Данное по блоку занятие знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» первое. Чтение сказки я вынесла в предварительную работу, так как объем сказки велик по содержанию, тем самым сэкономила время для творческого задания детей.

Цель занятия: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Закрепить умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать воображение; придумывание новых эпизодов сказки. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

В свое занятие я внесла: игровую мотивацию – приход Сказочницы, проблемную ситуацию в конце занятия – «Какими бы были гуси, если жили бы не у Бабы-Яги, а у Маши с Ваней?» Занятие закончила стихотворными строчками, позволяющими детям более ярко осмыслить содержание, т.к. стихи способствуют более легкому запоминанию материала, а также активизируют внимание детей, которые прекрасно усваивают информацию на слух.

Краткое структурное изложение занятия: для лучшего усвоения программного материала я продумала посадку детей, пригласив их на импровизированную поляну из цветов, а также использовала технические средства: музыкальные произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» (современная обработка с использованием голосов птиц).

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

  1. вхождение в сказку,

  2. беседа по содержанию сказки,

  3. творческое задание детей,

  4. итог занятия.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы (это перцептивный аспект) были использованы неоднократно:

  1. при создании игровой мотивации «В гостях у Сказочницы»,

  2. беседа по содержанию сказки,

  3. придумывание новых эпизодов сказки,

  4. анализ выполненных работ.

Наглядные методы использовались в следующем моменте. Показ иллюстрации из сказки (книга-театр «Гуси-лебеди»)

Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный образ.

Практические методы (перцептивный аспект). Выполнение творческого задания – создание ковриков для избушки Бабы-Яги, и для домика Маши и Вани.

Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку: пластический этюд «Бабочки».

Методы контроля. Так как занятие проводилось с подгруппой детей, и количество их было небольшим, то было уместно и возможно провести фронтальную проверку знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Длительность занятия 24 минуты, что соответствует нормам Сан Пина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако двое детей работали в своем темпе, и творческое задание выполнили чуть позднее из-за медлительности, в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души отразилась в их собственных сочинениях. Каждый герой был положительным.

Но, однако, дети удивили меня тем, что творческие рассказы были менее содержательны, чем могли бы быть. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Науменко Светлана Петровна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233840


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства